«Неделица» — 52
Избирательная кампания в Рийгикогу протекает, прямо скажем, не очень интересно. Разоблачений практически нет. Политики вновь стали мусолить тему двадцатипятилетней давности о том, как некоторые эстонские предприятия потеряли деньги, которые они хранили в советском Внешэкономбанке, который после распада СССР стал российским. История эта давняя и, конечно, темная. Наверняка один из корифеев Реформистской партии Сийм Каллас, возглавлявший тогда Банк Эстонии, допустил просчеты, доверившись высокопоставленным российским банковским чиновникам, которые не упустили случая заграбастать чужие деньги.
Но по большому сету эта история и ее последствия интересны только непосредственным пострадавшим. А вот предложение руководства Центристской партии выплатить за счет эстонских налогоплательщиков деньги фирмам, валютные накопления которых сгинули в российском Внешэкономбанке, вызывает удивление, если не сказать недоумение.
На сегодняшний день это, пожалуй, и все – никакой войны компроматов. Это обусловливается несколькими причинами.
Возможно, отделы журналистских расследований в редакциях эстонских СМИ работают не очень продуктивно. Хотя, объективности ради стоит отметить, что, как правило, скандальные публикации и передачи в масс-медиа появляются в результате утечки или, если называть вещи своими именами, слива компрометирующей информации, представляемой журналистам политическими или бизнес-конкурентами тех или иных персон.
Возможно, наши политики уже настолько чисты перед законом, что журналистам просто нечего предъявить публике. Но думается, что у многих политиков все же пылятся в шкафах какие-то скелетики, которые они не хотят вытаскивать на свет божий.
Вероятно, главная причина отсутствия войны компроматов заключается в том, что в Эстонии не принято ссориться всерьез и на всю оставшуюся жизнь. Страна – маленькая, людей тоже немного, и их жизненные пути нередко пересекаются самым неожиданным образом. И поэтому даже очень давняя обида может больно аукнуться много лет спустя.
А что касается вяло текущего политического момента, то здесь ситуация усугубляется тем, что на выборах в Рийгикогу не будет четко выраженного победителя. Коалиционное правительство неизбежно. В формировании будущей коалиции смогут поучаствовать практически все партии, проходящие в Рийгикогу. Поэтому партии, думаю, пока придерживают компромат, чтобы не затруднять предстоящие коалиционные переговоры, которые и без того будут тяжелыми.
В итоге мы имеем скушноватую, если не сказать унылую избирательную кампанию. Даже затрудняюсь сказать, хорошо это или плохо. На мой субъективный вкус, могло быть и повеселее.
Эфир «Радио 4» от 10.02.2019.