Члены Центристской партии Эстонии поддержали диктатуру Лукашенко

В России фактически ликвидирована свободная и независимая журналистика. Многие российские журналисты, не пожелавшие идти на пропагандистскую службу Кремля, обрели убежище за рубежом. Больше всего – в Украине.

Приведу примеры трех человек, которые в 1990-х – начале 2000-х годов, были, пожалуй, наиболее яркими представителями российской журналистики. Это Евгений Кисилев, бывший лицом телеканала НТВ, Матвей Ганапольский, бывший голосом радиостанции «Эхо Москвы», и Айдер Муждабаев, много лет бывший заместителем главного редактора еженедельника «Московский комсомолец». Все трое сейчас живут и работают в Украине: Кисилев – на телеканале «Україна 24», Ганапольский – на телеканале «Прямий» и Муждабаев – на крымскотатарском телеканале ATR. Против Кисилева и Муждабаева в России возбуждены уголовные дела по обвинению их в «пособничестве экстремизму и терроризму».

В своих передачах Кисилев, Ганапольский, Муждабаев больше освещают события в Украине. Но вместе с тем они, сохраняя журналистскую беспристрастность и объективность, много внимания уделяют и российской тематике, приглашая в свои передачи компетентных экспертов, которые действительно разбираются в том, что на самом деле происходит в России. Если кратко резюмировать их анализ, то ситуация выглядит следующим образом.

В России утвердилась диктатура при сохранении некоторых формальных признаков имитационных демократических процедур.

Ужесточение диктаторского режима во главе с Владимиром Путиным обусловлено стагнацией российской экономики. Обещанного властями экономического прорыва и соответственно повышения жизненного уровня россиян не произошло и не предвидится. На мировом рынке Россия по-прежнему остается сырьевым придатком. Доходами, поступающие от продажи нефти и газа, полностью распоряжаются центральные власти, что вызывает недовольство и рост сепаратистских настроений в различных регионах России. Именно поэтому одним из наиболее популярных лозунгов, звучащим на протестных акциях в городах Дальнего Востока, стал «Путин – вор!».

Для подавления протестов путинский режим наращивает репрессивный аппарат. О чем, в частности, свидетельствует небывалый рост количества уголовных дел по обвинению в «шпионаже» оппозиционно настроенных людей. Шпиономания в России приобретает маньякальный размах. Практически любого не только россиянина, но и приезжающего в Россию гражданина зарубежного государства, российские спецслужбы могут объявить «шпионом». Суть «обвинений», как и ход «судебных разбирательств» строго засекречены, поскольку это составляет «государственную тайну».

Несмотря на огромные денежные вливания российская индустрия пропаганды начинает давать сбои. Все большее количество россиян перестают верить потоку вранья и дезинформации, который десятилетиями льется через подконтрольные Кремлю телеканалы.

Для укрепления своих становящихся все более зыбкими позиций путинскому режиму нужен новый победоносный гибридный блиц-криг против какого-нибудь «внешнего врага». По образцу того, как это произошло в 2008 году в Грузии и в 2014 году в Украине, когда Россия де-факто оккупировала часть территорий этих независимых государств. Вопрос лишь в том, против кого Россия нанесет новый удар.

Казалось бы, для Кремля наиболее привычное направление – Украина. Но даже в 2014 году, когда украинская армия была почти полностью деморализована и разложена российской агентурой, агрессия России не достигла своих стратегических целей – создания на территории юго-восточных областей Украины квазигосударственного образования под наименованием «новороссия». Сейчас, когда армия и силовые структуры Украины за прошедшие шесть лет значительно укреплены, новая вооруженная атака против Украины сопряжена для России с большими материальными и людскими потерями.

По сути те же причины, вероятнее всего, будут удерживать Россию от гибридного нападения на страны Балтии, поскольку это автоматически приведет к конфронтации с блоком НАТО и введению против России экономической блокады. А это окончательно похоронит путинский режим. Остаются Казахстан и Беларусь.

Многие российские политики давно говорят о том, что северные области Казахстана, где сосредоточено русскоязычное население страны, якобы являются «исконно русскими землями». Но попытка присоединения этих «земель» к России неизбежно вызовет конфронтацию с Китаем, который рассматривает Казахстан как зону своих особых интересов. Да и руководство Казахстана, сохраняя дружественную риторику по отношению к России, уже давно и политически, и экономически переориентировалось на Китай. А Путин боится противоборства с Пекином, прекрасно осознавая, что в конфронтации с Китаем, как и с НАТО, Россия обречена на поражение.

Наиболее вероятная цель для российского гибридного удара – это Беларусь, которая формально составляет с Россией некое «союзное государство». Когда-то белорусский правитель Александр Лукашенко питал иллюзию возглавить это «союзное государство». Но Кремль стремится к фактическому присоединению Беларуси к России. А это не подходит Лукашенко, который осмелился отдать приказ об аресте российских диверсантов, засланных в Беларусь для провоцирования хаоса в ходе президентских выборов. По замыслу кремлевских стратегов, предполагалось, что Лукашенко будет отстранен от власти в ходе «дворцового переворота» и заменен на российскую марионетку. Точно так, как это произошла в 1979 году в Кабуле, когда диверсанты КГБ убили тогдашнего правителя Афганистана и заменил его на ставленника Москвы.

Но такой план провалился. Если Лукашенко и будет отстранен от власти, то, скорее всего, в результате народных массовых акций протеста. А такой сценарий не подходит для Кремля, потому что в этом случае у многих россиян возникнет естественный вопрос: если украинцы и белорусы могут свергать диктаторов, то почему то же самое не могут сделать русские?

Комментируя внутриполитический кризис в Беларуси, вызванный фальсификацией результатов президентских выборов в этой стране, в интервью порталу Rus.Postimees член правления Центристской партии, депутат Европарламента Яна Тоом выступила с более-менее завуалированной поддержкой диктаторско-тоталитарного режима Лукашенко. Режима, который открыто и нагло подавляет все, в том числе и самые элементарные, права человека и гражданина. Режима, который физически уничтожил многих политических оппонентов, журналистов и гражданских активистов в Беларуси. Режима, который развязал жестокий террор против населения Беларуси.

В интервью порталу Rus.Delfi открытую поддержку диктаторско-тоталитарного режима Лукашенко выразил член Рийгикогу от Центристской партии, председатель депутатской группы по парламентским связям с Беларусью Игорь Кравченко.

В связи с этим возникают естественные вопросы к Юри Ратасу.

Первый, как к просто человеку. Поддерживаете ли Вы лично диктаторско-тоталитарный режим Лукашенко?

Второй, как к председателю Центристской партии. Поддерживает ли Центристская партия, как политическая организация, диктаторско-тоталитарный режим Лукашенко?

Третий, как к действующему премьер-министру. Что нынешнее правительство Эстонии намерено сделать для того, чтобы помочь остановить разгул беззакония и произвола в Беларуси?

Eesti Päevaleht, 14.08.2020.