«Неделица» — 5

Последние дни ознаменовались поиском в Эстонии фашистов. Сначала их искал корреспондент российского телеканала «Дождь», бравший интервью у президента Керсти Кальюлайд. Затем с заявлением о симпатиях Консервативной народной партии к нацистской Германии выступил член правления Центристской партии Михаил Кылварт.

Надо сказать, что Кылварт не первым заговорил о пронацистском тренде Консервативной народной партии, которая, по существу, является семейным предприятием отца и сына – Марта и Мартина Хельме. Ранее о коричневом оттенке народо-консерваторов говорили многие политики и общественные активисты. Например, литератор Каур Кендер как-то публично назвал нродо-консерваторов микрофашистами.

Действительно, подобно пронацистским партиям в других странах Европы Консервативная народная партия открыто выступает против евро-атлантической солидарности, высказывается за выход Эстонии за выход Эстонии из Европейского союза и за принятие жестких мер против иммигрантов. Так, эстонские народо-консерваторы поддерживают рабочие контакты с праворадикальной, пронацистской австрийской Партией свободы, с которой, кстати, не так давно путинская «Единая Россия» подписала договор о сотрудничестве.

В период последней избирательной кампании в Рийгикогу не возможное сотрудничество с Консервативной народной партией намекали и некоторые ведущие политики Центристской партии. Тот же Михаил Кылварт, пытаясь, на мой взгляд, хоть как-то обелить Консервативную народную партию, в одной из телепередач заявил, что обвинения народо-консерваторов в фашизме появились только после того, как, цитирую, «они обмолвились, что готовы делать коалицию с центристами».

Оказавшись в оппозиции, центристы и народо-консерваторы неоднократно координировали свои действия в Рийгикогу. О фашистском уклоне Консервативной народной партии Кылварт вспомнил только после того, как кто-то из реформистов обмолвился о возможном взаимодействии с народо-консерваторами для развала нынешней правительственной коалиции, в которую входит и Центристская партия.

Если о предполагаемом взаимодействии реформистов и народо-консерваторов сейчас можно говорить только гипотетически, то сотрудничество центристов с народо-консерваторами имеет вполне реальные формы. По существу, единственной пропагандистской площадкой для Консервативной народной партии является контролируемое центристами Таллиннское телевидение, которое предоставляет лидерам народо-консерваторов практически неограниченные возможности для пропаганды своих воззрений.

Если Михаил Кылварт действительно озабочен распространением в Эстонии пронацистских настроений, то он, будучи членом руководства Таллинна, мог бы инициировать процесс изгнания народо-консерваторов с Таллиннского телевидения. И в этом случае его слова не расходились бы с его делами.

(«Радио 4», «Неделица», эфир от 4 июня.)