Гибридный бросок России на Запад

18 сентября 2020 года на сайте МИД РФ было опубликовано большое интервью министра иностранных дел России Сергея Лаврова «информационному агентству», которое называется «Спутник». После прочтения этого текста, содержащего жесткую антизападную риторику, у меня сложилось мнение, что Россия готовится к объявлению новой «холодной войны» с Западом.

Эта «холодная война» с внешним врагом необходима нынешнему руководству России для еще большего укрепления своей власти. А также для создания благоприятных условий по проведению Россией новых гибридных атак против соседних стран.

Об этом почти открыто говорит верховный правитель России Владимир Путин, который, например, в интервью телеканалу «Россия» 21 июня 2020 года рассуждал о возвращении «исторических российских территорий».

Впервые в публичной речи словосочетание «историческая Россия» Путин использовал в выступлении на военном параде на Красной площади в Москве 9 мая 2019 года. В той речи, текст которой доступен на сайте «Президент России», Путин приравнял СССР к «тысячелетней исторической России».

Где же Путин провел границы «исторической России»? Ответ на этот вопрос поможет определить направления будущих гибридных ударов со стороны России.

Ключевой в этом смысле является статья, подписанная Путиным и опубликованная в «Независимой газете» еще 23 января 2012 года. Я убежден, что сам Путин не пишет «свои» статьи, которые составляются кремлевскими советниками, идеологами и высокопоставленными госслужащими. Путин же скрепляет своей фамилией и должностью политико-идеологические доктрины, в том числе и внешнеполитические.

Так вот, в указанной статье четко и доходчиво расписано, что границы «исторической России» соответствуют границам Российской империи на конец 18-го века. Таким образом, в интерпретации (коллективного) Путина, на Западе «историческая Россия» включает Эстонию, Латвию, Литву, Беларусь, большую часть Украины и Приднестровье. Выходит, что Финляндия, Западная Украина, Польша и Молдова, территории которых были включены в состав Российской империи позже, не входят в «историческую Россию».

Примечательно, что в состав путинской «исторической России» не входят не только Грузия, Армения, Азербайджан, но и Северный Кавказ, включая Чечню и другие северокавказские автономные образования. За пределами путинской «исторической России» остаются Казахстан и страны (бывшие советские республики) Центральной Азии. Еще более любопытно положение на Дальнем Востоке, где за границей путинской «исторической России» оказываются Курильские острова, остров Сахалин, нынешний Приморский край, Амурская область и большая часть Хабаровского края.

Возникает естественный вопрос: почему пределы «исторической России» определяются (коллективным) Путиным по границам Российской империи конца 18-го века, а не, скажем, начала 20-го века? Ведь наверняка советники Путина не могли не видеть, что за пределами «исторической России» 18-го века остаются некоторые нынешние территории РФ, включая и Калининградскую область.

В первую очередь путинская идеологема «исторической России» призвана стать теоретическим обоснованием реальной политики Кремля по расширению территории Российской Федерации до границ «исторической России». Но одновременно эта же идеологема может быть использована для «исторического» обоснования утраты фактического контроля Москвы над российским Дальним Востоком, большая часть населения которого уже сейчас психологически переориентировалась на Японию или на Китай. Также в Кремле четко осознают невозможность возвращения под тотальный контроль России Казахстана и других мусульманских стран бывшей советской Средней Азии. Кроме того, Россия все больше утрачивает контроль над положением не только в Закавказье (за исключением Армении), но и на Северном Кавказе.

Таким образом, западное направление является для Москвы наиболее перспективным с точки зрения расширения России до ее «исторических» границ.

Здесь необходимо отметить, что в идеологему «исторической России» включены не только географические, но и конфессиональные (православие) и лингвистические (русский язык) признаки. Это сделал опять же Путин в интервью кинодеятелю Оливеру Стоуну, которое было размещено на сайте «Президент России» 19 июля 2019 года.

Таким образом, из статей и интервью Путина следует, что «историческую Россию» составляют территории, входившие в состав Российской империи в конце 18-го века и заселенные людьми, говорящими на русском языке и исповедующими православие. А это вся Беларусь. Восточная, южная и центральная Украина, но без ее западных областей, которые Путин готов «уступить» Польше. Приднестровье, но без Молдовы, которую Путин готов «отдать» Румынии. Кроме того, восточная Латвия, точнее Латгалия с Даугавпилсом и северо-восточная Эстония, точнее Нарва с прилегающими районами.

Поскольку у России явно не хватает сил для одновременного ведения гибридных войн на всех фронтах, то наиболее логичной выглядит их следующая очередность.

На данном этапе Россия постарается в той или иной форме поглотить Беларусь.

Затем ныне фактически замороженный конфликт в Украине вновь будет переведен Кремлем в горячую фазу с целью фактического присоединения к России восточных, южных и центральных областей Украины.

Если России удастся поглотить и переварить Беларусь и Украину, то после этого, скорее всего, настанет черед русско-православных районов Латвии и Эстонии.

Срыв вышеописанных планов Москвы напрямую обусловливается силой, сплоченностью и готовностью дать отпор российским гибридным атакам со стороны стран, которые (коллективный) Путин уже включил в состав «исторической России».

EPL, 05.10.2020.