Пол Пот как бестселлер 11

pol-potSuur

Известный советский (российский) журналист Виктор Притула, работавший в Народной Республике Кампучии почти сразу после свержения в 1979 году вьетнамскими войсками режима «красных кхмеров», обратил внимание на мою книгу «Пол Пот. Камбоджа – империя на костях?». Приятно, что книга замечена и отмечена человеком, в жизни которого Индокитай занял особое место.

Сделал это Притула в аннотации, в которой он «вскрывает ошибки и нелепицы» в «несостоявшемся пока индокитайском боевике «Умереть в Пномпене…». Аннотация размещена на сайте ArtOfWar.
Так, Притула пишет, что «никакого резидента «ближних», равно как и его подопечных в апреле 1975 года в Пномпене не было».

Здесь необходимы некоторые пояснения для непосвященных. «Резидент» – главный представитель-руководитель службы внешней разведки КГБ СССР, находившийся в советском посольстве обычно в ранге советника. «Ближние» (сокращенно от «ближние соседи») – кэгэбисты-шпионы, служившие в советских посольствах под дипломатическим прикрытием. Соответственно, «дальние соседи» – сотрудники ГРУ, советской военной разведки, тоже служившие в советских посольствах под прикрытием дипломатических паспортов. 17 апреля 1975 года подразделения партизанской армии «красных кхмеров» заняли Пномпень, победив в гражданской войне и низвергнув режим прозападной Кхмерской Республики.

Притула продолжает: «Хотя есть и другие утверждения. Недавно в московском издательстве «Алгоритм» вышла книга Олега Самороднего «Пол Пот. Камбоджа – империя на костях», в которой он пишет: «Советский Союз признал правительство Лон Нола и не разорвал с Камбоджей дипломатических отношений. Хотя статус советского дипломатического представительства был понижен. Посол СССР Сергей Кудрявцев, полномочия которого официально заканчивались 15 июля 1971 года, в мае 1970 года покинул Камбоджу. Последующие три года советской дипломатической миссией в Пномпене руководили Временные поверенные в делах СССР».
И далее Олег Самородний свидетельствует уже совсем по нашей теме: «Практически единственным источником достоверной информации о «красных кхмерах» для советского руководства оставались разведданные. В период индокитайской войны СССР имел разветвленную агентурную сеть во Вьетнаме и Камбодже. О масштабах и активности советской деятельность в Камбодже свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что численность персонала советских представительств в Пномпене увеличилась до 88 человек.

В то время Вьетнам, Лаос и Камбоджа были забиты сотрудниками и агентурой разведок социалистических стран в сферу интересов которых неизбежно попадали «красные кхмеры». Спецслужбы братских соцстран активно помогали советским коллегам. Эффективно работала группа монгольских девушек, великолепно знавших китайский язык и занимавшихся перехватом радиопередач не только по Индокитаю, но и по всей ЮВА. Корреспонденты восточногерманского информагентства АДН были сотрудниками военной разведки ГДР. Не исключено, что информация о «красных кхмерах» поступала в Москву и из Берлина от посла лонноловской Кхмерской Республики в ГДР Кхиеу Тхамваса, родные сестры которого – Поннари и Тхирит – были женами, соответственно Пол Пота и Иенг Сари. Осведомители польской разведки входили в состав высшего руководства Временного революционного правительства Южного Вьетнама. Сотрудники военных ведомств ПНР занимались поставками Вьетконгу современных видов оружия из Европы. Оперативные сотрудники венгерской разведки контактировали с дипломатами и специалистами гуманитарных миссий западных стран в Индокитае».
Вот так вот. Получается вокруг одни шпионы. Не слишком ли их много в маленькой Камбодже. Оснований не верить автору книги «Пол Пот» никаких. Олег Самородний после окончания МГИМО, с 1985 года работал референтом-переводчиком в МИД СССР, в том числе в 1986-1988 годах – в посольстве СССР в Камбодже. Поэтому о деятельности «ближних» и «дальних» соседей» знает не понаслышке.

Хотя кое в чем автор (аннотации) мог бы поспорить с точкой зрения дипломата Самороднего, но как говорят: Богу – богово, Кесарю -кесарево. Автор всего лишь журналист, хотя среди его коллег было немало доверительных друзей «ближних соседей». А может быть и секретных сотрудников».

В заключение Притула обещает: «В следующем эпизоде этой «разборки модели» автору придется вступить в заочную полемику с Олегом Самородним относительно личности и судьбы Салот Чхая. Потому что брат Пол Пота далеко не последняя фигура в нашем повествовании о «пномпеньских ангелах ада».

Остается с интересом ждать следующих частей аннотации.