«Неделица» — 48

Эдгар Сависаар с помощью адвокатов добился своего. Государственный суд признал его непригодным для статуса обвиняемого по состоянию здоровья. Думаю, что члены госсуда исходили из прагматических соображений. На каком-то этапе стало абсолютно ясно, что судебный процесс над Сависааром невозможен, потому что в начале каждого судебного заседания он будет падать в обморок и его на машине «скорой помощи» будут отвозить в больницу. Таким образом, судебный процесс окончательно превратился бы в комедию на потеху публике.

Формально Сависаар ушел от криминальной ответственности. Но суд над его подельниками по коррупционным схемам в мэрии Таллинна продолжается. И тем интереснее будет итог этого судебного процесса.

Сависаар закончил свою политическую карьеру глупо и нелепо. А как все замечательно начиналось для него. Я помню Сависаара в сорок лет – яркого и убедительного политика с прекрасными перспективами. Нынешний сорокалетний Юри Ратас мне напоминает прежнего Сависаара. Вначале мне казалось, что это ошибочное впечатление, обусловленное тем, что Ратас засветился в политике, как беззаветно преданный сависааровец. Сейчас Ратас явно тушуется, когда ему напоминают, как он носил раскрытый зонтик над Сависааром, чтобы вождя дождик не замочил.

Но параллели между Сависааром и Ратасом не столь поверхностны, они имеет более глубинный характер. Этих двух политических персонажей объединяет отчетливо проявляющаяся жажда власти, ради которой Ратас долгие годы выжидал, не осмеливаясь выступить против центристского вождя, когда тот был еще в силе. Ратас решил открыто пойти против Сависаара только тогда, когда тот бесповоротно ослаб – и физически, и психологически и, следовательно, политически.

В конечно итоге Сависаара и погубила неудержимая жажда власти любой ценой и любыми средствами. Но это уже личная трагедия человека, нюансы которой интересны, наверное, только его близким.

А вот в какой степени подвержен пагубному влиянию власти его наследник – это вопрос, представляющий широкий общественный интерес. Ратасу с трудом удается скрывать свое упоение властью. А вот готов ли Ратас на все ради властных полномочий или же его властолюбие все же ограничивают какие-то морально-нравственные императивы – этот вопрос пока остается открытым.

Эфир «Радио 4» от 30.12.2018.