О протекторате России над Арменией
Недавняя армяно-азербайджанская война за Нагорный Карабах еще раз заострила внимание на тотальной зависимости Армении от России. Об этом свидетельствуют многие обстоятельства: прямое и завуалированное российское управление стратегическими объектами экономики Армении, членство Армении в Евразийском экономическом союзе, ослабление интеграционных процессов с ЕС и т.д. Фактически Армения находится под протекторатом России.
Этот протекторат складывался постепенно при огромном воздействии российских СМИ на формирование общественного мнения в Армении. Я не владею армянским языком, но в СМИ России и в русскоязычных СМИ Армении достаточно материалов на эту тему, которые подтверждают, в частности, тот факт, что российские федеральные, то есть государственные телеканалы являются внешнеполитическими инструментами Москвы.
Российское ТВ популярно среди армян. Около 80% населения Армении знают русский язык. Три российских телеканала – «Первый канал», «Россия», «Культура» — транслируются в свободном доступе и бесплатно доступны на всей территории Армении. Согласно соглашению, заключенному между правительствами России и Армении, этим трем телеканалам гарантировано предоставление частот, а при переходе на цифровое вещание – мест в общественном цифровом мультиплексе. Де-факто данное соглашение имеет приоритет над законом Армении «О телевидении и радио». Опять же благодаря указанному соглашению эти три российских телеканала фактически неподконтрольны армянской Комиссии по телевидению и радио, которая следит за соблюдением законности в электронных СМИ и соответствием содержания их передач нормам журналистской этики. Десятки других российских телеканалов входят в пакеты операторов кабельных телевизионных сетей.
Российские телеканалы тотально доминируют в сфере развлекательных передач. В том, что касается внутриармянской тематики, то здесь армянские онлайн-издания и телеканалы могут составить конкуренцию российскому ТВ. Но при освещении международных проблем национальные армянские СМИ не в состоянии сбалансировать влияние российской пропаганды. Из-за отсутствия зарубежных корреспондентов и недостатка финансов для отправки собственных корреспондентов в кратковременные зарубежные командировки возможности армянских СМИ ограничены. Поэтому практически вся международная информация, заполняющая информационное поле Армении, поступает из российских источников, прежде всего, из российских телеканалов с соответствующей пропагандистской интерпретацией.
Постулаты российской пропаганды в Армении мало чем отличаются от пропагандистских мессиджей Москвы, распространяемых в других т.н. «постсоветских» странах, в том числе и в Эстонии. Типичные послания российской пропаганды: антиглобализм, сексизм, политика Евросоюза полностью зависит от США, «цветные революции» в разных странах организованы Госдепом США и ЦРУ и т.д. Особое внимание российская индустрия пропаганды уделяет «нравственному падению Запада», где якобы доминируют гомосексуализм и грехопадение, поскольку западные ценности, в изложении российских пропагандистов, равносильны половым извращениям и отступлению от религиозных убеждений.
Здесь необходимо отметить, что со стороны России оказывается разнообразная поддержка действующим в Армении «родительским комитетам» и другим организациям, выступающим за сохранение семейных ценностей, которые якобы поставлены под угрозу западным разложением. Пропагандистская поддержка оказывается и православной Армянской апостольской церкви, которая представляется в виде структуры, борющейся за сохранение общих для России и Армении «традиционных ценностей» и против «культурной ассимиляции» Армении Западом.
Одновременно российской пропагандой выстраивается позитивный образ России, которая якобы выполняет в Армении «цивилизационную функцию». И общий вывод, навязываемый армянскому обществу российской пропагандой, сводится к тому, что благополучное будущее Армении возможно только в союзе с Россией.
В этом контексте уместно вспомнить оголтелую пропагандистскую истерию, которая захлестнула российские телеканалы после подписания соглашения о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве Армении и Евросоюза в рамках т.н. «восточного партнерства». Российская пропаганда представляла это соглашение, как перемену внешнеполитического курса Армении и измену союзническим отношениям с Россией. Российские пропагандисты, возмущаясь «предательством Еревана», сравнивали Армению с «неверной женой» и «троянским конем», говорили о каких-то фашистско-нацистских проявлениях в Армении и прочей ерунде. Во многом под воздействием разнузданной пропагандистской кампании, безусловно, инициированной официальной Москвой, Армения заморозила программу партнерства с Евросоюзом.
Используя рычаги политического, экономического и пропагандистского давления, Россия превратила Армению в свой форпост на Кавказе и не намерена ослабевать свой контроль за этой территорией, стремясь удовлетворить свои внешнеполитические амбиции. Но для того, чтобы Армения без сбоев выполняла отведенную ей Кремлем функцию, то есть де-факто полностью зависимой от России колонии, в Ереване должно сидеть пророссийское правительство. Кроме того, армянское общество должно быть безоговорочно сориентировано на Россию. Эти двум целям – пророссийские правительство и пророссийское общественное мнение – подчинена деятельность российской пропаганды в Армении. Как, впрочем, и в других соседних с Россией странах.
Eesti Päevaleht/Delfi, 17.01.2021.