Кого на самом деле показывали русскому избирателю за наши деньги?
Под таким названием в газете Postimees 3 января 2018 года была опубликована статья журналиста Оливера Кунда. На следующий день перевод этой статьи на русский язык появился на русскоязычной версии портала Postimees. К сожалению, в этом переводе были допущены многочисленные ошибки, неточности, погрешности и упущения, которые в некоторых местах привели к искажению смысла содержания статьи. Также в переводе иногда встречаются приписки то ли от переводчика, то ли от редактора «русского Postimees».
Далее следует перевод статьи Оливера Кунда, максимально соответствующий оригиналу на эстонском языке.
«Передачи, купленные на ПБК за деньги таллиннских налогоплательщиков, перед осенними местными выборами не оставили русским телезрителям ни толики сомнения: голосовать нужно за нового большого мастера Центристской партии Михаила Кылварта и за его родную партию. Русского избирателя запугали рассказами о том, что конец единовластия центристов в Таллинне будет худшим из того, что может произойти, именно это показывает свежий анализ содержания заказанных Таллинном передач на ПБК.
Живущий на Хийумаа журналист и публицист Олег Самородний уже видел все это раньше. Примерно пять лет назад ему стало казаться, что купленные на русском телевизионном Первом балтийском канале (ПБК) за деньги Таллинна передачи – это пропаганда и реклама Центристской партии. «Это ваше мнение, ваше впечатление, ничего нельзя доказать, поскольку ничего такого нет», — вспоминает Самородний отклики авторов телепередач после того, как он поднял эту тему в одной из опубликованных им статей. После этого он начал последовательно записывать все таллиннские передачи на ПБК и на основании анализа их контента написал книгу.
Летом прошлого года, за несколько месяцев до местных выборов, он вновь включил видеомагнитофон и стал записывать три передачи, покупаемые Таллиннской городской управой на ПБК. Из свежего анализа Самороднего выясняется, что пропаганда Центристской партии по-прежнему цветет пышным цветом в эфире ПБК, правда, теперь с новым главным действующим лицом.
«Героя поменяли – если раньше главным деятелем был Эдгар Сависаар, то теперь Михаил Кылварт. Остается такое впечатление, что все крутится вокруг Кылварта», — говорит Самородний. Будучи первым номером в Ласнамяэ, на местных выборах Кылварт набрал почти 25 000 голосов и всего за сутки стал пайщиком гигантского политического капитала. За просмотренный Самородним период перед выборами, прошедшими 15 октября, в течение двух месяцев Михаил Кылварт 31 раз выступил в покупаемых Таллинном передачах «Наша столица», «Русский вопрос», «Доброе утро, Таллинн».
ФОТО: графика: Алари Палуотс
Кылварт был не просто гостем передач или интервьюируемым, его портретировали. Например, в «Нашей столице» появился репортаж о том, как при помощи Кылварта в трех таллиннских школах в полном объеме восстановили обучение на русском языке, а также как Кылварт поддерживает национальные меньшинства, которым «после восстановления независимости Эстонии было сложно сохранить свой язык и даже свою еду».
В предвыборный период Кылварт также чаще всего был гостем 45-минутной передачи «Русский вопрос», главной темой которой является положение меньшинств и связанная с ними повседневная политика. У передачи нет определенного дня выхода в эфир, ее делают в соответствии с заказом. Интенсивность выхода передачи в эфир растет перед выборами. Например, если в первые семь месяцев 2017 года «Русский вопрос» выходил едва ли раз в месяц, то во время предвыборной кампании – с конца августа до середины октября – она вышла в эфир целых восемь раз.
«По форме и концепции передача «Русский вопрос» представляет собой миниатюрную копию показываемых российскими федеральными каналами политических ток-шоу, — описывает Самородний ток-шоу Таллиннской мэрии. – Большая часть гостей передачи придерживается единой позиции. Иногда против них выступает один оппонент, на которого все нападают. В том числе и ведущий передачи, который придерживается четкой политической позиции, которую он всеми средствами старается донести телезрителям».
То, каким должен быть выбор зрителя, сформулировал в эфире редактор «Нашей столицы» Александр Цукерман: «Если Центристская партия не наберет абсолютное большинство голосов, как это было в прежние годы, то ей придется искать коалиционных партнеров, и нет уверенности, что все те достижения, которых Центристская партия добилась в Таллинне, сохранятся. Поэтому на выборах очень многое зависит именно от активности избирателей Центристской партии».
Как-то в одной из передач не выдержал даже Михаил Кылварт, который сделал Цукерману замечание: «У меня складывается такое впечатление, Александр, словно вы защищаете Центристскую партию. Нас не нужно защищать».
Тем или иным образом в предвыборных выступлениях центристов непрерывно фигурировала тема бесплатного общественного транспорта. Эмоции подогревались намеками на возможную отмену бесплатного проезда в городском транспорте в случае, если Центристская партия не победит на выборах.
Если центристов в студию не приглашали, то гости передач могли давать и прямые предвыборные рекомендации. Например, президент благотворительного фонда «Благовест» Людмила Ганс сказала: «Когда мы идем на выборы, мы выбираем не партию, мы выбираем людей, которые доказали нам, что делают очень много ради Эстонии, что они не коррумпированы, что их никак нельзя обвинить в корыстолюбии и за ними будущее. /…/ Я вижу, что человек работает так много лет, не уходит в Рийгикогу, хотя у него десятки тысяч голосов и у него есть будущее. Он может сделать еще много», — отозвалась Ганс о Кылварте.
Прежняя звезда центристских медиа Эдгар Сависаар перед этими выборами впал в немилость. В передаче «Наша столица» накануне выборов ему позволили сказать лишь одно короткое предложение. В ход были пущены аргументы, что Сависаар объединился с избирательным союзом бизнесменов из меркантильных соображений, поскольку у его блока не было больше денег на избирательную кампанию. Итог антисависааровской кампании хорошо подвел сам Михаил Кылварт: «Мы вынуждены считаться с тем, что Сависаар баллотируется в другом списке, принципы которого противоречат идеологии Центристской партии. /…/ Эдгар Сависаар оказался по другую сторону баррикад».
В выводах анализа Самородний утверждает, что, хотя руководители правящей в Таллинне Центристской партии заявляют, что покупка телепередач на ПБК крайне необходима для информирования русскоязычного населения Эстонии, в действительности эти передачи являются пропагандой Центристской партии. Особенно ярко проявляется это перед выборами.
Костяк гостей передач, покупаемых Таллинном у ПБК, как правило, состоит из центристов или сторонников партии. Оппозиционеров избегают, поскольку они создают в передачах проблемы.
Например, участвовавший в передаче «Русский вопрос» 7 октября коалиционный партнер Центристской партии в правительстве, представитель IRL Сийм Кийслер вступил в спор с Кылвартом. «IRL состоит с Центристской партией в одной коалиции, и то, что центристы говорят во время коалиционных совещаний, отличается от того, что русскоязычные центристы говорят в русскоязычных эфирах, например, о гражданстве и о государственном языке», — утверждал Кийслер.
Участвовавший в прошлом году в одной из передач «Русский вопрос» Марко Михкельсон говорит, что пошел на передачу только для того, чтобы ознакомить и русскоязычных людей с позицией Эстонии по внешней политике и политике безопасности. Подвергаются ли русские зрители центристской пропаганде в этих передачах? «На основании «Русского вопроса» могу сказать, что партии премьер-министра страны-члена Европейского союза не годится заниматься такой пропагандой. Свою поддержку можно сохранять или завоевывать и честными методами. Это связано, прежде всего, с интересами Эстонии, о которых премьер-министр Юри Ратас так красиво говорил в интервью в начале года», — ответил Михкельсон.
Но насколько Ратас вообще в курсе, что скармливается русским зрителям по заказу центристской власти в Таллинне?
Оказывается, когда 20 декабря прошлого года Юри Ратас с трибуны парламента говорил, что не видит какой-то проблемы в использовании ПБК для информирования русского населения, у него не было никакого анализа содержания передач ПБК, который хотя бы отдаленно походил бы на тот, что сделал Самородний.
Директор по связям с общественностью правительства Урмас Сеавер сказал, что эстонское государство отслеживает российские СМИ и поэтому в курсе новостей, которые ПБК покупает у России. Купленные ПБК у России программы – это одно дело, но к новостной продукции, сделанной каналом в Эстонии, особо предъявить нечего. В отличие от «Спутника» с журналистами ПБК не было конфликтов, когда слова премьер-министра выворачивали в целях пропаганды. ПБК брал интервью у министров всех правительств, начиная с 2002 года. Еще несколько лет назад передачи на канале заказывал не только Таллинн, но и эстонское государство. «Естественно, мы должны отслеживать происходящее, но говорить сегодня, что мы перекроем доступ журналистам ПБК — такого я не поддерживаю, — сказал Сеавер. – Если эксперт Спасательного департамента утверждает, что реклама на ПБК – это лучший способ сохранить людям жизнь, то я не стал бы запрещать такую рекламу».
Эстония годами пыталась объяснить на Западе, и официальные ведомства при этом подчеркивают, что Россия мощно представляет свои внешнеполитические интересы в информационном пространстве, используя в том числе и телеканалы.
«Глядя под углом стратегической коммуникации тут есть дилемма, это нельзя отрицать», — сказал советник по стратегической коммуникации бюро по связям с общественностью правительства Мартин Яшко. «Было бы наивно полагать, что на российских телеканалах можно увеличить привлекательность Эстонской Республики в глазах русского зрителя. Идея же в том, что наши дела и слова составляют в целом. Поэтому эту тему в Эстонии нужно тем или иным способом четко проговорить, каким именно могло бы здесь быть точное решение. Сейчас в СМИ представлены разные мнения. Идеального решения я предложить не могу», — признается советник.
Ведущий «Русского вопроса» и редактор «Нашей столицы» Александр Цукерман сказал вчера, что отдыхает на островах Карибского моря и не хочет отвечать на вопросы.
Указания ПБК дает Таллиннская городская управа
Предпочтение Центристской партии – это не идея ПБК, просто канал исполняет заказ таллиннской мэрии, говорит представитель ПБК в Эстонии Маргус Мерима.
Фото: Сандер Ильвест
— Как так получилось, что перед выборами Михаил Кылварт в трех таллиннских передачах получил в два раза больше эфирного времени, чем Таави Аас, а супер-звезду прежних лет Эдгара Сависаара показали всего один раз? Где рождаются такие решения?
— Как вы сами сказали – эти передачи заказывает город…
— Значит, город заранее говорит, что покажите Кылварта в эфире в два раза больше, чем Ааса?
— Там то, что смотрится по теме передачи, кто в курсе…
— Тема такова, что где-то перерезается ленточка.
— Канал этим не занимается. Что касается новостных программ, то мы смотрим, чтобы в них были бы представлены разные мнения. Мы более десяти лет ходим на пресс-конференции правительства. Раньше там не было никакой Центристской партии, там была Реформистская партия. Канал здесь нечем попрекнуть. Если у нас заказывают передачи, не наше дело говорить, сколько там должно быть городского, а сколько партийного содержания. Если у власти в городе одна партия, то и сложно сказать, где заканчивается одно и начинается другое. Особенно, если городской чиновник – член партии.
Вопрос ПБК раскалывает политику Эстонии
Политики не могут достичь договоренности, должно ли эстонское государство и далее покупать на ПБК рекламное время для социальных кампаний.
ЗА
«Я ни разу не почувствовал, чтобы журналисты ПБК, беря у меня интервью, были бы как-то враждебны по отношению к Эстонии. Рейтинг ПБК среди русскоязычных зрителей значительно выше, чем рейтинг ЭТВ+. Риск для безопасности скорее возникнет в том случае, если важная информация не дойдет до жителей Эстонии». Юри Ратас (ЦП), ERR, 21.12.2017
«Мне кажется, это называется интеграционно-политической слепотой. Это (прекращение сотрудничества – ред.) стало бы действительно катастрофическим решением и такое может сделать человек, который совершенно несведущ в интеграционной политике». Евгений Осиновский (СДПЭ), ERR, 3.01.2018
ПРОТИВ
«Если мы говорим, что для нашего государства важен канал ПБК, поскольку через него мы можем добраться до наших людей, то, что это еще означает? А то, что мы не можем добраться до людей через свои каналы! Значит, нужно работать со своими каналами». Керсти Кальюлайд, РМ, 20.12.2017
«Русские СМИ вообще находятся на службе у пропаганды российского государства. И если в рекламе говорится «в нашем Таллинне» или «в нашем универмаге», то, где находится это самое «наше» — это «наше» в Москве или в Эстонии?» Марью Лауристин (СДПЭ), РМ, 21.12.2017