«Правозащитные» деньги
Решение Европейского суда по правам человека, признавшего нарушенными права четверых жителей Эстонии, пострадавших в ходе подавления массовых беспорядков в Таллинне в апреле 2007 года, вызывает некоторые вопросы. В том числе: на какие деньги проводилось это, надо полагать, дорогостоящее судебное разбирательство?
Представитель таллиннского Центра по правам человека, чьи юристы оказывали помощь заявителям при подготовке документов для Европейского суда, дает путанные разъяснения по финансам. Юрист-аналитик этого Центра Вадим Полещук в интервью порталу «Дельфи» сказал: «Поскольку дело было очень серьезное, мы плотно работали с тремя известными английскими адвокатами. Для людей [заявителей] это ничего не стоило. Теперь британцы получат от Эстонии деньги за это представительство».
Эти слова вызывают недоумение. Я не слышал ни об одном случае, когда адвокат начинал бы работать бесплатно, в надежде на будущее вознаграждение, если он выиграет дело в суде. На всякий случай проконсультировался со знакомым юристом, который подтвердил, что такое практически исключено. Приступая к работе, адвокат получает деньги (полностью или по частям) сразу, а не после завершения судебного разбирательства. И плату за свою работу адвокат получает независимо от того, выиграет он дело в суде или проиграет.
После завершения судебного разбирательства проигравшая сторона как правило компенсирует, истцу его судебные издержки, в том числе и расходы по оплате услуг адвокатов.
Как было в рассматриваемом случае совершенно непонятно. Тот же Полещук в том же интервью добавил: «Всем [заявителям] компенсируют судебные издержки в размере 3 тысяч евро». То есть, выходит, что в эти три тысячи евро не включены гонорары английских адвокатов. Гонорары, вероятнее всего, очень солидные, поскольку адвокаты – «известные».
Кто оплатил услуги английских адвокатов? Логично предположить, что таллиннский Центр по правам человека. Если это так, то откуда Центр, существующий, как уверяют его руководители, исключительно на гранты, взял деньги на оплату английских адвокатов. Из какого гранта?
И здесь привлекает внимание немаловажное обстоятельство. В качестве третьей стороны в данном судебном процессе в Европейском суде участвовала Российская Федерация в лице российского представителя в Европейском суде по правам человека Г.Матюшкина. Это стало возможным, потому что два из семи заявителей являются гражданами России.
И еще одна очень красноречивая деталь. Европейский суд признал нарушенными права двух граждан Эстонии и двух человек с неопределенным гражданством. Исковые заявления двух граждан России – Ростислава Макариева и Дмитрия Тарасова – Европейский суд оставил без удовлетворения как необоснованные. Судя по всему, этих двух российских граждан использовали для того, чтобы дать возможность официальному представителю РФ принять участие в данном судебном разбирательстве с целью, в меру его (представиля) сил и возможностей, повлиять на судебное решение.
Исходя из вышеизложенного, логично предположить, что эта эпопея в Европейском суде большей частью финансировалась из российских источников.