Украинские беженцы-невозвращенцы как проблема для Украины

В русскоязычных масс-медиа Европы довольно часто появляются материалы, связанные с положением украинских беженцев в странах ЕС. Естественно, особое внимание этому вопросу уделяется и в средствах массовой информации Украины.

Недавно там широко и подробно обсуждались результаты социологического опроса, проведенного в европейских странах, принявших беженцев из Украины. Согласно данным исследования, только примерно половина украинских граждан, перебравшихся в страны Европейского Союза после начала широкомасштабного российского вооруженного вторжения в Украину, твердо намерены возвращаться на родину. Из другой половины 25% твердо намерены остаться в принявших их странах, а еще 25% пока не решили, что они будут делать в ближайшем будущем.

Судя по всему, опрос проводился местными социологами. Так, по сообщению ERR, в Эстонии такое исследование проводили научные сотрудники Тартуского университета и Praxis. Данные по Эстонии в целом соответствуют общеевропейским показателям.

Результаты исследования вызвали обеспокоенность как у экспертов, так и у государственных чиновников Украины. Обсуждению ситуации был посвящен большой репортаж на украинском телеканале ICTV. Вывод неутешительный – Украина может утрать значительную численность трудоспособного населения. Сейчас в странах ЕС оказались, главным образом, женщины с детьми. Но после окончания активной фазы боевых действий в Украине к тем из них, кто твердо решил «остаться в Европе», а также к тем, кто колеблется, наверняка присоединятся их мужья, а также, возможно, братья и другие близкие родственники. Эта тенденция, скорее всего, приведет к острой нехватке трудовых ресурсов в послевоенной Украине. Именно поэтому уже сейчас в правительстве Украины разрабатывается специальная программа конкретных мер по стимулированию возвращения на родину беженцев после окончания войны. Эта программа предусматривает, например, финансовую поддержку на восстановление или строительство жилья, создание высокооплачиваемых рабочих мест и тому подобное.

Но ряд украинских экспертов высказывают мнение, что данная программа, если и будет иметь позитивный результат, то лишь частичный. Дело в том, что люди, потерявшие жилье и работу в ходе войны, составляют лишь часть беженцев. Среди украинцев, хлынувших в Европу, беженцы из зон боевых действий, а также из областей, непосредственно примыкающих к районам активных боевых действий на востоке Украины, составляют меньшинство. Большинство украинцев, выехавших в Европу, это жители, так сказать, тыловых областей. Определенную часть среди них составляют люди, которые решили покинуть Украину, опасаясь интенсификации ракетных и авиационных ударов со стороны России по центральным и западным областям Украины. Но есть и такие, которые выезжали в страны Европы целенаправленно на постоянное место жительство, рассчитывая, что статус военных беженцев поможет им легче обосноваться на новом месте.

Большой материал, посвященной этой проблеме, опубликован на портале Русской службы ВВС.

В первые месяцы после февраля 2022 года миллионы украинских беженцев стали серьезной дополнительной нагрузкой для финансовой, социальной и образовательной систем стран Евросоюза. По подсчетам Международного валютного фонда, в 2022 году страны ЕС потратили на обустройство украинских беженцев 30-37 миллиардов евро. Это больше всей финансовой помощи, которую страны ЕС за тот же период оказали непосредственно Украине.

Но уже к концу 2022 года в ЕС начал сказываться ощутимый экономический позитив от украинских беженцев, многие из которых начали работать и де-факто превратились в трудовых мигрантов. По оценкам европейских финансистов и экономистов, украинские мигранты в значительной степени компенсировали риски экономического спада в некоторых странах Европы, поскольку они стимулировали потребительский рынок и существенно компенсировали нехватку рабочей силы в Евросоюзе. Так, по оценке аналитиков Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, в 2022 году украинские беженцы-мигранты внесли заметный вклад в темпы роста ВВП в таких странах, как Чехия, Польша, Эстония, Венгрия, Латвия, Словакия, Литва и Румыния. По сути, единственным негативным экономическим последствием наплыва украинских мигрантов-беженцев стал рост цен на рынке арендной недвижимости.

Вместе с тем, Украина рискует навсегда потерять многих специалистов и работников. По оценкам аналитиков украинского Центра экономической стратегии, обратно в Украину наверняка вернутся люди с более низким уровнем образования, чья квалификация не позволяет им выгодно трудоустроиться в странах ЕС. В конечном итоге невозвращение большей части украинцев из Европы на родину будет иметь негативное влияние на экономику Украины, которая в этом случае потеряет до 8% своего ВВП.

Кроме того, будут возвращаться люди пожилого возраста. А это значит, что и без того сложная демографическая ситуация в Украине еще более усугубится. По расчетам специалистов Института демографии Академии наук Украины, в нынешнем 2023 году на одну женщину в Украине будет приходиться 0,8 ребенка при том, что для для нормального воспроизводства населения страны минимально необходимо в среднем 2,2 ребенка на одну женщину. Реально ситуация с рождаемостью может оказаться еще более катастрофичной.

В целом получается, что украинские беженцы, фактически трудовые мигранты – это экономически выгодное приобретение для стран ЕС, в том числе и для Эстонии. Но для Украины сложившаяся ситуация будет иметь серьезные негативные последствия, и не только экономические.

Eesti Päevaleht/Delfi, 14.05.2023.

Опубликовано в Oleg