Страх в очах Кылварта

Помнится, как пару лет назад Михаил Кылварт в одной из телепередач, производство которых оплачивает мэрия Таллинна, жаловался на то, что его редко приглашают выступать в эстонских СМИ. А если и приглашают, то спрашивают, как правило, о межэтнических отношениях, а не об общегосударственных проблемах.

Кылварт, конечно, большой любитель порассуждать на отвлеченные темы. И порой эта его склонность к философствованию приобретает забавные формы. Помнится, как в одной из телепередач, опять же проплаченной таллиннской горуправой, Кылварт долго рассуждал о том, что все мы должны сносить куда-то по камешку, пока не образуется большая каменная куча и после этого произойдет что-то замечательное.

Ну, да ладно. После того, как Кылварт стал мэром Таллинна, ему грех жаловаться на недостаток внимания эстонских СМИ. Но Кылварту не угодить. Уже не один раз я видел, как Кылварт во время теле- и видеоинтервью явно начинает раздражаться. Дело в том, что журналисты задают Кылварту вопросы, на которые он не хочет отвечать. Кроме того, журналисты хотят услышать от Кылварта конкретные ответы, а не абстрактные рассуждения про камешки и про прочие аллегории.

Последний такой пример – видеоинтервью Кылварта порталу «Дельфи». Там есть куски, которые невозможно смотреть и слушать без сострадания к Кылварту. Например, журналистка минут пять пыталась вытянуть из Кылварта конкретный ответ на очень простой ответ: должен ли был министр внутренних дел Март Хельме подать в отставку после того, как он попытался противоправно уволить главу департамента полиции и погранохраны? Несмотря на все потуги Кылварт так и не смог четко и внятно артикулировать ответ на такой элементарный вопрос.

На самом деле теле- и видеоинтервью вещь весьма коварная. Человеку бывает очень сложно контролировать свою мимику, скрывать эмоции, его может выдать спонтанная реакция на вопросы журналиста. И это все фиксируется видеокамерой.

Когда я смотрел видеоинтервью Кылварта порталу «Дельфи», особенно ту его часть, когда его спросили про Хельме, я заметил в глазах Кылварта страх. Кылварт явно боялся сказать что-нибудь такое, что могло бы вызвать недовольство Марта и Мартина Хельме. Истоки этого страха понятны: если центристы поссорятся с ЭКРЭ и их правительственная коалиция начнет разваливаться, то в этом случае очень велика вероятность того, что и Кылварт утратит пост мэра Таллинна.

Кылварт и раньше порой выглядел в телеинтервью нелепо, но при этом он всегда держался самоуверенно и иногда даже надменно. А теперь он все чаще выглядит растерянным и даже, как мне кажется, перепуганным. Очевидно, что власть плохо влияет на Михаила Кылварта.

Опубликовано в Oleg

Как Кылварт будет вешать собак на Ратаса

В последнее время русскоязычные СМИ, как в Эстонии, так и в России, почему-то большее внимание стали уделять мэру Таллинна Михаилу Кылварту.

Иногда это внимание приобретает забавные формы. Например, российская газета «Взгляд» назвала Кылварта «казахом по национальности», который «высказался против планов ликвидации русских школ Эстонии». В то же время, это издание раскритиковало «федеральные власти Эстонии» (?!), которые «проводили жесткую политику ассимиляции русских и даже поощряли их эмиграцию».

Довольно широкий резонанс вызвало высказывание Кылварта о том, что «коалиция с ЭКРЭ не влияет хорошо на Центристскую партию», о чем свидетельствуют результаты социологических опросов, согласно которым поддержка реформистов в Таллинне на 15% выше, чем у центристов.

На русском «Дельфи» был опубликован небольшой обзор того, как русскоязычные пользователи социальных сетей отреагировали на слова Кылварта о коалиции Центристской партии с ЭКРЭ. Среди откликов были и личные обращения к Кылварту: «Иуда. <…> Кылварт, Кылварт, зачем ты, нормальный здоровый мужик, вообще связался со всей этой сволочью? [Вероятно, имеется в виду ЭКРЭ.] <…> Ну что, господин Кылварт, к следующим выборам переход к реформистам? Власти же очень хочется? <…> Лидеры ЦП поставили партию на услужении Ратасу, при этом и себя не забыли. Жажда власти всегда принимает уродливые формы. Думаю, что ЦП на грани развала. К этому вели ее лидеры после того, как «сожрали» Сависаара, и как видно — подавились. Михаил, раньше вы говорили несколько другое про коалицию с ЭКРЭ».

Действительно, после того, как был объявлен план создания правительственной коалиции Центристской партии и ЭКРЭ, Кылварт попытался успокоить своих русскоязычных избирателей, многие из которых впали в состояние шока. Так, на российском пропагандистском сайте Baltnews приводились слова Кылварта о том, что «коалиция центристов с ЭКРЭ и «Отечеством» является единственной возможностью сохранить в Эстонии образование на русском языке», поскольку «главным достижением коалиционного договора центристов с ЭКРЭ и «Отечеством» стала возможность отстоять русскую школу».

Примечательно, что в том же духе русскоязычных избирателей старалась успокоить и член Европарламента Яна Тоом, которая в интервью все тому же Baltnews говорила, что ЭКРЭ лучше, чем реформисты, у которых «более жесткий курс в отношении русскоязычного образования»: «Реформисты <…> звонили нам и говорили – поддержите нас, пожалуйста, но переход [на эстонский язык обучения] будет. А здесь [в союзе с ЭКРЭ] перехода нет. Я исхожу из совершенно практических соображений».

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что тема взаимоотношений Центристской партии с ЭКРЭ не нова для Кылварта. Еще весной 2015 года, выступая в телепередаче ПБК «Русский вопрос», в которой подводились итоги тогдашних выборов в Рийгикогу, Кылварт предпринял попытку хоть как-то обелить Народную консервативную партию: «Ни для кого она не была фашистской, а вполне интересной, новой партией до тех пор, пока они не обмолвились, что готовы делать коалицию в том числе и с центристами. <…>  Но как только речь зашла о каких-то политических вариантах [союза с Центристской партией], то все проснулись – фашисты, националистическая идеология. <…> Я понимаю, что реально она будоражит общественность не потому, что кого-то беспокоит их идеология, а потому, что там возможны какие-то варианты [сговора с центристами], которые кого-то не устраивают».

То есть, получается, что еще четыре года назад руководители Центристской партии рассматривали вариант формирования политического союза с ЭКРЭ. А это значит, что нынешние усилия Юри Ратаса по сколачиванию альянса с ЭКРЭ не являются спонтанной реакцией на унизительное поражение Центристской партии на парламентских выборах этого года. Выходит, что теперешняя правительственная коалиция является реализацией давней стратегии Центристской партии?

А что касается недавних критических высказываний Кылварта по поводу союза Центристской партии с ЭКРЭ, то о возможной мотивации его действий я говорил в передаче «Неделица» на «Радио 4»:

«Особенно резко рейтинг Центристской партии пал в Таллинне. Если и дальше так пойдет, то в будущем не видать Кылварту поста столичного градоначальника.

Думается, что именно эта перспектива и вынудила Кылварта публично выступить с пока еще несколько завуалированной критикой политического союза Центристской партии с ЭКРЭ. Хотя сам Кылварт принимал непосредственное и деятельное участие в формировании правительственной коалиции центристов и ЭКРЭ. Как вознаграждение за эти труды Кылварт получил мэрскую должность в столице. Если бы не было смычки Центристской партии с ЭКРЭ, то и Кылварт не был бы мэром Таллинна.

И вот теперь, когда запахло жареным, Кылварт активизировался. Не надо быть великим оракулом для предвидения того, что в ближайшее время Кылварт выступит с еще более резкими заявлениями по поводу союза Центристской партии с ЭКРЭ. При этом Кылварт наверняка попытается всех собак навесить на Юри Ратаса, возложив на него ответственность за падение рейтинга Центристской партии, прежде всего, в Таллинне.

Возможно, что Кылварт готовит более решительный удар по Ратасу. Ведь не случайно эстонские СМИ называют Кылварта одним из конкурентов Ратаса в будущей схватке за место председателя Центристской партии. Среди центристов есть немало недовольных заигрываниями Ратаса с папой и сыном Хельме. Логично предположить, что Кылварт захочет возглавить эту внутреннюю оппозицию недовольных в Центристской партии».

Eesti Päevaleht, 11.09.2019.

Опубликовано в Oleg

«Неделица» — 74. Ответ клеветникам

Суд принял решение в деле бывшего директора библиотеки Тартуского университета Мартина Халлика. Это дело широко освещалось и даже смаковалось в СМИ. Суть скандала сводилась к тому, что на основании обвинений, выдвинутых неназванными женщинами, в якобы сексуальных домогательствах руководство Тартуского университета уволило Халлика. Тот подал в суд иск о защите чести и достоинства. И вот теперь суд пришел к выводу, что руководство Тартуского университета действовало, исходя по сути клеветнических измышлений и поэтому теперь должно заплатить Халлику в качестве моральной компенсации 60 тысяч евро.

Логично предположить, что данное решение наконец-то положит конец разнузданной деятельности врунов и клеветников, которые на протяжении многих лет безнаказанно и с удовольствием распространяют ложь и клевету в отношении людей, которые им почему-то не нравятся.

Взывать к порядочности и совести клеветников – занятие абсолютно бессмысленное. Их вранье может остановить только суд. Знаю это по собственному опыту.

Несколько лет назад я подал в суд за клевету на директора таллиннского центра информации по правам человека Алексея Семенова. Некоторые знакомые отговаривали меня от этого шага: мол, ничего ты в суде не добьешься, а все, кому не лень, будут полоскать твое доброе имя.

Но я все-таки пошел в суд. И правильно сделал. Я выиграл суд. Алексей Семенов публично опроверг свои клеветнические измышления в мой адрес, возместил мне все финансовые судебные издержки и как возмещение за моральный ущерб выплатил мне денежную компенсацию.

И самое главное – после этого от Семенова более не последовало ни единого ложного и клеветнического высказывания в мой адрес. И не только от него. Языки прикусили и другие персоны, любящие болтать и писать всякую ерунду.

Поэтому я со знанием дела могу порекомендовать всем, подвергающимся клеветническим нападкам, смело и решительно идти в суд и там призывать к порядку клеветников. Безропотное терпение в таких случаях ни к чему хорошему не приводит.

А что касается дела Мартина Халлика, то, по логике, теперь в СМИ должны быть опубликованы настоящие имена и фамилии, естественно, с фотографиями тех женщин, которые обвиняли экс-директора библиотеки Тартуского университета в сексуальных поползновениях. По-моему, это будет справедливо и что самое важное поучительно для других мужчин и женщин, полагающих, что они могут спокойно и безнаказанно распространять мерзкую и ядовитую клевету. В здоровом обществе такого не должно быть.

Эфир «Радио 4» от 08.09.2019.

Опубликовано в Oleg

«Неделица» — 73. Кылварт против Ратаса

Мэр Таллинна Михаил Кылварт, внезапно прозрев, во всеуслышание объявил, что правительственный союз Центристской партии с ЭКРЭ негативно влияет на популярность центристов, в первую очередь, среди русскоязычных избирателей. Особенно резко рейтинг Центристской партии пал в Таллинне. Если и дальше так пойдет, то в будущем не видать Кылварту поста столичного градоначальника.

Думается, что именно эта перспектива и вынудила Кылварта публично выступить с пока еще несколько завуалированной критикой политического союза Центристской партии с ЭКРЭ. Большего лицемерия трудно себе представить. Ведь именно Кылварт в роли чуть ли не основного переговорщика принимал непосредственное и деятельное участие в формировании правительственной коалиции центристов и ЭКРЭ. Как вознаграждение за эти неправедные труды Кылварт получил мэрскую должность в столице. Совершенно очевидно, что если бы не было смычки Центристской партии с ЭКРЭ, то и Кылварт не был бы мэром Таллинна.

И вот теперь, когда запахло жареным, Кылварт активизировался. Не надо быть великим оракулом для предвидения того, что в ближайшее время Кылварт выступит с еще более резкими заявлениями по поводу союза Центристской партии с ЭКРЭ. При этом Кылварт наверняка попытается всех собак навесить на центристского председателя Юри Ратаса, возложив на него ответственность за падение рейтинга Центристской партии, прежде всего, в Таллинне.

Возможно, что Кылварт готовит более решительный удар по Ратасу. Ведь не случайно эстонские СМИ называют Кылварта одним из конкурентов Ратаса в будущей схватке за место председателя Центристской партии. Среди центристов есть немало недовольных заигрываниями Ратаса с папой и сыном Хельме. Логично предположить, что Кылварт захочет возглавить эту внутреннюю оппозицию недовольных в Центристской партии.

Сама по себе Центристская партия уже давно превратилась в террариум единомышленников. Подковерная грызня, удары из-под тишка, бесстыдные предательства сотоварищей по партии и прочие неприглядные деяния являются отличительным признаком функционирования Центристской партии. Достаточно вспомнить с каким наслаждением многие центристы, казавшиеся такими преданными сависааровцами, набросились на своего многолетнего вождя и покровителя Эдгара Сависаара, когда тот ослаб и физически, и психологически. А как эффектно, в последний момент Яна Тоом «кинула» своих соратниц, решивших до конца стоять за Сависаара, наглядно проиллюстрировав присказку о том, что вовремя предать – это предвидеть.

С учетом всего вышеизложенного не станет сюрпризом предстоящая схватка между Кылвартом и Ратасом. Если бы она проходила по правилам тыквондо, то несомненное преимущество было бы у Кылварта. А так исход кылварто-ратасовского противоборства неясен. Хотя, по большому счету, это как раз тот случай, когда говорят, что в лоб, что по лбу. Разница между Кылвартом и Ратасом минимальна, если вообще такая разница имеется.

Эфир «Радио 4» от 01.09.2019.

Опубликовано в Oleg

«Неделица» — 72. О политической распущенности Хельме и Тоом

Когда председатель Центристской партии Юри Ратас сколачивал свой нынешний потешный кабинет министров, тоя говорил, что это будет самое балаганное правительство в истории Эстонии. Этот прогноз полностью оправдался.

Не проходит и недели, чтобы папа Хельме вместе с сыном Хельме что-нибудь да не учудили. Естественно, при попустительстве Ратаса, который клятвенно всех заверял, что он будет крепко держать чудиков из ЭКРЭ в узде и не позволит им говорить, а тем более делать что-то непотребное. Как видно, это были пустопорожние заверения, поскольку по-прежнему Март Хельме ведет себя как слон, в Мартин Хельме, соответственно, как слоненок, в посудной лавке.

Политические забавы семейства Хельме не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд. Их чудачества вынуждают многих людей задавать элементарный вопрос: а что, разве так можно?

Разве можно оскорблять всех подряд, постоянно врать – и тебя позовут в члены правительства? Оказывается, что можно. Разве может министр внутренних дел, который по определению обязан стоять на страже законности и порядка, оставаться в правительстве после того, как он незаконными методами попытается уволить неугодного ему чиновника? Оказывается, что может. Разве можно демонстративно плевать на общественное мнение и получать от этого удовольствие? Оказывается, что можно.

Разнузданная политическая распущенность вождей ЭКРЭ постепенно обволакивает и их союзников-партнеров из Центристской партии.

Разве можно, как это делает депутат Европейского парламент Яна Тоом, как человек осуждать избиения росгвардейцами мирных демонстрантов в Москве, а как политик – нет? Разве можно, как это вместе с Тоом делают многие ее однопартийцы, одновременно театрально выказывать неприязнь к ЭКРЭ и в то же самое время делать все для того, чтобы удержать экрэистов в правительстве? Оказывается, что можно. Все можно. Нет никаких сдерживающих морально-нравственных императивов.

Теперь уже очевидно, что ЭКРЭ и Центристская партия – это два сапога пара. Они уже не могут друг без друга, поскольку только вместе они способны удержать власть, в которую они вцепились мертвой хваткой. И ради этой власти они отбросили, как ненужный хлам, даже самые элементарные политические приличия.

И тут опять встает вопрос: а что, разве так можно? Я думаю, что нельзя. И, судя по социологическим опросам, так думает и большинство адекватных и вменяемых жителей Эстонии.

Эфир «Радио 4» от 25.08.2019.

Опубликовано в Oleg

«Неделица» — 71. Украинское счастье

Хотелось бы вспомнить выборы в Украине. Тем более, что с момента избрания президентом Украины Владимира Зеленского прошло достаточно времени для того, чтобы окончательно убедиться в том, что Зеленский имеет очень смутное представление о том, что он должен делать на посту главы украинского государства. Пока лучше всего у Зеленского получается читать по бумажке кем-то заранее написанные для него тексты. Как только Зеленский переходит на экспромт, то тут же у него начинаются проблемы с самовыражением.

В ходе предвыборной кампании в Верховную Раду Зеленский ездил по Украине и в стиле белорусского батьки Лукашенки измывался над местными чиновниками. Такое поведение, естественно, очень нравится широким массам населения. Сейчас это прекратилось, потому что, во-первых, парламентские выборы прошли, а во-вторых, Зеленский нарвался на мэра Киева Виталия Кличко, который демонстративно проигнорировал и Зеленского, и всю его «зэ-команду». Конфликт Зеленского с Кличко показывает, что ничем хорошим президентство Зеленского лично для него не закончится, и не только потому, что клоуну тяжело тягаться с боксером.

Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины по сути стали третьим туром президентской кампании. Большинство людей проголосовало за кого попало, выдвинутых зеленской партией «Слуга народа». В результате в украинский парламент попали свадебные фотограф и тамады, ресторанщики, более двух десятком безработных, артисты легкого жанра и много другой подобной публики. Это дает основание полагать, что нынешний состав Верховной Рады будет самым веселым в истории Украины.

Некоторые обозреватели предсказывают, что нынешний парламент будет и самым дешевым в истории Украины. В том смысле, что олигархам понадобится наименьшее количество денег на оплату услуг новоиспеченных депутатов. В виду имеются, прежде всего, давний покровитель Зеленского Игорь Коломойский, Ренат Ахметов, сколотивший состояние в эпоху, когда на Донбассе господствовали организованные бандитские группировки, и Виктор Пинчук, кто не знает, это зять бывшего президента Украины Леонида Кучмы. По данным некоторых украинских СМИ, именно этот олигархический триумвират отфинансировал избирательные кампании и самого Зеленского, и его «Слуги народа».

Понятно, почему многие избиратели проголосовали сначала за Зеленского, а затем – за его квази-партию. Людям до чертиков надоели коррупция, слабые темпы экономического развития, медленная интеграция Украины в общеевропейский контекст. Поэтому на выборах избиратели и показали, образно выражаясь, фигу прежней политической элите Украины. И это необходимый этап, через который Украине надо пройти. А чтобы все окончательно стало хорошо, украинским избирателям еще предстоит понять, что на выборах надо голосовать не против чего-то, а за кого-то разумного.

Недавно я разговаривал со знакомы россиянином, обсуждали в том числе и ситуацию в Украине. И он сказал: «Какие украинцы все-таки счастливые!» Я возразил: «В чем их счастье? В том, что они президентом выбрали себе клоуна?» Мой собеседник продолжил: «Олег, тебе, живущему в свободном и демократическом обществе, это трудно понять. Да, украинцы выбрали президентом клоуна, а могли выбрать музыканта – кого захотели, того и выбрали! В отличие от россиян, у украинцев есть право выбора, а значит – и будущее».

По большому счету, мой российский знакомый, конечно же, прав. У украинцев есть главное – свобода и демократия, а это залог того, что в конченом итоге все у них получится.

Эфир «Радио 4» от 18.08.2019.

Опубликовано в Oleg

Viljandi Folk 2019

Уже двадцать семь лет подряд в конце июля в небольшом южно-эстонском городе Вильянди проходит крупнейший и старейший в Северной Европе фестиваль фолк-музыки. В этом году своим присутствием фестиваль почтила президент Эстонской Республики Керсти Кальюлайд, которая в приветственной речи, в частности, сказала: «Обычно о фолк-музыке и старинной народной музыке говорят терминами прошлого. Но Вильяндиский фестиваль сделал из фолк-музыки будущее для Эстонии». Подтверждением истинности слов главы эстонского государства стало то обстоятельство, что т.н. «молодежные абонементы», которые дешевле обычных, были раскуплены в считанные часы после начала их продажи.

В течение четырех дней 70 концертов основной программы посетило почти 25 тысяч человек. Среди них были не только жители Эстонии, но и зарубежные гости. Традиционно больше всего из Финляндии, Швеции, Германии и Великобритании. А также, из многих других стран, в том числе и весьма далеких. Так, в этом году по интернету абонементы на концерты фестиваля покупались в Сингапуре, Новой Зеландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Индонезии, Израиле и Южно-Африканской Республике.

Естественно, что просто физически невозможно посетить все концерты. Поэтому каждый выбирает то, что ему больше по душе. Лично меня в Вильяндиском фестивале более привлекают зарубежные исполнители. Ну и, конечно, яркие эстонские фолк-музыканты.

Например, непритязательный, но очень искренний женский ансамбль Naised köögis, то есть «женщины на кухне». Молодые женщины поют в стиле, я бы сказал, городского романса, рассказывая слушателям простые, веселые и грустные, порой абсурдные истории о непростой женской доле.

Или очень популярный сейчас среди эстонской молодежи вокально-инструментальный ансамбль танцевальной музыки Agnus, творческое кредо которого можно определить как поп в стиле фолк. Или наоборот.

А неожиданным открытием фестиваля этого года стал дуэт Riffarrica, рожденный в творческом содружестве ударника Кристьяна Прикса и самобытного аккордеониста Кульно Мальвы. Оба уже старожилы эстонской фолк-музыки. Но то, что они сделали сейчас, не вмещается ни в какие рамки. Это очень напористый, порой агрессивный и не терпящий возражений, по настоящему мужской «фолк с мускулами».

С добротными, хотя и несколько привычными, а потому не вызывающими восхищения с придыханием, композициями выступили Lena Jonsson Trio из Швеции и April Verch Band из Канады. Обе очаровательные исполнительницы продемонстрировали виртуозное владение скрипкой под аккомпанемент гитары и контрабаса.

К этой категории можно отнести и французское Trio Durand Millet Raillard, в составе которого явно не хватает красивой девушки.

Безусловно интересным и запоминающимся был концерт британского исполнителя Sam Lee, которого в Великобритании называют самым инновативным фолк-певцом. Он пел в спокойной, сдержанной и даже скромной манере, которая, наверное, более подходит для малого зала, а не для большой концертной площадки.

В камерном зале свою музыкально-лечебную программу представил дуэт Drukmo Gyal Dakini, происхождение которого в концертной программке Вильяндиского фестиваля было политкорректно обозначено как Китай/Тибет. Певица и целительница Drukmo Gyal исполняла целительные тибетские мантры под аккомпанемент традиционной тибетской музыки в исполнении Gonpo WangGyal. Трудно определить, насколько тибетские мантры и музыка исцелили души и тела слушателей. Но наверняка они приятно провели полтора часа в состоянии то ли полу-транса, то ли полу-медитации.

Еще один коллектив из Китая – Choor представил на суд зрителей народное творчество кочевников Внутренней Монголии. Артисты и играли преимущественно на старинных монгольских музыкальных инструментах, и пели на древнемонгольском языке. Во время их концерта даже на мгновение не возникло сомнения в том, что это и есть архаичные мелодии и напевы бескрайних степей Центральной Азии.

Еще одним экзотическим представлением для эстонской публики стало выступление Moradokmai Theatre Community из Таиланда. На хорошем профессиональном уровне тайские артисты и артистки познакомили зрителей-слушателей с основами музыкально-театрального искусства Таиланда. Хотя, на мой субъективный вкус, электрогитара и пластмассовый саксофон не очень органично сочетались с традиционными тайскими музыкой и песнопениями. Как и акробатические упражнения — с традиционными тайскими танцами.

Финский оркестр Orivesi All Stars поразил не только своей массовостью. На довольно обширной сцене с трудом разместились около ста музыкантов, как профессионалов, так и любителей, в возрасте 8-85 лет. Удивило даже не то, насколько слаженно играли музыканты. В конце концов, если кто-то и сбивался с ритма, то этого все-равно никто не слышал. Поразило то, как музыка объединяла в едином вдохновенном порыве людей разных возрастов, профессий и темпераментов.

Очень красивым получился концерт коллектива Tautumeitas из Латвии. Шесть то ли нимф, то ни фей искусно пели многоголосые народные латышские песни. Девушки очень удачно выбрали название для своего ансамбля – «дочери народа» в переводе с латышского. Слушать их хотелось бесконечно долго.

А ноги сами просились в пляс под музыку венгерского ансамбля, руководимого музыкантом и сказателем András Berecz. Он много пел, а в перерывах между песнями рассказывал всякие веселые и поучительные истории, пронизанные многовековой народной мудростью.

Наиболее красочным выдался концерт дуэта Puuluup («деревянная лупа» в переводе в эстонского). Рамо Тедер и Марко Вейссон играют на почти забытом древнем музыкальном инструменте – хийуской каннеле (арфе). Этот архаичный музыкальный инструмент когда-то незапамятно давно придумали на эстонском острове Хийумаа. На вид это очень простой инструмент. Но Рамо и Марко «выжимают» из него невозможное и даже намного больше. А кульминация на их концерте наступала тогда, когда на сцену вышли африканцы и стали петь свои африканские песни под аккомпанемент хийуской каннели. Вышло удивительное звучание, и трогательное до слез.

Африканцы были из Ганы, музыканты ансамбля King Aysoba. Aysoba – это имя руководителя и вдохновителя ансамбля, известного в мире как король колого – распространенного в Западной Африке музыкального инструмента, сделанного из высушенной тыквы. Говорят, что в Африке Aysoba называют «музыкальным жрецом», потому что в своих песнях он воспевает добро и порицает зло. Не знаю, как на самом деле, потому что слов, естественно, не понял. Но музыку ганцы играли колдовскую, шаманскую, завораживающую и возносящую куда-то очень далеко, в заоблачные дали.

А закончить этот далеко не полный обзор концертной программы фестиваля этого года хотелось бы более спокойно. В лютеранской церкви Вильянди, где проходил концерт международного трио в составе Лаймы Яансоне, играющей на латышском щипковом музыкальном инструменте кокле, литовца Саулиуса Петрейкиса, играющего на различных флейтах, и Андре Маакера, который по праву считается одним из лучших джазовых гитаристов Эстонии. Пересказывать музыку дело явно неблагодарное. Тем более, музыку трепетную и нежную, возвышающую на суетностью повседневной обыденности. И это тоже фолк, только очень необычный.

Фотогалерею Viljandi Folk 2019 можно посмотреть здесь: http://samorodni.eu/kalli/vikjandi-folr-2019/

Опубликовано в Oleg

Монополия российской пропаганды в Эстонии. В отличие от Литвы и Латвии.

Российские, так называемые федеральные, а по существу государственные телевизионные каналы, полностью контролируемые Кремлем, на протяжении многих лет являются главными инструментами формирования умонастроений населения России. И сейчас эти телеканалы по-прежнему остаются основными источниками информации для превалирующего большинства россиян.

Однако гипнотизирующее воздействие телевидения на образ мышления жителей России постепенно утрачивает свою силу. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования «Российский медиаландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети», проведенного российским социологическим «Левада-центром». Результаты исследования опубликованы на сайте Finanz.ru.

Если десять лет назад главным источником информации для 94% россиян было телевидение, то теперь таковых — 72%. Отмечается снижение доверия россиян ко всем федеральным телеканалам. Больше всего «пострадал» «Первый канал», клоном которого в странах Балтии является «Первый балтийский канал». За последний год доверие россиян к «Первому каналу» снизилось с 72 до 47 процентов. Менее половины россиян — 48% — доверяют телеканалу «Россия 1», год назад таковых было 57%. Доверие к телеканалу НТВ снизилось с 44 до 36 процентов, а к РЕН ТВ – с 21 до 17 процентов.

Основными потребителями контента, в том числе и пропагандистского, российских федеральных телеканалов являются люди старше 65 лет, для 93% которых телевидение остается практически единственным источником информации. Среди россиян до 25 лет новостные и политико-пропагандистские передачи российских телеканалов смотрят 42%. Большинство молодых россиян в возрасте 18-24 лет черпают информацию из интернета, социальных сетей, видеоблогов, а также от друзей и родственников.

По мнению ряда обозревателей, снижение пропагандистско-манипулятивного воздействия российского телевидения, прежде всего, на молодежь стало одной из причин массовых акций протеста, прокатившихся по России этим летом. Основной протестный контингент составили юноши и девушки 18-20 лет, которые выросли при Путине, но которые не верят кремлевской пропаганде и хотят демократических, честных и свободных выборов.

Российские телеканалы являются основными инструментами распространения кремлевской пропаганды и на зарубежную телеаудиторию. Здесь имеются два варианта. Всевозможные заграничные разновидности российских федеральных телеканалов, вещающие на русском языке. А также англоязычный пропагандистский телеканал Russia Today, расширение ареала распространения которого входит в число приоритетов внешнеполитической деятельности России. Как практически это происходит можно проиллюстрировать на примере Камбоджи.

Я ежегодно посещаю эту страну. За последние два-три года я с удивлением обнаружил, что телеканал Russia Today стало возможным смотреть практически во всех отелях Камбоджи, чего раньше не было. Я поинтересовался у своих кхмерских друзей: почему российская пропаганда так широко расползлась по Камбодже? Кхмерские друзья разъяснили, что данный вопрос обсуждался в ноябре 2015 года в ходе визита в Камбоджу председателя правительства России Дмитрия Медведева.

И действительно на сайте правительства РФ я нашел перечень документов, которые были подписаны по итогам того визита. Среди них есть и соглашение о сотрудничестве между российским государственным предприятием «Международное информационное агентство „Россия сегодня“» и Министерством информации Камбоджи. Кроме прочего, этим соглашением предусматривается включение телеканала Russia Today в общедоступные пакеты операторов сетей кабельного телевидения Камбоджи. Как пояснили кхмерские друзья, на Камбодже «висит» долг России в 1,5 миллиарда долларов. Видимо, камбоджийские руководители надеются, что, удовлетворяя пожелания российской стороны, они могут рассчитывать на списание хотя бы части этого долга.

Естественно, абсолютному большинству кхмеров нет никакого дела до Russia Today. Но за год Камбоджу посещает несколько миллионов иностранных туристов. Именно на эту целевую аудиторию направлено пропагандистское воздействие телеканала Russia Today.

И еще одно наблюдение. Недавно я побывал в Литве. И там в двух отелях я имел возможность смотреть передачи русскоязычного телеканала «Настоящее время», редакция которого находится в Праге. Информационный телеканал «Настоящее время», который начал вещание два года назад, — это совместный медийный проект Радио «Свобода» и «Голоса Америки». На сайте Currenttime.tv сформулирована миссия телеканала: «Продвигать демократические ценности и институты, предоставляя аудитории новости без цензуры, ответственный обмен мнениями, открытое обсуждение проблем».

Помимо спутникового вещания, телеканал «Настоящее время», предоставляющий объективную информацию о положении в России и в других постсоветских странах, распространяется по сетям кабельного телевидения.

Согласно данным, обнародованным на российском сайте «Федеральное агентство новостей», в Литве телеканал «Настоящее время» имеется в пакетах восьми операторов кабельного телевидения, а в Латвии таковых – 16. В Эстонии же нет ни одного оператора кабельного телевидения, который предлагал бы своим клиентам телеканал «Настоящее время». В то же время русскоязычным телезрителям Эстонии доступны практически все российские федеральные пропагандистские телеканалы, прославляющие правление Путина.

И после этого мы еще удивляемся, почему эстонцы и русскоязычные жители Эстонии сосуществуют в разных информационных контекстах.

Eesti Päevaleht, 06.08.2019.

Опубликовано в Oleg

От Пятса до ЭКРЭ

Публицист Михаил Петров на портале «Русское информационное поле» (Ruspol) привел занятные выдержки из учебника эстонского языка — Noor keelekasutaja III. 9 klassi eesti keele õpik, который в 2003 году выпустило издательство Künnimees. Грамматические правила эстонского языка авторы данного учебника — Астрид Аус и Маттин Эхала – проиллюстрировали примерами из исторического прошлого Эстонской Республики.

А именно: „Наш первый президент Константин Пятс получил из Москвы много денег“. Или без уточнения величины суммы: „Константин Пятс, наш первый президент, получил из Москвы деньги“. И далее последовал неожиданный вывод: „Константин Пятс как наш первый президент пример для всех“.


Что касается непростых отношений эстонских политиков с Москвой, то журналист Родион Денисов, ведший не так давно на Tallinna TV телепередачу „Monitor“, поминая государственного изменника Дениса Метсаваса, иронично написал в Facebook: «Начинаю серьёзно беспокоиться по поводу отца и сына Хельме. Уж очень их ура-патриотические лозунги схожи с той пургой, что нёс в соцсетях и СМИ тот самый Денис Метсавас». Напомню, что оказавшийся российским шпионом Метсавас неоднократно выступал в русскоязычных СМИ Эстонии с эстонско-патриотическими заявлениями.

Вообще российские СМИ частенько иронизируют над семейным тандемом Хельме. Так, комментируя предложение Хельме-старшего, озвученное им еще до вступления в должность министра внутренних дел, о необходимости введения перекрестной слежки трех эстонских спецслужб (КАПО, военной разведки и Департамента внешней разведки), обозреватель портала «Sputnik Эстония» Олег Леонтьев написал: «Воистину лучшего «подарка Кремлю» ещё не предлагал ни один эстонский политик. Ведь пока эстонские спецслужбы будут заняты слежкой друг за другом, следить, собственно, за Россией им будет просто некогда».

Трудно сказать, шутил ли проживающий в Эстонии российский музыкальный критик Артемий Троицкий, когда он в интервью питерскому порталу Fontanka.ru сказал: «EKRE — это отрыжка не нацистского влияния, а советского изоляционизма. Это, скорее, партия, которая наследует советский менталитет. Известно, что ни в одной эстонской политической партии нет такого огромного процента бывших коммунистов, как в EKRE. И почетным руководителем этой партии является Арнольд Рюйтель, который был последним из первых секретарей коммунистической партии Эстонии».

А вот член Центристской партии, тартуский книготорговец Игорь Розенфельд в беседе с корреспондентом российского пропагандистского сайта Baltnews вполне серьезно встал на защиту EKRE от советского и коммунистического влияния: «EKRE представляет собой эстонский консерватизм, а эстонский консерватизм такой же, как европейский. <…> Например, Национальный фронт Марин Ле Пен. Эти организации никаким советским наследием не являются. Это европейские националисты и представители правого толка. <…> Национальный радикализм существовал в Европе еще с начала XX века, то есть до Советского Союза, и Консервативная народная партия Эстонии является прямой наследницей именно тех политических сил и течений. EKRE – потомок досоветских движений, поэтому ей нравится 20-ая дивизия СС».  Невозможно без улыбки воспринимать попытки политолога и историка Розенфельда искать политико-идеологические истоки EKRE в начале двадцатого столетия, когда 20-й дивизии СС еще и в помине не было.

Также без усмешки невозможно вспоминать и видения главного редактора таллиннского муниципального издания «Столица» Александра Чаплыгина, который накануне последних выборов в Рийгикогу на портале Stolitsa писал, что в случае прихода к власти «арийцев из EKRE» «мне [то есть Чаплыгину] грозит если не расстрел, то пожизненное заключение».

После прихода EKRE в правительство ничего страшного с Чаплыгиным не произошло. Он по-прежнему живет на свободе и здравствует. А возглавляемая им «Столица» всячески оправдывает сотрудничество Центристской партии с EKRE, обосновывая разумность и необходимость этого противоестественного союза.

До смычки Центристской партии с Народной консервативной партией некоторую иронию по поводу EKRE позволял себе и ведущий телепередачи «Русский вопрос», финансируемой мэрией Таллинна и выходящей в эфир телевизионного «Первого балтийского канала» (ПБК) Александр Цукерман. Как-то Цукерман пригласил в эту передачу руководителя движения за умную и здоровую Эстонию Марию Кальюсте, чтобы та рассказала, «за что ее выкинули из EKRE». Кальюсте сказала, что ее исключили из EKRE, потому что она умеет «самостоятельно думать». На что, захихикав, Цукерман произнес: «Ну, теперь всё понятно». А еще в той передаче Кальюсте почему-то была представлена, как правнучка губернатора Москвы, который в 1812 году сжег Москву, чтобы не отдать ее Наполеону.

А вот журналиста издания «Postimees на русском» Ирина Каблукова по поводу EKRE, судя по всему, очень серьезно написала на своей страничке в Facebook: «Мы породили гадину. Я говорю «мы», потому что какие-то мысли EKRE понятны и где-то даже созвучны моим мыслям. И многим из нас. Я это точно знаю и понимаю. Когда-то я попросила коллег пристрелить меня сразу, как я закончу перевод интервью с Хельме-старшим, потому что мне импонировало кое-что (а если честно, то многое, поскольку это было до начала предвыборной кампании, и основная гадость придерживалась на сладкое) из того, что он говорил. Но я настаиваю – мы породили гадину, которая опасна в этом своем безудержном рвении рубить всю ту мерзость, о которой мы нет-нет, да подумаем. Слава Богу, в большинстве случаев не скажем, потому что успеем осознать, что это гадкие мысли, а еще лучше, если и осудим. Прежде всего, себя, потому что это мы породили гадину».

Этот пост Каблуковой появился в Facebook еще до того, как главным редактором Postimees стал Пеэтер Хельме.

Eesti Päevaleht, 09.07.2019.

Опубликовано в Oleg

Sõru Jazz 2019

Эстонский остров Хийумаа опять встретил лето джазом. Камерный фестиваль джазовой музыки в двенадцатый раз прошел в лодочном ангаре небольшого порта Сыру.

В четырехдневную программу уместилось девятнадцать концертов. В избранном перечне хотелось бы упомянуть примерно половину из них. И не потому, что другая половина была хуже.

Интернациональный квартет в составе Яака Соояара (гитара), Алексея Круглова (саксофон), Михкеля Мялганда (контрабас) и Танеля Рубена (ударные) наверняка хорошо известен и любим российской публикой благодаря их джазовым интерпретациям классических произведений русских композиторов. Несколько лет назад российская фирма Art Beat выпустила третий альбом ансамбля The Mighty Five, состоящий из джазовых импровизаций на темы известных произведений композиторов «Могучей кучки». Альбом имел большой успех в Европе. Вероятно, именно это вдохновило музыкантов на продолжение темы русской классической музыки. В этом году в Сыру они самозабвенно импровизировали на тему бессмертной музыки Петра Чайковского.

Еще несколько звезд европейского джаза собрались в United Jazz Collective. Это латыш Денис Пашкевич (саксофон), русский Андрей Кондаков (клавишные), швед Рикард Мальмстен (контрабас) и эстонец Танель Рубен (ударные). Всегда очень любопытно смотреть и слушать, как музыканты из разных стран объединяются в единое целое в заданном мелодичном ритме. Они абсолютно не конкурируют между собой, гармонично (в прямом и переносном смысле) дополняя друг друга. Каждый из музыкантов старается представить своих коллег в наиболее выигрышном для них музыкальном контексте. А в итоге получается зачаровывающая джазовая феерия.

Очень любопытно отслеживать эволюцию пианиста Йоэля Реммеля, который вместе с Хейкки Реммелем (контрабас) и Рамуэлем Тафенау (ударные) прошли путь от сдержанного скандинавского джаза до динамичного диапазона эмоциональной музыки, включающей как острые, так и нежные чувственные композиции. Музыканты удачно разбавили свой изначальный несколько холодный североевропейский джаз веселыми ритмами более южных широт.

Созданный в 2015 году биг-бенд JT Conception представляет новое поколение эстонских джазовых музыкантов. Оркестр играет, в основном, композиции своего очевидного лидера бас-гитариста Яанно Трумпа. Чаще всего это джаз-рок. Много традиционного джаза. Иногда слышны мотивы музыки в стиле фолк-панка. И это, на мой вкус, наиболее интересный аспект творчество, безусловно, очень перспективного коллектива. Невозможно не отметить и виртуозное владение клавишными инструментами Мадиса Муули.

 

Практически всегда на Сыру Джаз выступают и совсем юные дарования, для некоторых из которых музыкальные подмостки лодочного ангара, возможно, станут стартовой площадкой в бескрайний мир джазовой музыки. В этом году зрителей порадовал своим пением вокальный ансамбль Kustikad из таллиннской гимназии Густава Адольфа, названной так в честь шведского короля, основавшего эту школу в 1631 году. Девочки и мальчики под управлением своего творческого руководителя Ли Таммерик мастерски исполняли многоголосные, порой весьма сложные произведения.

Безусловным украшением Сыру Джаза этого года стали концерты трех великолепных эстонских певиц.

Первой на сцену вышла Маарья-Лийс Илус, одна из наиболее популярных певиц эстонской эстрады. Она пела любимые народом песни, которые относятся к жанру поп-музыки, но в джазовом оформлении. Представила певица и чисто джазовые баллады. Творческий рост Маарьи-Лийс наглядно демонстрирует то обстоятельство, что до джаза надо дорасти что ли, дочувствовать и допеть.

У Кадри Вооранд, феноменально владеющей всеми нюансами своего божественно волшебного голоса, прорыв от салонно-академического пения к джазу произошел стремительно и триумфально. Сама себе аккомпанирующая на клавишных Кадри оказалась в своей стихии вместе с контрабасистом Михкелем Мялгандом. Внешне они очень разные натуры: Кадри – взрывно-эмоциональная, а Михкель – задумчиво-флегматичный. На этом контрасте и строится все их музыкально-драматическое представление.

Но более всего на Sõru Jazz 2019 меня поразило и взволновало магическое пение восходящей звезды эстонского арт-рока Анны Канеелиной, которая уже сейчас сияет ярко, порой даже ослепительно. Конечно, это не джаз как таковой. Это музыкально-мистическая исповедальность, когда певица не боится очаровывать слушателей ранимостью своих чувств. Порой пение Анны, отдающее первобытной дикостью, заставляет вздрагивать от бегущих по коже мурашек. От песен Анны веет неуловимой душевной мудростью, которая в силу молодости певицы не может быть наследием разнообразного и сложного жизненного опыта. Кажется, что Анна путосторонне поет на инстинкте своей естественной природной женственности.

Фотогалерею с Sõru Jazz 2019 можно посмотреть здесь: http://samorodni.eu/kalli/soru-jazz-2019/

Опубликовано в Oleg