Похоже, что новость о связях депутата Европарламента Татьяны Жданок с российскими спецслужбами стала неожиданной только для еще одной евродепутатки Яны Тоом. «Это была неожиданность, конечно, и <…> это очень грустная неожиданность», –пожаловалась Тоом в интервью ERR. Трудно сказать, чего в этом удивлении больше – обыкновенной наивности или же стремления незамедлительно дистанцироваться от оскандалившейся коллеги. Ведь не случайно в том же интервью Тоом особо подчеркнула, что она «не друг Жданок и близко не общалась с нею».

Слегка причудливое замечание с учетом давнего многолетнего скоординированного сотрудничества между Жданок и Тоом по многим политическим вопросам. Они вместе критиковали политику Эстонии и Латвии в области гражданства, вместе поднимали тему неграждан, вместе в 2016 году летали в Дамаск на встречу с сирийским диктатором Башаром ал-Ассадом, вместе требовали разъяснений по делу «правозащитника» Сергея Середенко, осужденного за антигосударственную деятельность, вместе голосовали «против» резолюции Европейского парламента, одобрявшей расширение санкций против России за агрессию против Украины… Они много еще чего делали вместе. Хотя, не все, конечно. Например, в марте 2022 года Жданок проголосовала «против» резолюции Европарламента, осудившую полномасштабное военное вторжение России в Украину, а Тоом при этом проголосовала «за». Но это скорее исключение из правил. Как правило, Жданок и Тоом действовали в унисон. Пусть и не будучи при этом, как утверждает Тоом, близкими подругами.

И когда в 2018 году Тоом рассылала письма вУправление Верховного комиссара ООН по правам человека и в международные правозащитные организации Amnesty International, Human Rights Watch и ARTICLE 19 в защиту лидера Русского союза Латвии (РСЛ) Татьяны Жданок, то делала она это, конечно же, исключительно по политическим мотивам, а не из панибратских соображений. Тогда Жданок проходила как подозреваемая в уголовном расследовании, которое полиция безопасности Латвии начала в связи с действиями РСЛ, попадающими под статью о преступлении против государства. И вот теперь Тоом приходится отмежевываться от своей политической соратницы.

Надо сказать, что Тоом не в первый раз попадает в подобную конфузную ситуацию. Первый похожий конфуз вышел у нее с еще одним (теперь уже бывшим) депутатом Европарламента от Латвии Андреем Мамыкиным. Тоом настолько была очарована этим бывшим журналистом, что на своей странице в Facebook с теплотой написала: «После сорока друзья как-то не заводятся. А вот Мамыкин – завелся. Причем как-то бесповоротно – друзей, которые разделяют твои ценности. <…> И Андрей – именно такой. Политически мы с ним совпадаем на стопятьсот процентов».

Развивая ту же тему, опять же в Facebook Тоом писала: «Мой друг Мамыкин баллотируется в Сейм. <…> От Русского союза Латвии. И я очень надеюсь, что мои латышские френды их поддержат». Но «латышские френды» Тоом не поддержали в достаточной мере ни Мамыкина, ни Жданок, ни прочих кандидатов от РСЛ, так и не попавших в парламент Латвии. Судя по всему, итоги тех парламентских выборов в Латвии стали личным разочарованием для Тоом, которая взяла безработного на тот момент Мамыкина к себе на работу то ли ассистентом, то ли помощником, то ли переводчиком с французского языка. Не лично к себе, а как к депутату Европарламента, которым полагаются всякие советники.

Но вскоре плодотворное сотрудничество между Тоом и Мамыкиным внезапно оборвалось. Причиной разрыва стал какой-то «рабочий конфликт». «Я очень редко обрываю с кем-то связь в одночасье, но с ним это произошло. После этого Мамыкин исчез из моего поля зрения», – сказала Тоом в интервью ERR. Что это был за «рабочий конфликт», вызвавший решительное прекращение отношений с другом, который так тяжело заводился после сорока лет, неизвестно. Да и не важно.

Важно то, что этот «рабочий конфликт» произошел для Тоом весьма кстати и вовремя. Поскольку некоторое время спустя Мамыкин переехал из Латвии на постоянное место жительства в Россию, по его словам, в «самую свободную страну в мире». Там в интервью российскому пропагандистскому каналу «Спутник» Мамыкин сравнил свой отъезд из Латвии с «бегством от нацистского режима», «чтобы его сыновьям не приходилось участвовать в гей-парадах». Кроме того, Мамыкин выразил уверенность в том, что «памятники, воздвигнутые Советским Союзом, будут восстановлены в Латвии». В сентябре 2023 года Служба государственной безопасности Латвии возбудила уголовное дело против Мамыкина за поддержку, прославление и оправдание совершенных Россией в Украине преступлений. Так, Мамыкин назвал агрессивную войну России против Украины «великим и священным делом».

После такой эпопеи Тоом с Мамыкиным невольно закрадывается мысль, что, может быть, не стоит после сорока заводить новых друзей, а лучше довольствоваться старыми. А если серьезно, то все выглядит предельно банальным. Скажи, кто твой друг (пусть и бывший) и кто твоя соратница и почти все поймут, что ты из себя представляешь на самом деле. И если твой (бывший) друг бежит от нацистского режима, который заставляет людей участвовать в гей-парадах, а соратница ошивается возле паровоза, чтобы получить указания и деньги от куратора из ФСБ, то к этой сюрреалистичной картине добавить нечего.

Ну, и в заключение немного про смешное. В интервью ERR Тоом заявила, что ей «российские спецслужбы никогда никаких денег не предлагали». Тут же вспоминается шутка о разнице между «агентом» и «полезным идиотом». Так вот, «агент» – это человек, которые выполняет задание какой-нибудь спецслужбы и получает за это деньги. А «полезный идиот» – этот тот, который делает то же самое, но бесплатно. При этом, естественно, надо еще доказать, что данный человек является «агентом». А «полезный идиот» – это аксиома, не требующая доказательств.