Missioon Phnom Penhis – 2 RUS
Камбоджа не отпускает меня
Meie maa (перевод с эстонского)
У живущего на Хийумаа журналиста недавно вышла книга “Missioon Phnom Penhis”, а которой он описывает свою встречу с Камбоджей.
Как вы открыли для себя Камбоджу?
Камбоджа появилась в моей жизни почти случайно. После окончания средней школы в 1979 году я поступил на учебу в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Выбрал восточное отделение факультета международных отношений, потому что Восток привлекал меня с детства. Магическая, таинственная, сказочная, обворожительная, захватывающая, колдовская, восхитительная, далекая и недостижимая Азия.
Видимо я был очень наивным советским школьником. Если бы я был разумным молодым человеком, то мне никогда не пришла бы в голову мысль попробовать поступить в МГИМО, куда принимали, как все говорили, только детей дипломатов и высокопоставленной советско-коммунистической номенклатуры.
Для изучения мне предложили выбрать или кхмерский, или лаосский язык. Почти подсознательно, интуитивно я выбрал кхмерский язык. За шесть лет учебы мне удалось хорошо овладеть эти экзотическим языком. Кроме того, я узнал много интересного об истории и культуре Камбоджи, традициях и обычаях кхмеров. И я с нетерпением ждал встречи с Камбоджей.
После окончания института меня направили на работу в министерство иностранных дел СССР, где мне сказали, что я должен отправиться в кхмерскую столицу Пномпень. После трех лет работы в Пномпене по семейным обстоятельствам я приехал жить в Эстонию, но Камбоджа так и не отпустила меня. Конечно, большую роль здесь играет и профессиональный интерес. Все-таки по своему базовому образованию я ориенталист, кхмерист.
А как с этими зловеще известными «красными кхмерами»?
Да, уже много лет мне не дают покоя «красные кхмеры», которые в 1975-79 годах стремились построить в Камбодже «подлинное» коммунистическое общество. В мире «красные кхмеры» известны как садисты, которые убили много невинных людей. Я написал о «красных кхмерах» уже две книги и надеюсь написать еще.
Я довольно часто летаю в Камбоджу, но я не остаюсь там на длительное время. Друзья спрашивают, почему? Я отвечаю, что, во-первых, еще не вечер, может, когда-нибудь и останусь. В во-вторых, сейчас я предпочитаю любить Камбоджу издалека, поскольку так легче сохранить в памяти романтическое представление об этой стране.
Я не хочу концентрироваться на том, что мне в Камбодже не нравится. Тем более, что люди, которые прилетают в Камбоджу на короткое время, редко замечают ее темные стороны. К тому же светлых сторон в Камбодже, конечно же, больше.
Что вас туда тянет?
Там сохранился дух настоящей Азии. Тот самый дух, который очень хорошо прячется в Бангкоке, Гонконге, Токио и других азиатских мегаполисах. Конечно, и Пномпнь с каждым годом все более напоминает Бангкок, а кхмерский морской курорт Сиануквиль все больше соответствует вкусам стандартных туристов из Европы и Америки.
Но в Камбодже еще осталось много мест, где нога туриста редко оставляет свой след и теперь это мои самые любимые места в Камбодже. Кхмеры, которые там живут, — дружеские, вежливые, искренние, любознательные, умные, жизнерадостные, чувственные…
На первый взгляд кажется, что кхмеры в некоторой степени глупые и простодушные. Это поверхностное и ошибочное впечатление. Когда начинаешь говорить с кхмером о вечных вопросах, о добре и зле, о смысле жизни и смерти, то перед тобой представет мудрый и заинтересованный собеседник.
Мне кажется, что ритм жизни кхмеров более естественный, чем у нас, европейцев. Иногда мне кажется, что кхмеры знают об этой жизни что-то такое, что нам уже непонятно.