Подарок премьер-министру Эстонии Юри Ратасу

20 декабря прошедшего года депутат Рийгикогу Ээрик-Нийльес Кросс подарил премьер-министру Эстонии Юри Ратасу мою книгу «Телерупор пропаганды» в переводе на эстонский язык.

Этому событию предшествовала радиопередача «В студии премьер-министр», вышедшая в эфир Vikerraadio 19 декабря 2017 года.  

Ниже выдержки из той передачи в переводе с эстонского. Спрашивает журналист, а отвечает Юри Ратас:

« — Мэр Таллинна Таави Аас порекомендовал, чтобы и государство, по примеру таллиннской горуправы, могло бы также начать заказывать передачи на телевизионном «Первом балтийской канале» (ПБК) для того, чтобы выйти на русскоязычную аудиторию. Прислушаетесь ли вы к призыву Ааса или станете оппонировать ему?

— Я полагаю, что этот принцип, что мы могли бы, по возможности, много информации, которая приходит, например, из Рийгикогу, которая приходит из правительства, которая приходит из самоуправлений и вообще, которая приходит из эстонского общества, ввести в такое медиа-пространство, где потребители как эстоноязычные, так и русскоязычные. Я не вижу со стороны правительства действительно никаких причин принять этот призыв или чтобы начинать что-то покупать, потому что мы видим то, что на пресс-конференциях правительства республики каждый четверг есть все медиа, которые аккредитованы, все медиа каналы представлены <….> также там и ПБК присутствует, насколько я знаю, уже пятнадцать лет, как во время Рыйваса, так и Ансипа, и они отражают то, что решило правительство республики. Отдельно здесь покупать передачи на уровне государства, я полагаю, наверное, очень не стоит. <….>

— Ээрик-Нийльес Кросс в своей статье в Postimees ссылается на проведенный Олегом Самородним основательный контент-анализ новостных передач ПБК, из которого ясно видно, что в своих передачах ПБК последовательно доносит основные пункты кремлевской пропаганды, целью которой является усиление информационного и политического влияния России в странах Балтии. Кроме того, на основе проведенного контент-анализа Самородний пришел к выводу, что передачи ПБК систематически работают на пользу Центристской партии и во вред всем остальным партиям. <….> Как вы обоснуете то, что ведущие политики Центристской партии таким способом за деньги налогоплательщиков покупают себе эфир на ПБК?

— Я не видел этого анализа. <…> Что касается ПБК, то они действительно очень активны на правительственных пресс-конференциях. На пресс-конференциях правительства Эстонской Республики я ни разу не видел в этих вопросах или в отношении их журналистов чего-то плохого по отношению к Эстонии. <…> Они довольно много сделали передач о безопасности Эстонии. Я еще раз скажу, по моему мнению, подняли эту тему, по меньшей мере, в тех интервью, что я дал ПБК, то исходили из тех же самых посылов, что я имею честь излагать также и здесь на Vikkerraadio.

— Может Самородний смотрел какой-то другой телеканал?

— Кажется, что у вас здесь лучшее видение, я так не слежу за ПБК, как вы».

Данная тема получила развитие и в парламенте Эстонии.

Далее следуют выдержки из стенограммы заседания Рийгикогу от 20 декабря 2017. Это так называемый «Инфочас», на котором парламентарии задают вопросы как главе, так и членам правительства. Ээрик-Нийльес Кросс и Таави Рыйвас воспользовались случаем, чтобы задать вопросы Юри Ратасу:

«Ээрик-Нийльес Кросс: <…> На самом деле я намеревался спросить о вашей позиции по отношению к результатам анализа, который доказывает, что передачи на телеканале ПБК, которые сделаны за общественные деньги, часто распространяют кремлевскую пропаганду, а не нейтральную информацию. Но поскольку вы сказали на Vikerraadio, что не знакомы с этим анализом, то у меня есть этот анализ в печатном виде. После инфочаса я с удовольствием подарю его вам. Поэтому вопрос для начала таков. В основах политики безопасности Эстонии, утвержденных вашим правительством, указано, что среди прочего против Эстонии через российские телеканалы ведется довольно таки агрессивная инфовойна. Согласны ли вы в принципе, что такая агрессивная информационная деятельность ведется против интересов Эстонии в том числе и через российские телеканалы?

Screenshot 2017-12-21 09.10.18

Премьер-министр Юри Ратас: <…> Есть ли у нас опасность в части инфовойны, конечно, есть. Об этом как-то иначе вообще невозможно думать. Вопрос в том, откуда исходит эта опасность, с одной стороны, и с другой, через какие каналы. И с другой стороны, вопрос в том, как много мы сможем здесь в эстонском государстве со своей стороны дать информации о том, что происходит в нашей оборонной деятельности, в деятельности в сфере безопасности, что происходит в нашей внутренней безопасности, социальной сфере, образовательной сфере. По моему мнению, здесь мы должны быть все, конечно, как члены Рийгикогу, так и правительства, очень активными, чтобы делиться соответствующей информацией, предоставлять соответствующую информацию журналистам, которые ее просят у нас. У правительства регулярно, всегда по четвергам в 12 часов правительственные пресс-конференции, где правительство сообщает о своих действиях и о своих решениях. Надо сказать, что на правительственных пресс-конференциях всегда есть изрядное число журналистов из различных изданий. По моему мнению, важно и то, чтобы мы достигли обоих языковых общин в Эстонии и безусловно здесь надо делать все для того, чтобы, например, телеканал ETV+ шел бы дальше, чтобы у «Радио-4» мы видели бы больше слушателей. Так, чтобы работа, я полагаю, была беспрерывной.

Ээрик-Нийльес Кросс: <…> 9 мая 2017 года вы сказали дословно так: «В последнее время враждебная пропаганда и подрывные действия против демократического общества стали более сильными и признаки этого видны тут и там по всему миру. В том числе,  к сожалению, и в Эстонии». Сейчас, когда вы ознакомились с этим анализом, может после этого возможно достичь понимания, что ПБК является проблемой? Или вы исключаете это заранее?

Премьер-министр Юри Ратас: <…> Теперь я понял, куда вы клоните. Теперь вы говорите о телеканале ПБК и о том, должен ли ПБК как-то освещать то, что происходит в Эстонии. Я полагаю, что должен бы освещать. ПБК был на правительственных пресс-конференциях где-то с начала 2000-х годов. <…> Вопрос, по-моему мнению, в том, что мы не должны бы здесь кого-то вычеркивать или не вычеркивать. Вопрос также в том, естественно, что у меня в сердце, как мы сможем, например, увеличить зрительскую аудиторию телеканала ETV+. Не знаю, как вы, а вот я этими 0,6% рейтинга, который есть в данный момент, не удовлетворен. Я полагаю, что то, чтобы у телеканала ETV+ было бы в будущем больше зрителей, это важно, но важно и то, чтобы мы донесли до возможно большего числа людей, которые живут в Эстонии, свою передачу данных. Я знаю это в случае ПБК, что если они просят об интервью, то я, конечно, даю интервью. И, по-моему, дают все политики Эстонии и, я полагаю, что это правильно. С другой стороны, есть другие учреждения Эстонии, например, Спасательный департамент, которые видели эту возможность, чтобы попасть до тех жителей, которые в Эстонии говорят на русском языке, и делать там информационное оповещение. Я полагаю, что и это правильно.

Таави Рыйвас: <…> Я все же надеюсь, что здесь, перед общественностью, перед парламентом, вы, по возможности, конкретно скажите, осознаете ли вы вообще то, что ПБК в определенном смысле враждебный пропагандистский канал. Вы информированы об этом? Если вы об этом осведомлены, то одобряете ли вы то, что официальное оповещение эстонского государства для Эстонии происходит на враждебном пропагандистском канале?

Премьер-министр Юри Ратас: <…> Я не очень большой зритель ПБК, пункт один. Пункт два, этот опыт, который у меня был давая им интервью, я ни разу не сталкивался со стороны берущего интервью с какой-то враждебностью в отношении эстонского государства, каким-то высмеиванием эстонского государства. <…> И что мы теперь будем делать? Закроем двери и скажем, что не приходите? Зная, что 0,6%, что смотрит в Эстонии русскоязычное население, может только это узнать и, скажем, 5,5%, что есть ПБК рейтинг, не могут узнать. Так что, по моему мнению, такая сбалансированная передача информации значима, важна. Но, как я сказал, вообще я не могу дать оценку этой программе и телеканалу, потому что я не являюсь его зрителем».