«Неделица» — 23

На этой неделе мне вспомнилась шутка про советскую армию, когда на вопрос – «Может ли сын полковника стать генералом?» — следовал ответ: «Может, если у генерала только дочери».

К счастью, наши политические партии не имеют ничего общего с советской армией, поэтому Кая Каллас, дочь отца-основателя и почетного председателя Реформистской партии Сийма Калласа, вполне может возглавить выпестованную ее папой партию. Во всяком случае, уже сейчас ясно, что нынешний председатель реформистов Ханно Певкур покинет свой партийный пост.

Честно говоря, причины внутренней напряженности и склок среди реформистов не совсем понятны. Каких-то принципиальных расхождений между ведущими деятелями Реформистской партии не видно. Скорее всего, мы имеем дело со столкновением амбиций и заурядной борьбой за лидерство. Этим и решил воспользоваться Сийм Каллас, публично объявивший, что председателя Реформистской партии Ханно Певкура надо менять как не справившегося со своими обязанностями. Каллас тут же поддержал еще один корифей реформистов Андрус Ансип.

После этого почти все заговорили, что наилучшим кандидатом на пост председателя Реформистской партии является депутат Европейского парламента Кая Каллас. И это при том, что Кая не имеет никакого опыта руководящей работы. Кое-кто усмотрел во всей этой комбинации стремление папы – Сийма Калласа – ускорить политический карьерный рост своей дочери. Вероятно, в этом есть какое-то рациональное зерно. Во всяком случае, до сих пор, скажем прямо, Кая «выезжала» — и в Рийгикогу, и в Европарламент, — главным образом, за счет фамилии.

К слову сказать, семейственность постепенно становится чуть ли не отличительным признаком эстонской политики. Особенно широко это явление почему-то распространено среди центристов. Здесь можно упомянуть Эрки Сависаара, который стал депутатом парламента благодаря фамилии своего папы Эдгара. В том же Рийгикогу вместе сидели папа Рйен и сын Юри Ратасы, папа Валерий и сын Миша Корбы. Сын Михаила Стальнухина Антон тоже пробовал свои силы в политике, правда, почему-то не в Нарве, а в Таллинне. Да и Яна Тоом, можно сказать, пошла по стопам мамы Маргариты Черногоровой, бывшей ответственной работницы ЦК Компартии Эстонии.

Мне кажется, что подобная партийная потомственность является проявлением рецидива советской ментальности, которая, конечно же, не красит эстонскую политику.

А что касается рокировки в руководстве Реформисткой партии, то ее следует рассматривать как подготовку к избирательной кампании в Рийгикогу в 2019 году. Если реформисты хотят выиграть следующие парламентские выборы, то они просто обязаны скрыть внутренние дрязги и продемонстрировать своему электорату сплоченность партийных рядов.

(«Радио 4», «Неделица», эфир от 17 декабря.)