От смирения к самонадеянности
В рождественские и новогодние праздники я решил расслабиться и почитать что-нибудь хорошее, но попроще. Например, классику детективного жанра. Пошел в нашу библиотеку в Кярдла и обнаружил там два сборника Конан Дойля. Взял, потому что про Шерлока Холмса ранее я ничего не читал. Да так и не прочитал, поскольку в этих сборниках собраны интересные исторические романы и занятные рассказы известного английского писателя.
Прочитав их, я склонен полагать, что Конан Дойл остается во многом непонятым писателем. И имидж сочинителя детективов, вероятно, сыграл с ним злую шутку. Конан Дойл значительно глубже и мудрее, чем это принято считать. Многие его выводы не утратили своей актуальности и по сей день.
Например, такой: «Состояние христианской религии возмутительно и позорно. В бедах кроткая, смиренная и долготерпеливая, она сделалась, познав успех, самонадеянной, агрессивной и безрассудной». А запомнилось мне эта фраза в связи с рождественским интервью патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, показанном по телеканалу «Россия» (РТР).
Более всего меня покоробила в этом интервью его ярко выраженная политико-идеологическая составляющая. Чувствуется, что с подачи Кремля и при активном содействии церковных иерархов Русская православная церковь ускоренными темпами трансформируется в государственную структуру с неограниченными полномочиями в сфере пропаганды и идеологии.
Так, Кирилл сравнил увлечение социальными сетями с «погружением в королевство кривых зеркал». Руководитель РПЦ и ранее выражал свое неприятие интернета, обосновывая его необходимостью заботится о «духовном состоянии людей», поскольку, по его мнению, в глобальной сети «множество греховного и соблазнительного». Можно подумать, что в реальной жизни грехов и соблазнов меньше.
Наверняка проблема есть, хотя лично я не чувствую ее остроты и тем более катастрофичности, может быть, потому что сам не зарегистрирован ни на одном интернет-форуме и ни в одной социальной сети, поскольку не чувствую в этом необходимости. А Кирилл озаботился этой проблемой, судя по всему, из-за того, что интернет остается единственным влиятельным средством массовой не только информации, но и коммуникации, не подконтрольным пропагандистским службам Кремля. Поэтому и предпринимаются попытки отвадить от интернета людей с помощью РПЦ.
Запомнилось и замечание Кирилла о том, что в «эпоху, когда люди очень обеспокоены правами человека и свободами, в то же время забывается о праве и свободе открыто исповедовать христианскую веру». Какое-то нелепое противопоставление, поскольку свобода совести и вероисповедания и есть одно из основополагающих прав человека. И тот, кто обеспокоен правами человека, отстаивает право людей свободно исповедовать любую религиозную веру, а не только, скажем, православную. Вероятно, именно это и не нравится руководителю РПЦ.
И уж как явный политико-пропагандистский постулат воспринимается выпад Кирилла против Европейского союза: «А вот политическая тенденция, общее направление действия [европейских] элит, несомненно, носит антихристианский и антирелигиозный характер». Этот тезис полностью укладывается во внешнеполитическую концепцию путинизма, стремящегося превратить Россию в страну, ощетивнившуюся против всего окружающего мира.
Так что, очередное публичное выступление Кирилла, к сожалению, еще раз подтверждает мои наблюдения о делах церковных, изложенные здесь, здесь, здесь и здесь.
Два Владимира: Путин (слева) и Гундяев (справа).