Россия трещит

Известный российский кинорежиссер Александр Сокуров осмелился поспорить с диктатором в прямом эфире российского телевидения. Сокуров предложил отпустить из состава Российской Федерации те автономные республики, которые этого хотят. Взбешенный Путин потерял самообладание и публично сказал то, что тщательно замалчивается как официальными представителями российской власти, так и кремлевской пропагандой.

Верховный кремлевский правитель сообщил, что в России тлеют примерно две тысячи территориальных конфликтов. Таким образом, Путин подтвердил давно известный факт – Российская Федерация трещит по швам. Об особенностях вероятного территориального распада России можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=nhkuEuVjDVw

По оценкам ряда экспертов, в том числе и российских, наибольшая угроза территориальной целостности России исходит от Китая. В последние десятилетия Пекин активно осваивает необъятные просторы Сибири и Дальнего Востока как экономически, так и демографически. Огромное количество китайских рабочих и предпринимателей основательно оседают на российских территориях, беря в жены русских женщин. Очень скоро эти смешанные китайско-русские семьи становятся многодетными. Дети, рожденные в этих браках, и внешне, и ментально растут китайцами.

Многим русским жителям Сибири и Дальнего Востока не нравится эта ползучая китайская экспансия. Спасаясь от китайского пришествия, все больше русских переселяются в европейские области России. Как сказал в одной из передач телеканала «Россия» депутат-коммунист Государственной думы России Юрий Афонин, «за последнее время Дальний Восток потерял 25% населения».

В связи с этим особый интерес представляет выступление авторитетного российского экономиста Сергея Алексашенко на телеканале «Настоящее время», вещающем на русском языке из Праги.

Алексашенко сказал, что ежегодно численность трудоспособного населения России сокращается примерно на 1%, то есть на 400-500 тысяч человек. А это означает, что через десять лет численность трудоспособного населения России сократится на 4-5 миллионов человек. Заполнить эти потери можно только трудовыми мигрантами. Украинцы отпадают, потому что они предпочитают работать в странах Евросоюза. Сейчас, по оценкам украинских СМИ, в Европу на заработки ездят до восьми миллионов украинцев. Примерно столько, сколько раньше ездило в Россию. В некоторой степени украинские трудовые мигранты замещаются выходцами из стран Средней Азии, в основном, таджиками и узбеками. Но этих рабочих мало, в основном, они неквалифицированы и приезжают в европейскую часть России. А за Уральскими горами нехватку рабочей силы компенсируют китайцы, приток которых увеличивается ежегодно.

Отвлекая внимание от «китайской угрозы», кремлевские пропагандисты на российских телеканалах раскручивают тезис о том, что «Запад не оставляет попыток развалить Россию изнутри» и расчленить ее на «удельные княжества».

На российских телеканалах ежедневно нагнетается ненависть к НАТО и Европейскому союзу, то есть к тем международным организациям, членом которых является Эстония и которые является главными гарантами безопасности Эстонии.

Вот некоторые цитаты ведущих и «экспертов» пропагандистских передач телеканала «Россия», касающиеся НАТО: «европейская часть НАТО в значительной степени повторяет гитлеровскую коалицию времен второй мировой войны», «для НАТО неприемлема мысль о существовании такой страны, как Россия», «НАТО готовится к первому удару по России», «НАТО проводит тайные учения по бомбометанию ядерными бомбами по России», «угроза миру исходит от НАТО», «генсек НАТО Столтенберг решил ускорить начало третьей мировой войны».

В том же духе выступают и официальные лица, депутаты Госдумы РФ. Андрей Картаполов: «Натовцы хотят провести операцию одного упреждающего удара по России». Игорь Попов: «Сбыться хищным натовским планам по расчленению России не дал Путин».

Еще большая ненависть на телеканале «Россия» нагнетается в отношении Европейского союза.

Естественно, тон задают официальные лица, депутаты Госдумы России. Константин Затулин: «Европа участвовала в походе (на СССР) 1941 года». Олег Матвейчев: «Европейские страны абсолютно вассальны от США». Олег Морозов: «Европа устроила кризис на Ближнем Востоке». Михаил Делягин: «Руководители Европы – люди, которые не имеют нормального образования <…> «в Европе на государственном уровне разговаривать не с кем» <…> «Европой управляют психически нездоровые, очень глупые люди».

Ведущие и «эксперты» подхватывают заданный тон, не стесняясь в выражениях: «европейские структуры в значительной степени мафиозные», «циничная подлая Европа», «Евросоюз не в состоянии решить ни одной проблемы», «Европа абсолютно несамостоятельна», «русофобский саммит ЕС в Брюсселе», «в Европарламенте очередной русофобский шабаш, там русофобские тирады», «депутаты Европарламента выступают под наркотиками», «евродепутаты прямо на рабочем месте занимаются воровством, мошенничеством и сексом», «современные европейские политики в радужных тонах», «лидеры Европы – расисты и поклонники всех рейхов, которые были в истории»», «по их мнению России вообще не место на этом свете», «европейские политики ведут к третьей мировой войне», «они создают вокруг себя абсолютный хаос, вякают и врут», «Европа вырождается», «в Европе окончательно у всех крышу снесло».

Для полноты картины остается добавить, что российская телепропаганда направлена, в первую очередь, на промывку мозгов русскоязычных жителей страны, в том числе и граждан Эстонии.

Eesti Päevaleht/Delfi, 09.01.2022.

Опубликовано в Oleg

Москва атакует Казахстан

Эстонская тематика неожиданно прозвучала на телеканале «Україна24». Известный украинский журналист Дмытро Гордон с восхищением сообщил, что бывшего министра образования Майлиз Репс отдали под суд за присвоение казенной кофеварки, использование служебного автомобиля в личных целях и проведение своего дня рождения за государственный счет. Конечно, лично Репс никто в Украине не знает и там никому до нее нет никакого дела. Но Гордон восхищался подходом эстонского правосудия, которое притягивает чиновника к ответственности «за кофеварку».

Но одной из наиболее интересных тем в украинских СМИ стали обстоятельства срыва заключительной стадии операции Главного управления разведки министерства обороны Украины по задержанию тридцати российских наемников-террористов. О некоторых любопытных обстоятельствах этой операции в эфире телеканала «Україна24» рассказал бывший начальник военной разведки Васыль Бурба, а также два полковника в отставке, которые непосредственно занимались проведением этой операции. Все они были уволены из украинской армии буквально в следующие дни после срыва операции. Сейчас они решили сообщить украинским СМИ, что в высшем политическом руководстве Украины есть «крот», работающий на Россию.

Эта операция носила международный характер. Завуалировано это подтвердил президент Украины Володымыр Зеленский, заявивший, что это была «не украинская операция». Судя по всему, к проведению операции были привлечены спецслужбы Турции и США, также заинтересованные в аресте российских наемников, которые воевали не только в Украине, но и в Сирии и Ливии. Косвенно участие турецких спецслужб подтвердили уволенные сотрудники украинской военной разведки, сообщившие, что способ ареста российских наемников, которые собирались лететь из Минска в Стамбул на самолете «Турецких авиалиний», должен был быть согласован с турецкой стороной, под которой подразумевается не только высшее политическое руководство Турции, но и турецкие спецслужбы. Участие американских спецслужб в операции косвенно подтверждается тем, что после увольнения начальника военной разведки Васыля Бурбы посольство США в Киеве предоставило в личное пользование Бурбы бронированный автомобиль, а также организовало охрану как самого Бурбы, так и членов его семьи.

Другая горячая тем – возможное вторжение в Украину российских войск. Это вероятно, поскольку еще в 2014 году, по словам Ангелы Меркель, Путин утратил чувство реальности и, судя по всему, до сих пор не обрел это чувство. Но в окружении Путина должны быть трезвомыслящие персоны, понимающие, что за открытое вторжение в Украину Россия заплатит несоизмеримо высокую цену, поскольку за прошедшие семь лет значительно укрепились как вооруженные силы, так и другие силовые структуры Украина.

Но, с другой стороны, путинскому, как и любому иному диктаторскому режиму, постоянно нужны внешние конфликты для консолидации населения вокруг диктатора. При этом надо учитывать, что Россия открыто нападает только на слабых и деморализованных. Судя по всему, следующей целью российских гибридных атак Кремль избрал Казахстан. Как это происходит можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=WIj4pQVVCOQ

С лета этого года в российских СМИ началась антиказахская истерия. Поводом для этого стали меры властей Казахстана по расширению сферы использования казахского языка.

Так в онлайн издании «Газета.Ru» утверждается, что «русские не дышат» в Казахстане, а «антирусские действия поощряются государством», где набирают силу казахские «националистические» партии. Российские аналитики расценивают как «предательство» стремление Казахстана дистанцироваться от так называемого «русского мира», а «антирусские националисты все больше заметны в высших эшелонах власти Казахстана».

Те же тезисы можно найти и в материалах другого прокремлевского онлайн издания «Лента.ру» о распространении в Казахстане «фашизма» в виде оправдания казахских «пособников нацистов» во время второй мировой войны. Это якобы происходит «при поддержке антирусского националистического лобби, которое присутствует в казахстанской элите».

Подобную позицию занимают не только российские пропагандисты, но и официальные лица России. Так, в недавнем интервью правительственной «Российской газете» министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил о «ксенофобии в Казахстане в отношении русскоязычных», направленной на «культивирование местечкового национализма и дискредитацию сотрудничества с Россией». Одновременно министерство внутренних дел России запрещает казахским активистам въезд в Россию на пятьдесят лет.

Все чаще в российских СМИ появляются призывы силой отторгнуть от Казахстана северные области, заселенные преимущественно русскоязычными жителями, и присоединить их к России. В качестве примера можно привести недавнюю статью на портале «Царьград», в которой, в частности, указывается, что «притеснения русских» в Казахстане «заставили вспомнить исторические факты, что «Казахстан наш!», а русские вполне могут уйти вместе с территориями – как Крым».

И это не бред отдельных кремлевских пропагандистов. Об этом говорят официальные лица. Например, депутат Госдумы РФ Вячеслав Никонов публично заявил, что «Казахстана раньше просто никогда не существовало», а нынешняя территория Казахстана – «это большой подарок со стороны России». И таких примеров в российских СМИ много.

Но, если от активных гибридных атак против стран Балтии Россию удерживает членство Эстонии, Латвии и Литвы в НАТО, то нападение (гибридное и не только) России на Казахстан неминуемо приведет к обострению отношений с Китаем. В последние годы Китай существенно нарастил свое влияние в Казахстане. А ссориться с Пекином Кремль боится.

Eesti Päevaleht/Delfi, 07.12.2021.

Опубликовано в Oleg

Кремлевские агенты хаоса и молодежь

Одной из двух главных целей российской пропаганды за рубежом является формирование устойчивого пророссийского общественного мнения в зарубежных странах. Особенно большие усилия прилагаются для распространения российских нарративов в т.н. «постсоветских республиках», к числу которых Кремль причисляет и страны Балтии. В последнее время при достижении данной цели российские пропагандисты сталкиваются с серьезными трудностями.

У Кремля почти нет проблем с людьми старшего поколения, тем более русскоязычными, у которых давно сложилось идиллически-позитивное отношение к России, связанное с опытом совместной жизни в СССР и со знанием русского языка. Существенную роль при этом играет и ностальгия, присущая всем людям старшего возраста, для абсолютного большинства которых годы молодости вспоминаются в радужных тонах по сравнению с серо-унылой обыденностью старости. С выполнением задачи по оболваниванию возрастной части населения Эстонии, причем не только русскоязычной, но и в какой-то мере эстонской, довольно успешно справляются российские телеканалы.

А вот на значительную часть русскоязычной молодежи Эстонии не производят особого впечатления настойчиво навязываемые Москвой «традиционные ценности», «ностальгия по общему прошлому», «агрессивность НАТО», «порочность Евросоюза» и прочие подобные пропагандистские постулаты. Новое поколение эстонских русских, выросших при независимости Эстонии, – это в большинстве своем «люди мира», у которых не сформировалось блоковое мышление и у которых нет самоидентификации по принципу «хороший Восток» против «плохого Запада». Тем более воздействие российской пропаганды почти не ощущается на молодых эстонцев, большинство из которых не владеют русским языком и для которых Россия непонятна и неинтересна.

Здесь необходимо отметить, что и в самой России наименее подвержены кремлевской пропаганде именно молодые люди. Осознавая это, Кремль предпринимает титанические усилия для того, чтобы удержать под своим ментальным контролем как молодых русскоязычных людей в зарубежных странах, так и молодежь в самой России.

Именно этим обусловливается странное явление, возникшее не так давно в русскоязычном сегменте Youtube. Там один за другим стали появляться молодые русские видеоблогеры, которые изо дня в день неустанно прославляют как персонально верховного правителя России Владимира Путина, так и в целом внутреннюю и внешнюю политику Кремля. Естественно, они старательно поносят противников путинского режима. Увидеть этих молодежных ютуберов-путинистов, среди которых есть как дети известных российских пропагандистов, так и персонажи с сомнительным прошлым, можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=QxQO9XmIH_c

Согласно данным, обнародованным «Фондом Алексея Навального», эти путинистские видеоблогеры получают огромные «зарплаты», размер которых колеблется в переделах пяти тысяч евро каждый месяц. Деятельность молодых пропагандистов-путинистов в Youtube оплачивается из финансовых средств российского государственного пиар-агентства «Россия сегодня».

Другой важной целью российской пропаганды за рубежом является провоцирование хаоса в зарубежных странах, прежде всего, в т.н. «постсоветских». Хаос для Кремля не самоцель, а средство ослабления связей соседних государств, в том числе и стран Балтии, с НАТО и Европейским союзом. Подрывая всеми способами связи и сотрудничество соседних стран, в том числе и Эстонии, с евро-атлантическими структурами Россия намеревается восстановить свое влияние на т.н. «постсоветском» пространстве и превратить сначала Беларусь и Украину, а затем и все остальные бывшие советские республики в полностью зависимые от Москвы квазигосударственные образования.

О методах деятельности кремлевских «агентов хаоса» часто пишет известный журналист Виталий Портников, много лет работающий в украинском филиале «Радио Свобода». Так, в одной из своих недавних публикаций Портников написал: «Путину совершенно не важно, кого финансировать – ультраправых или левых радикалов, ревнителей «семейных ценностей» или сторонников толерантности и антиглобализма, тем более, что и те, и другие никакие ценности ни в грош не ставят, а просто зарабатывают деньги на наивности и косности собственного электората. У Кремля есть простая и ясная цель – развал Европы. В Москве уверены, что крах ЕС приведет к восстановлению сферы российского влияния и возвращению «отобранных американцами» после развала СССР стран их «законному владельцу» [то есть, России]. Но пока существует НАТО, пока существует Евросоюз – рассчитывать не на что. А популисты, ультраправые, левые радикалы содействуют развалу и хаосу – поэтому им надо помогать».

В подтверждение своих наблюдений Портников ссылается на пример Австрийской партии свободы. Хотя очевидно, что методы действий аналогичных партий идентичны в разных странах Европы. Это и Национальный фронт во Франции, и немецкая «Альтернатива для Германии», и «Фидеш» в Венгрии и так далее. В этот довольно длинный список можно внести и одну семейно-консервативную партию в Эстонии.

Занятно, но иногда совпадают даже названия пропагандистских рупоров подобных партий. Например, в Грузии есть телеканал «Объектив», находящийся под полным контролем антизападной и пророссийской партии «Альянс патриотов». Именно на этом телеканале «Объектив», а также на одноименной радиостанции, происходит наиболее массированное и агрессивное внедрение антизападных настроений в массовое сознание населения Грузии. Выполняя партийный заказ «Альянса патриотов», сотрудники телеканала «Объектив» постоянно жестко критикуют НАТО, Евросоюз и в целом Запад и вместе с тем иногда завуалированно, а нередко и открыто восхваляют Россию.

Eesti Päevaleht/Delfi, 07.11.2021.

Опубликовано в Oleg

Кылварт и Хельме — дружба по-расчету

Недавно в предвыборной студии на телеканале TV3 произошел занятный обмен мнениями по поводу возможных связей между Народно-консервативной партией Эстонии (ЭКРЭ) и Кремлем. Кормчий ЭКРЭ Март Хельме очень нервно требовал показать ему бумагу, которая бы свидетельствовала о том, что лидеры ЭКРЭ – «кремлевские пособники». Его оппоненты, главным образом, Лаури Хуссар из партии «Эстония 200» и реформист Юрген Лиги, делали акцент на полезном для Кремля «идиотизме» руководителей ЭКРЭ.

Эта тематика актуальна не только для Эстонии. Не так давно участники одной из передач на украинском телеканале «Прямый» обсуждали, что общего и какая разница между агентом ФСБ (или какой-нибудь иной российской спецслужбы) и «идиотом», полезным для Кремля. И тех, и других довольно много в сфере государственного управления Украины. Участники передачи сошлись во мнении, что агент – это человек, который подписал бумагу о сотрудничестве, например, с ФСБ, после чего начал деятельность в интересах России. За это ФСБ платит ему деньги. А «полезный идиот» – это тот, который делает то же самое, но бесплатно.

В качестве иллюстрации вышеизложенного тезиса можно привести высказывание Марта Хельме в интервью Rus.Postimees. Старший Хельме сравнил президентские выборы в Эстонии с политической практикой в Корейской народно-демократической республике: «Это как в Северной Корее. Я бы даже сказал, что в России и Белоруссии больше демократии».

После этого в великом множестве российских масс-медиа, главным образом, прокремлевских появилось сообщение о том, что экс-министр внутренних дел Март Хельме полагает, что в России и Белоруссии больше демократии, чем в Эстонии. Таким образом, вольно или невольно Хельме выступил в унисон с кремлевскими пропагандистами, которые из кожи вон лезут, стараясь убедить наивных россиян в том, что, по сути, цирковое представление под названием «выборы в России» — это невиданный в истории человечества светоч демократии.

Итоги этих «выборов» точно подвел известный адвокат Илья Новиков (в недавнем прошлом он – один из наиболее ярких участников популярной телевизионной игры «Что? Где? Когда?»). В статье, опубликованной на сайте телеканала «Настоящее время», вещающего на русском языке из Праги, Новиков написал: «В путинской России выборы не свободные и не честные — к такому ожидаемому выводу пришло большинство мировых СМИ. Избирательная кампания, от которой отстранили практически всех оппозиционных кандидатов, махинации с бюллетенями и вбросы во время самих выборов, а также сомнительные результаты электронного голосования, которые невозможно проверить и подтвердить — все это дает международным медиа и политическому руководству разных стран повод заявить о непрозрачности избирательного процесса в России. <…> О массовых фальсификациях вокруг онлайн-голосования и явки избирателей заявляют многие наблюдатели внутри самой России. Это не члены оппозиции, а математики и другие ученые, которые проанализировали официальные данные, опубликованные ЦИК. Реальная явка, заявляют они, составила в среднем 38 процентов, а не 51 процент, как сообщил избирком. Что же до поддержки партии власти, «Единая Россия» получила от 31 до 33 процентов, а не почти 50, как утверждают власти. <…> Что же касается вбросов бюллетеней, избирательных каруселей, ограничений видеонаблюдения на участках, а порою избиений и задержаний наблюдателей сотрудниками полиции, то таких эпизодов предостаточно. Ими полнятся социальные сети, они попадают в репортажи независимых медиа».

То, как на самом деле выглядят «выборы по-российски» можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=KNto6aoo-5U

А что касается приближающихся местных выборов в Эстонии, то любопытно посмотреть, как прокремлевские медиа оценивают перспективы двух наиболее популярных на данный момент среди русскоязычных избирателей партий – Центристской и ЭКРЭ. Естественно, наибольший интерес для Кремля представляет борьба за эстонскую столицу.

Здесь в качестве эксперта выступил политолог Эдуард Тинн, который является одним из любимых спикеров кремлевских пропагандистов. В интервью корреспонденту российского пропагандистского канала Sputnik, предсказывая наиболее вероятный исход муниципальных выборов в Таллинне, аналитик Тинн подчеркнул, что русские Эстонии за последние годы сильно разочаровались в Центристской партии, и теперь готовы отдать свои голоса за ЭКРЭ: «Людям нравится, что ЭКРЭ против гомосексуалистов, «зеленого поворота», что они противостоят Брюсселю. Это вызывает симпатии у простого русского избирателя. Поэтому ЭКРЭ получит свои голоса».

Стоит отметить, что почти все из того, что нравится многим русскоязычным избирателям Эстонии (гомофобия, недоверие в отношении ЕС и НАТО, антиамериканизм и прочее подобное), формируется под многолетним мощным ежедневным воздействием кремлевской пропаганды, проводниками которой в Эстонии являются российские телеканалы. Точно такие же постулаты использует в своей пропаганде и ЭКРЭ.

Далее политолог-аналитик Тинн предложил наилучший вариант коалиции в будущем составе Таллиннского городского собрания, а именно, союз Центристской партии и ЭКРЭ: «Сейчас центристы сидят в одном правительстве с реформистами, но Михаилу Кылварту было бы куда выгоднее сидеть вместе с ЭКРЭ, потому что ЭКРЭ занимает такую же позицию, как и он в вопросах русской школы. Они нашли бы общий язык и по другим вопросам». По каким еще вопросам, кроме «русской школы» Кылварт может найти общий язык с лидерами ЭКРЭ эстонский спикер кремлевских пропагандистов не уточнил.

Здесь необходимо помнить, что практически всегда мнения, оценки и прогнозы «экспертов-политологов-аналитиков», которые те излагают на кремлевских пропагандистских каналах, в той или иной степени отражают точку зрения и подходы различных российских структур, реализующих на практике политический заказ Кремля.

Eesti Päevaleht/Delfi, 08.10.2021.

Опубликовано в Oleg

На что готовы кремлевские пропагандисты?

В государственном бюджете России на текущий 2021 год были существенно увеличены фактически только две статьи расходов – на военные и силовые структуры, а также на пропаганду. Государственное финансирование прокремлевских СМИ, прежде всего федеральных телевизионных каналов, возрастает ежегодно. Это отражается и на доходах кремлевских пропагандистов, которые получают баснословно высокие зарплаты не только по российским, но и по европейским меркам.

Марионетками государственной пропаганды в России являются полтора десятка человек, которые по-прежнему почему-то называют себя журналистами. Не так давно российское издание The Insider, со ссылкой на документы, которые журналистам удалось получить из Федеральной налоговой службы РФ, сообщило о размерах зарплат кремлевских пропагандистов. Эти данные слегка устарели, но это означает только то, что в настоящее время передовики российской индустрии пропаганды за свое служение Кремлю получают еще больше денег.

Некоторые примеры доходов наиболее одиозных персонажей российской телепропаганды. Для удобства восприятия суммы переведены в евро, исходя из нынешнего обменного курса российского рубля и евро, определенного Европейский центральным банком.

Андрей Норкин каждый день ведет на телеканале НТВ пропагандистское шоу «Место встречи» и получает за это ежемесячно 4 140 евро. Это не весь доход Норкина, которому еще и газета «Комсомольская правда» платит зарплату. Когда-то Норкин считался либеральным журналистом с демократическими убеждениями. Близко знающие его люди говорят, что причиной перехода в пропагандисты стало не только стремление к обогащению, но и разочарование в российском населении, которое не захотели воспринимать либерально-демократические ценности и с радостью приняло деспотию очередного верховного диктатора.

Обещавший превратить США в радиоактивный пепел Дмитрий Киселев один раз в неделю ведет пропагандистскую передачу на телеканале «Россия» и получает за это ежемесячно 4 430 евро. На самом деле доход Киселева несоизмеримо выше, поскольку он еще получает зарплату как руководитель государственного пропагандистского пиар-агентства «Россия сегодня».

Еще один кремлевский пропагандист Андрей Добров, работающий на телеканале Рен-ТВ, получает 6 740 евро в месяц. Формально Рен-ТВ – это частный телеканал, который де-факто принадлежит другу Путина миллиардеру Юрию Ковальчуку.

Роман Бабаян ведет на телеканале ТВ Центр пропагандистскую передачу, в которой периодически появляется известный в Эстонии правовед Рейн Мюллерсон. Усилия Бабаяна на фронте пропагандистской войны каждый месяц вознаграждаются суммой в размере 11 555 евро.

Там же на телеканале ТВЦ продолжает свою пропагандистскую деятельность член верховной палаты российского парламента Совета Федерации Алексей Пушков. Уже много лет Пушков ведет политико-пропагандистскую передачу «Постскриптум». Ежемесячный суммарный (гонорар на ТВЦ + депутатская зарплата) Пушкова составляет 17 525 евро.

Пропагандистское шоу «60 минут» на телеканале «Россия» ведет семейный тандем в составе Евгения Попова и Ольги Скабеевой. Ежемесячный доход этой четы составляет: у Попова – 12 420 евро и у Скабеевой – 12 320 евро. На этом шоу светился мэр Таллинна Михаил Кылварт, который таким способом надеялся укрепить свою популярность среди русскоязычных избирателей.

А вот депутат Европарламента Яна Томм чаще появляется на, пожалуй, наиболее мерзком пропагандистском шоу, которое на телеканале «Россия» ведет актер по образованию Владимир Соловьев. На телевидении Соловьев ежемесячно получает почти 51 тысячу евро. Помимо зарплаты на телеканале «Россия» у Соловьева есть и другие источники доходов – свой телеграмм-канал и программа на YouTube, которые, по некоторым данным, финансируются через российские госструктуры.

Сказочно богата еще одна супружеская пара пропагандистов: Маргарита Симоньян и Тигран Кеосаян. Пытавшийся стать кинорежиссером Кеосаян ведет пошлое как бы юмористическое пропагандистское шоу на телеканале НТВ и получает в среднем 115 тысяч евро в месяц. Примерно такая же «журналистская» зарплата и у Симоньян на телеканале Russia Today. В добавок Симоньян каждый месяц получает 35 тысяч евро как глава Russia Today. Таким образом, суммарный ежемесячный доход Симоньян составляет порядка 150 тысяч евро. Здесь необходимо отметить, что у семейной пары Симоньян-Кеосаян сложная и запутанная схема получения денег из государственного бюджета России через различные юридические лица. Поэтому их формальный доход от работы на телевидении выглядит меньшим.

Некоторое удивление вызывает то, что одним из наиболее оплачиваемых кремлевских пропагандистов является Артем Шейнин, ведущий на «Первом канале» пропагандистско-скандальное шоу «Время покажет». Шейнина оставили в телеэфире даже после того, как во время одной передачи он размахивал пистолетом, который он тут же в студии вытащил из кармана. Ежемесячный доход Шейнина составляет почти 96 тысяч евро. Особенно Шейнин прославился после того, как расплакался в прямом эфире, увидев Путина за рулем грузовика, проезжающим по «крымскому мосту», построенному на оккупированный Россией полуостров Крым. Кадры плачущего Шейнина можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=7Dyip5jnUik

Хотя во всем этом нет ничего удивительного. Судя по всему, за такие деньги кремлевские пропагандисты готовы не только расплакаться, но и обкакаться в прямом эфире.

Eesti Päevaleht/Delfi, 12.09.2021.

Опубликовано в Oleg

О генетике и дочерях Путина

Год назад во многих СМИ появилось сообщение о том, что правительство России и крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» подписали соглашение о сотрудничестве в области генетических технологий. Согласно соглашению, к 2027 году за счет валюты, поступающей от продажи нефти, в России должен быть построен центр комплексных исследований в области генетического редактирования. Руководит проектом специально созданная для этого некоммерческая организация «Развитие генетических технологий».

Русская служба BBC сообщала, что в состав наблюдательного совета этой организации вошла Мария Воронцова, считающаяся старшей дочерью верховного правителя России Владимира Путина. Три источника рассказали «Би-Би-Си», что именно Мария Воронцова является куратором проекта. Пресс-служба «Роснефти» выпустила заявление, в котором указывалось: «Сообщение содержит в себе ни на чем не основанную ложь в отношении компании и лиц, непричастных к данному проекту». После того, как руководство «Роснефти» пригрозило подать в суд на BBC, информация о Марии Воронцовой была удалена из статьи.

И вот теперь украинский телеканал ICTV Ukraine со ссылкой на анонимный источник сообщил, что одним из направлений исследований в рамках вышеуказанного проекта является разработка «генома долгожительства». Конечным потребителем этого генома должен стать Путин, а также персоны из его ближайшего окружения.

В принципе в этом сообщении украинских тележурналистов нет ничего удивительного. Диктаторы всех времен и народов всегда искали «эликсир жизни». Почему же Путин должен быть исключением?

Тем более, что еще в 2014 году на сайте российского журнала «Сноб» политолог и публицист Станислав Белковский писал о том, что российские эксперты судебной психиатрии провели совещание, на котором поставили Путину диагноз — гипертоксическая шизофрения, известная в психиатрической литературе как кесарево безумие. При этом заболевании, когда человека ничто не ограничивает, он перестает отдавать себе отчет в том, что он делает. Не известно, лечился ли Путин с тех пор в психиатрической лечебнице. Если нет, то его кесарево безумие должно только усугубиться.

Как бы там ни было, но совместный генетический проект правительства России и «Роснефти» заострил внимание общественности к дочерям Путина, которых, согласно сообщениям российских СМИ, должно быть, как минимум, три – две законные и одна внебрачная.

Предполагаемая старшая дочь Путина Мария Воронцова по образованию детский эндокринолог. Базирующийся в Риге российский портал «Медуза» прореферировал статью о Воронцовой, опубликованную в журнале The New Times.

Сейчас Воронцова носит фамилию мужа, подданного Нидерландов Йоррита Фаассена, который приехал в Россию в 2006 году для трудоустройства в «Газпроме». Старшая дочь Путина неоднократно меняла фамилию и пользовалась документами с, как минимум, четырьмя разными фамилиями. Мария Фаассен (Воронцова) окончила Московский госуниверситет. После окончания Воронцовой МГУ руководитель ее дипломной работы Иван Дедов Владимир Путин никогда не подтверждал, но и не отрицал, что Мария Воронцова и Катерина Тихонова приходятся ему дочерьми. Когда его спросили о дочерях в последний раз, на пресс-конференции в декабре 2019 года, он назвал их «одной женщиной» и «второй женщиной».стал президентом Российской академии медицинских наук. В московских бизнес-кругах сложилось твердое убеждение, что с зятем Путина лучше не связываться. Любое недоразумение, а тем более конфликт с Фаассеном всегда заканчивается серьезными неприятностями для его «обидчиков», некоторые из которых лишаются бизнеса, а другие даже вынуждены бежать за границу. Мария Фаассен (Воронцова) и ее голландский супруг много путешествуют по миру, ведут роскошный образ жизни, ни в чем себе не отказывая.

По сообщению авторитетных СМИ, таких как, например, Bloomberg и Reuters, младшая дочь Путина Катерина Тихонова, также выпускницы МГУ, специалист по теоретической и прикладной механике. Все научные статьи Тихоновой написаны в соавторстве с ведущими российскими учеными. Тихонова руководит несколькими масштабными научно-практическими проектами и фондами, основным источником финансирования которых является компания «Роснефть». Также проекты Тихоновой финансировал «Росатом» и другие гиганты промышленности России.

Тихонова была замужем за (долларовым) миллиардером Кириллом Шамаловым, который входит в сотню самых богатых людей России. Его отец Николай Шамалов – совладелец «путинского» банка «Россия» — давний друг Путина.

По данным журналистского расследования, проведенного группой независимых российских журналистов «Проект», третьей, незаконнорожденной дочерью Путина является проживающая в Санкт-Петербурге Елизавета Кривоногих.

Ее мать Светлана Кривоногих выросла в питерских трущобах в неблагополучной семье: мать-малярша и рано умерший отец-алкоголик. Свою трудовую деятельность Светлана начинала уборщицей в магазине. Как и при каких обстоятельствах она стала любовницей-содержанкой Путина – неизвестно. Это произошло в 1990-х годах еще до того, как Путин стал президентом России.

После окончания в 2000 году питерского университета экономики и финансов Светлана Кривоногих внезапно и быстро разбогатела. В 2003 году она родила Путину дочку Лизу. Сейчас состояние Светланы Кривоногих журналисты «Проекта» оценили примерно в сто миллионов долларов. Например, мама «путинской» Лизы является акционером банка «Россия», владеет элитной недвижимостью в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи. Вместе с президентом банка «Россия» Юрием Ковальчуком Светлана Кривоногих владеет любимым горнолыжным курортом Путина «Игора» на севере Ленинградской области. Люкс-яхта Кривоногих Aldoga, стоимостью более пяти миллионов долларов, плавает по Финскому заливу в сопровождении противодиверсионного катера ВМФ России.

Ранее российские таблойды писали о том, что известная гимнастка Алина Бабаева также рожала детей от Путина.

Eesti Päevaleht/Delfi, 15.08.2021.

Опубликовано в Oleg

Зачем Народно-консервативная партия Эстонии поддерживает Орбана?

Под прикрытием парламентской группы Эстония-Венгрия в Рийгикогу Народно-консервативная партия (ЭКРЭ) выступила в поддержку политики, проводимой премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Это не первый подобный демарш. Достаточно вспомнить поездку в Будапешт в бытность его министром внутренних дел Марта Хельме, где он был обласкан Орбаном. Лидеры ЭКРЭ не скрывают своего восхищения Орбаном и, судя по всему, стремятся к повторению венгерского сценария в Эстонии.

Поводом для очередного обострения «венгерского вопроса» в ЕС стало принятие в Венгрии закона о еще большем ограничении прав ЛГБТ-сообщества.

Практически все СМИ в России встали на защиту Орбана. В качестве иллюстрации приведу выдержки из статьи, опубликованной на портале кремлевского пропагандистского телеканала Russia Today. Автор статьи утверждает, что «старая добрая Европа» распадается под воздействием «агрессивной пропаганды ЛГБТ», которой руководят «адепты глобальных структур»: «Это было всё тщательно спроектировано заранее. И в эту концепцию «новой нормальности» входит такой вот образ современного европейского общества с агрессивными трансгендерами, трансформерами и трансмутантами». А в качестве доказательства этого тезиса автор ссылается на арку в виде радуги перед главным входом в Европейский парламент в Брюсселе.

А если серьезно, то Орбан ведет Венгрию к ее исключению из Европейского союза. На это указывается в статье в газете Frankfurter Allgemeine, опубликованной в переводе на русский язык на сайте «ИноТВ»: «Жесткая позиция ЕС стала неожиданностью для премьер-министра Виктора Орбана – теперь Венгрии угрожают серьезные последствия». Газета приводит слова премьер-министра Бельгии Александра де Кро о том, что Европейский совет почти единогласно продемонстрировал, что его терпение на исходе. На вопрос, есть ли еще место для Венгрии в Европейском Союзе, Де Кро ответил: «Я надеюсь, что господин Орбан сегодня поедет домой или, по крайней мере, ляжет спать, размышляя над этим вопросом». Раньше среди глав государств и правительств стран ЕС требовать выхода страны из Европейского Союза считалось табу. Теперь же перспектива исключения Венгрии из Евросоюза становится вполне реальной.

Уже сформировалось квалифицированное большинство, которое может «отрезать» Венгрию от денежных средств ЕС. Это возможно в случае, если Еврокомиссия решит впервые обратиться к новому инструменту защиты верховенства права. Урсула фон дер Ляйен уже дала понять, что это может произойти осенью. В таком случае Еврокомиссия обратится в Европейский суд с иском против Венгрии.

И дело тут не столько в защите прав ЛГБТ-сообщества, сколько в том, что Орбан целенаправленно выстраивает диктаторскую систему власти в Венгрии. А именно, средства из бюджета ЕС оседают в карманах его друзей и родственников, правительство направляет деньги в непрозрачные фонды, закрывает независимые СМИ, ставит под свой контроль судебную систему, ограничивает демократические права и свободы и так далее.

Какова альтернатива для Орбана в случае исключения Венгрии из Евросоюза? С учетом того, что Орбан любой ценой постарается удержаться у власти. Единственный выход для него – открытый переход под покровительство, а фактически под протекторат России. В журнале Newsweek Polska публиковалась статья с обоснованием такого варианта.

В статье упоминается интервью Орбана итальянской газете Repubblica, в котором венгерский премьер-министр расхваливал Путина. На самом деле Орбан описывал свои мечты. Орбан хвалит Путина за то, что тот вернул России «былое имперское величие». Теми же словами он описывает и свои планы по восстановлению «великой Венгрии». Орбан хочет иметь своих олигархов, свои СМИ и послушную оппозицию, точно так, как у Путина. «Европа не понимает Россию», — заявил тогда Орбан. Теперь же Европа не понимает Венгрию.

Польское издание сообщает, что с 2012 года доверенным лицом Орбана является немецкий менеджер Клаус Мангольд, который ранее руководил крупными концернами Германии. Мангольд лично знаком с Путиным и помогает российским олигархам, приближенным к Кремлю, проворачивать выгодные бизнес-сделки в Европе.

Орбан сделал Мангольда консультантом по вопросам экономических отношений с Россией. Именно этот немец подготовил контракт на строительство Россией новых блоков венгерской атомной электростанции «Пакш». С того момента венгерская энергетика начала разворот в сторону России. Власти Венгрии объявили о планах подключения к российским газовым проектам «Южный» и «Северный поток».

В Венгрии, как и в России, сформировалась каста олигархов, приближенных к власти. Орбан называет их «бизнесменами-патриотами». Практически все они – друзья Орбана. Например, Лоринца Месарош (Lorinca Mészáros), который занимает пост главы администрации родной деревни Орбана. Или зять Орбана Иштван Тиборц (István Tiborcz), получивший десятки миллионов евро на установке светодиодного освещения в тех районах страны, которыми руководят представители партии «Фидеш». Сейчас друзьям Орбана обеспечен практически монопольный доступ к государственным заказам. В Венгрию пришли большие российские деньги, которые контролируют люди из окружения Орбана. Эти огромные финансовые потоки должны намертво связать правящую прослойку Венгрии с Кремлем.

Преклонение Орбана перед Путиным базируется не только на финансовой выгоде. Судя по всему, Орбан искренне влюблен в Путина и старается во всем ему подражать. Орбан делает все для того, чтобы и венгры полюбили Путина. И здесь решающая роль отводится контролируемым властями СМИ. Венгерские телеканалы, находящиеся под контролем государства, предлагают зрителям картину мира, составленную из постулатов российской пропаганды. В результате, как показывают социологические опросы, около половины венгров положительно относятся к Путину.

Кремль делает все для того, чтобы перетянуть Венгрию на свою сторону. В России прекрасно понимают, что Венгрия – это слабый партнер, которого можно легко себе подчинить. Путин мечтает внедрить ту же модель и в отношениях с другими европейскими государствами, например, со странами Балтии. Но для осуществления этих планов России нужны политические партнеры внутри этих стран.

Eesti Päevaleht/Delfi, 23.07.2021.

Опубликовано в Oleg

Путин — «окурок». А кто такой Клайд Куль?

Российская пропаганда распространяет миф о Владимире Путине как о «супер-разведчике» в стиле киношного «агента 007». На эту «утку» попадаются и некоторые эстонские журналисты, тиражирующие ерунду о шпионских «подвигах» Путина.

О настоящем кэгэбэшном Путине в интервью украинскому порталу «Гордон», которое также доступно на сайте радиостанции «Эхо Москвы», рассказал бывший разведчик КГБ СССР Юрий Швец. В 1990 году Швец уволился со службы в КГБ. А в 1993 году украинский гражданин Швец эмигрировал в США, где занимается финансовой аналитикой.

Швец был сокурсником Путина в Институте КГБ. Об этом в 2001 году сообщалось на сайте Службы внешней разведки РФ.

Далее наиболее интересные цитаты из интервью Швеца.

Об учебе в институте КГБ: «В Институте не только обучали, но и изучали самих студентов, чтобы понять: подходят они для работы в разведке или нет? <…> Студента Путина изучали десятки преподавателей и профессиональных инструкторов, каждый из которых по окончании учебы писал на выпускников соответствующую характеристику. Это аналитические исследования, описания интеллектуальных и психологических способностей объекта. <…> Помимо посредственных интеллектуальных способностей Путин отличался чрезвычайной закомплексованностью. Комплекс неполноценности был отпечатан во всей его фигуре и на лице. Такого человека нельзя было посылать разведчиком за границу, потому что у него на лице было написано: «Завербуй меня!».

О ленинградском КГБ: «То, что Путина направили не в разведку, а в ленинградское управление КГБ означает, что на фоне сослуживцев его способности были ниже среднего. <…> В Ленинграде Путин занимался фигней: разгребал кляузы студентов на профессоров, кляузы профессоров на ректоров и так далее».

О ГДР: «Путин никогда не работал в разведке. <…> КГБ не вел разведывательную деятельность на территории социалистических стран, особенно в ГДР, которая была одной из самых дружественных советскому режиму. <…> В  обязанности Путин как директора Дома дружбы СССР—ГДР входило накрыть поляну для высокопоставленных товарищей из Москвы, накормить, напоить, отоварить в местных магазинах, опять накрыть поляну, погрузить бесчувственные тела в самолет и отправить обратно в Москву».

О кличках: «О человеке много говорит его прозвище. В КГБ Путина называли Окурком, после — Бледной Молью, сейчас — Ботоксом».

О президентстве: «Путина выбрали как послушную марионетку, которая на посту главы РФ должна была гарантировать безопасность и бабло тем, кому пришел на смену. Я общался с Борисом Березовским, который сыграл немалую роль в том, чтобы Путин стал президентом. Борис говорил: «Дайте мне один телеканал, и я сделаю стул следующим президентом России». Вот и весь ответ, как Путин поднялся».

Если бы в Эстонии внимательно читали интервью и мемуары бывших сотрудников КГБ, то, может быть, у нас было бы меньше проблем.

Здесь надо отметить книгу «Журналистика и разведка», которая вышла в Москве. Это книга воспоминаний Бориса Чехонина, который работал под журналистским прикрытием в разных странах. В аннотации указано, что автор «приоткрывает некоторые тайны в работе наших (то есть, советско-российских) разведчиков за рубежом».

Свою деятельность Чехонин начинал в международном отделе Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Именно там, где после окончания Московского государственного института международных отношений (МГИМО) с 1985 по 1991 год работал Клайд Кулль, в отношении которого прокуратура возбудила криминальное расследование.

Чехонин описывает, чем занимались сотрудники международного отдела ВЦСПС – «штаб-квартиры всех советских профсоюзов»: «В качестве куратора всех молодых международников выступал полковник КГБ Степан Гаврилович Корнеев. В задачу опытного контрразведчика входили выявление агентов западных спецслужб, засылаемых в составе делегаций, и вербовка профсоюзных деятелей во время пребывания в СССР. Нам, переводчикам, поручалось информировать его о настроениях всех делегатов, с которыми приходилось работать. Ежедневно поздно ночью после возвращения из московских театров мы сидели в гостиничных «штабных» номерах и вели протокольную запись всех высказываний делегатов за день. Наутро все наши творения пересылались Степану Гавриловичу. На основе их он делал необходимые выводы о возможности вербовки того или иного делегата».

Молодые переводчики и сами иногда участвовали в вербовке зарубежных профсоюзных активистов. Об одном таком случае написал Чехонин: «Пришлось и мне принять участие в такой вербовке вместе с кадровым контрразведчиком в гостинице «Москва», где остановилась делегация японского профсоюза учителей — мощной и влиятельной организации в своей стране. Объектом стал один из ее опытных немолодых функционеров. Он не уставал восторженно отзываться об увиденном в Советском Союзе. Но когда его решили завербовать, почувствовал это и дал слабину — стремился быть всегда вместе с друзьями, уклонялся от встреч наедине. И все-таки, в конце концов, его буквально затащили в особый гостиничный номер, где офицер КГБ сумел уговорить «перспективного кандидата» дать согласие на сотрудничество с советской разведкой в Японии. Его попросили также расписаться на одной из наших визитных карточек — опознавательном знаке, который предъявит ему позднее в Японии сотрудник нашего посольства».

Мы не знаем, чем конкретно занимался Кулль в международном отделе ВЦСПС. Но из многочисленных открытых источников известно, что лучших студентов МГИМО направляли на работу в министерство иностранных дел СССР. А тех выпускников МГИМО, кого не распределяли в МИД, подбирал КГБ, предлагая им работу в международных отделах различных формально общественных организаций, которые в советское время практически были филиалами службы внешней разведки КГБ СССР.

Eesti Päevaleht/Delfi, 01.06.2021.

Опубликовано в Oleg

Илья Пономарев: «Путин — как минимум бисексуал».

Украинский телеканал УНIАН-ТБ показал большой документальный репортаж о гомосексуальной ориентации верховного правителя России Владимира Путина. В интервью УНIАН-ТБ бывший депутат Государственной думы РФ Илья Пономарев сказал, что «Путин – как минимум бисексуал». В настоящее время Пономарев живет в Киеве под охраной спецслужб Украины.

По мнению украинских тележурналистов, именно тщательно скрываемый гомосексуализм Путина и стал главной причиной его развода с женой, которая сейчас часто и подолгу проводит время в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, который находится в маленькой деревне Елизарово, что в 27 километрах от Пскова.  Вероятно, там Людмила Путина замаливает грехи своего экс-супруга. Также утверждается, что давним секс-партнером Путина является Дмитрий Медведев, которого Путин ставил вместо себя временным президентом и много лет держал премьер-министром России. А «утечки» в СМИ о любовных похождениях Путина с известными спортсменками и артистками специально организуются для того, чтобы скрыть от широкой общественности нетрадиционные половые влечения Путина.

Ранее на польском интернет-портале Onet.pl цитировалась статья о гомосексуализме Путина, опубликованная в немецком журнале Der Spiegel: «Путин любит фотографироваться полуобнаженным, при этом хочет казаться мачо, чтобы отвести от себя подозрения в гомосексуализме. Этой цели служат также выражаемые им взгляды крайне негативного отношения к людям нетрадиционной сексуальной ориентации».

Не так давно на польском портале Fakt.pl была опубликована статья об убийстве в Швейцарии в городе Цюрихе Юрия Михалевича, бывшего личного помощника Путина. Со ссылкой на сотрудника швейцарской полиции, польское издание сообщало, что труп Михалевича был найден в его квартире со следами радиоактивного излучения. По данным экспертизы, Михалевич был убит с помощью радиоактивной субстанции российского производства под название диоксин TCDD. Это стало основанием для версии о том, что Михалевича ликвидировали агенты российских спецслужб. Официального подтверждения этой версии от швейцарской полиции не последовало.

Сбежав в Швейцарию, Михалевич публично утверждал, что он имел гомосексуальную связь с Путиным. А за несколько месяцев до его смерти на многих сайтах в разных странах появилось сообщение о том, что Михалевич написал книгу «Я был любовником Путина». До сих пор эта книга так и не издана. Логично предположить, что никто из издателей не хочет быть отравленным радиоактивным препаратом российского производства. Опять же по сообщению Fakt.pl, российские спецслужбы проводят интенсивные поиски таинственной рукописи Михалевича, местонахождение которой неизвестно.

А в упомянутом выше репортаже телеканала УНIАН-ТБ еще утверждалось, что самым элитным любовником Путина является правитель Монако принц Альберт, о гомосексуальной ориентации которого неоднократно сообщалось в СМИ. Эти сообщения появляются и после того, как Альберт женился на южноафриканской пловчихе Шарлин Виттсток. Например, любимая газета Путина «Комсомольская правда» писала, что брак Альберта с Шарлин – фиктивный и был организован лишь для того, чтобы произвести на свет монаршего наследника мужского пола, а также скрыть гомосексуализм правителя Монако.

По сообщению «Радио Свобода», знаменитые фотографии Путина с обнаженным торсом (на коне и с удочкой) были сделаны во время совместной рыбалки Путина и Альберта на Енисее, когда, как предполагается, любовники провели несколько дней вдвоем в отдаленных районах Тувы, недоступных для посторонних глаз. Эта рыбалка настолько вскружила голову Путину, что он разрешил распространение в СМИ этих довольно пикантных фотографий.

Уже на протяжении многих лет Путин и Альберт оказывают друг другу любезные услуги. Именно благодаря лоббизму Альберта, являющегося членом Международного олимпийского комитета, стало возможным проведение в 2014 году зимней олимпиады в Сочи. Альберт наградил Путина высшей наградой княжества Монако – орденом святого Карла. Ранее из русских этим орденом награждался только российский император Александр II. В ответ Путин организовал путешествие Альберта на северный полюс. А на деньги приближенных к Кремлю российских банкиров в Монако была построена «дача» для Альберта.

Кроме того, со ссылкой на источники в британских и американских спецслужбах, в европейских и североамериканских СМИ периодически появляются материалы о том, что карликовое княжество Монако превратилось в «страну обетованную» для «русской мафии» (или, как иногда пишут, «красной мафии»). Количество роскошных вилл в Монако, принадлежащих русским богачам, приближается к сотне. Многие, если не все, эти внешне респектабельные и уважаемые «монакские русские» так или иначе связаны с Кремлем и с отмыванием денег, полученных в России преступным путем.

Не исключено, что и «валютный кошелек» Путина тоже хранится в Монако. Самой надежной гарантией сохранности этого «кошелька» может быть страх Альберта перед «утечкой» в СМИ информации о его чересчур неформальных связях с Путиным.

В этом контексте особый оттенок приобретают публичные разоблачения тайн монакского двора бывшего сотрудника ФБР США Роберта Эринджера, который ранее консультировал власти Монако по вопросам разведки и безопасности. В статье, опубликованной на сайте «Радио Свобода» и посвященной скандальному конфликту между Альбертом и Эринджером, указывалось: «Господин Эринджер предупреждал принца Альбера о том, что российская разведка будет держать его под контролем и что, если он вступит в интимные отношения с мужчинами или женщинами, это, вероятно, будет записано на видео с целью использования для давления на него».

Eesti Päevaleht/Delfi, 04.05.2021.

Опубликовано в Oleg

О российской пропаганде в Молдове

Проблема российской телепропаганды не является уникальной ни для Эстонии, ни для стран Балтии. Кремль использует российские федеральные (то есть, фактически государственные) телеканалы как средство распространения политического влияния России в соседних странах. Более того, российские телеканалы являются инструментами формирования внутриполитического ландшафта практически во всех так называемых «постсоветских» государствах.

Аналогичный подход Кремль использует не только в Балтийских, но и в других странах. Например, в Молдове, где российские телеканалы составляют серьезную конкуренцию молдавским телеканалам.

Так, вторым по популярности телеканалом в Молдове является RTR Moldova. Это молдавская версия российского телеканала «Россия». Владельцем RTR-Moldova является зарегистрированная в Молдове фирма, в которой 50% акций принадлежали Всероссийской государственной телерадиокомпании, а позже были переоформлены на некоммерческую организацию «Российское общество по организации и управлению проектами в области средств массовой информации и массовых коммуникаций».  Оставшиеся 50% акций разделаны между подставными лицами.

Также популярен среди молдавских телезрителей телеканал NTV Moldova — молдавская версия российского телеканала НТВ.

Самым популярным был телеканал Prime, ретранслировавший передачи российского «Первого канала», который покрывал 95% территории страны, с колоссальным для Молдовы охватом телеаудитории в более, чем 100 тысяч человек. Но не так давно российская сторона исключительно по политическим расчетам передала право на ретрансляцию «Первого канала» в Молдове другой фирме. А именно фирме Telesistem, которая принадлежит деятелям из пророссийской Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ). До этого некоторые депутаты Государственной думы РФ публично требовали передать право на «Первый канал» в Молдове лояльным к России структурам. Фирма Telesistem владела телеканалом Accent TV, который был переименован в «Первый канал Молдова». Это произошло после того, как Telesistem заключила договор с российским АО «Первый Канал Всемирная Сеть» о ретрансляции в Молдове российского «Первого канала».

Пророссийская партия ПСРМ также контролирует телеканал NTV Moldova, собственниками которого являются функционер ПСРМ и депутат парламента Молдовы от этой партии. Ранее правом на ретрансляцию телеканала НТВ в Молдове обладала фирма, принадлежащая одному из лидеров Либерально-демократической партии, которая, по оценке кремлевских стратегов, оказалась недостаточно пророссийской.

Оба телеканала — «Первый канал Молдова» и NTV Moldova – прославляют ПСРМ. Упоминание других политиков и партий, тем более в положительном контексте, считается крайне нежелательным. В руководстве обоих телеканалов – персоны, тесно связанные с предыдущим прокремлевским президентом Молдовы Игорем Додоном, который упорно старался развернуть Молдову от Европы в сторону России.

В Молдове есть другие телеканалы, распространяющие нарративы российской пропаганды. Это Canal 5, который транслирует программы российского телеканала «Пятый канал», вещающего в Санкт-Петербурге. Два пророссийских телеканала — Euro TV, Alt TV – принадлежат руководителям молдавского филиала российского государственного пиар-агентства «Спутник». Еще один телеканал RU TV принадлежит молдавскому предпринимателю, имеющего бизнес-интересы в России.

Молдавские проевропейские политики осознали, что Кремль создал в Молдове разветвленную систему пропаганды с целью привести к власти в стране пророссийские силы. Эта тенденция нашла отражение в победе на парламентских выборах Партии социалистов Республики Молдова и на президентских выборах – Игоря Додона.

В Молдове не стали запрещать российские телеканалы, поскольку подобный запрет мог бы вызвать недовольство среди части населения страны. Но с российской пропагандой надо было что-то делать и было принято оригинальное решение.

Молдавский парламент принял закон, запрещавший ретрансляцию на территории Молдовы информационных, информационно-аналитических и военных программ производства стран, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Имелась в виду Россия. В соответствии с данным законом с 1 января 2018 года в Молдове была запрещена ретрансляция новостных и информационно-аналитических передач российских телеканалов. Поэтому «клонам» российских телеканалов в Молдове разрешалось передать развлекательный контент российских телеканалов, но они не могли пускать в телеэфир пропагандистское мракобесие Кремля. Любопытно, что за нарушение этого закона телеканал RTR-Moldova был оштрафован за ретрансляцию военного парада, проходившего в Москве 9 мая.

Конечно, молдавские клоны российских телеканалов делают собственные новостные и политические передачи, в которых прославляются пророссийские политики и партии. Тем не менее, сознание молдавских телезрителей-избирателей выводилось из потока извращенной российской пропаганды против Евросоюза, НАТО, США, Украины… Это и стало одним из факторов, обеспечивших победу проевропейского кандидата на последних президентских выборах в Молдове.

В декабре прошлого 2020 года пророссийское большинство в парламенте Молдовы, костяк которого составляют депутаты-социалисты, отменило закон о борьбе с российской пропагандой. Сделано это потому, что в Молдове ожидаются внеочередные парламентские выборы. И прокремлевской ПСРМ позарез нужна пропагандистская поддержка российских телеканалов. Именно поэтому депутаты от ПСРМ пошли на возвращение в телеэфир Молдовы инфо-пропагандистских политшоу российских телеканалов. Это еще одно убедительное свидетельство того, что российские телеканалы – это не средства массовой информации, а исключительно политические инструменты Кремля.

Безусловно, молдавский опыт может быть полезен и Эстонии, где слишком высока степень воздействие российских телеканалов на формирование как местных органов власти, так и Рийгикогу.

Eesti Päevaleht/Delfi, 04.04.2021.

Опубликовано в Oleg