Пол Пот как бестселлер 6

В интернет-журнале «Новый смысл» появилась очередная рецензия (автор Анастасия Пищугина) — на мою книгу о «красных кхмерах»:

PolPotAlgoritm

«Пол Пот. Камбоджа — империя на костях?» — издание русского автора Олега Самороднего о самом радикальном и одиозном социалистическом эксперименте в истории человечества.

Главное достоинство книги — беспристрастность. Написать объективно о полпотовской Демократической Кампучии (ДК) — кратковременном государстве, вокруг которого появилось столько мифов, домыслов и спекуляций — задача не из простых. Тем более, когда непосредственно сталкиваешься с доказательствами «полпотовского геноцида» вроде тюрьмы S-21 или «полями смерти». После увиденного непроизвольно осуждаешь режим  «красных кхмеров».

Олегу Самороднему, профессиональному переводчику с кхмерского языка, работавшему в советском посольстве в Пномпене и в свое время получившему доступ к документам времен Демократической Кампучии, удается избежать оценки. Автор дает только документально подтвержденные факты.  Возможно, поэтому не затронуты самые спорные и скользкие вопросы: а сколько же людей стало жертвами режима Пол Пота — Йенг Сари?; кого затронули репрессии?; как они протекали?; и как вообще жили камбоджийцы во времена ДК?

Труд посвящен отношениям «красных кхмеров» с ближайшими соседями,  социалистическими странами, крупными капиталистическими державами, левацкими группировками со всего мира — на разных этапах развития движения: от подполья времен колониальной зависимости до восхождения на политический Олимп и партизанских формирований середины 90-х годов прошлого века. В книге досконально разобраны внешнеполитические факторы, которые помогли «красным кхмерам» прийти к власти и неожиданно оставить эту власть. Соединенным Штатам и тут отводиться роль мирового злодея — сначала марионеточным правителем и массированными бомбежками Камбоджи США создают огромную революционную базу для «красных кхмеров», а после их свержения на протяжении многих лет дестабилизируют обстановку в стране, вооружая красных партизан, игнорируя геноцид в ДК и реабилитируя движение посредством западных СМИ. После знакомства с такими фактами один из самых радикальных шагов «красных кхмеров» — выселение горожан в деревни — (города — оплот тогдашнего режима) — кажется вполне себе оправданным. Предотвратить голод, уйти от потенциальных бомбежек американцев и избежать бунта можно было, вероятно, только таким вот радикальным шагом.

Помимо внешней политики, автор уделяет внимание зарождению и развитию коммунистических идей в среде молодых камбоджийских интеллектуалов. Будущие лидеры, прозванные впоследствии чудовищами, маньяками и преступниками пострашнее Гитлера (это касается в первую очередь Пол Пота) — предстают мечтательными идеалистами, готовыми к решительному переустройству камбоджийского общества на основах сельской демократии. Они хотят построить общество, в котором никто не имеет личных выгод и все движимы общим интересом. Крестьянская страна без иностранного влияния — такой видят Камбоджу «начинающие» кхмерские коммунисты. Автор приводит цитаты из трудов того же Пол Пота, под которыми подпишется всякий  здравомыслящий революционный разум. Вот одна из них, например: «Нельзя создать по-настоящему ничего нового с людьми, у которых первая заповедь — вырыть себе нору и которые большую часть энергии  тратят на то, чтобы устроиться лучше и удобнее». Пол Пот восхищается своим идеалом —  племенными жителями Камбоджи: «Чистота первородных кхмеров, не испорченная королевством, буддизмом, деньгами и другими импортированными иностранными идеями и инструментами влияния».

Кстати, о Пол Поте. В заключении автор интригует: а был ли собственно такой человек — Пол Пот — или это была все-таки коллективная личность? По свидетельству очевидца, люди встречали и Пол Пота (псевдоним, под  которым скрывался Салот Сар), и собственно самого Салот Сара… Так что после прочтения книги, пожалуй, возникает еще больше вопросов.

Многое остается неясным и самим камбоджийцам. Кхиеу Самфан, бывший председатель Государственного президиума ДК, в беседе с  автором заявил: «Не думайте, что я всё знаю о «красных кхмерах», мне и самому многое остается неясным в нашем движении».

Но главное даже не в политических мистификациях по поводу ужасов «полпотовского геноцида», а в том, что «Демократия Кампучии» (именно так точно переводится название государства «красных кхмеров», Демократическая Кампучия — некорректный перевод на европейские языки) — первая в истории человечества попытка на практике приблизиться к идеалам коммунистического общества и создать модель общественного устройства альтернативную всем известным формам государственности. Поэтому игнорировать этот опыт невозможно».