Медиаэксперт предупреждает: теперь, когда кремлевские каналы заблокированы, российские спецслужбы попытаеются воздействовать на общество Эстонии через социальные сети
По словам журналиста и медиаэксперта Олега Самороднего, провал путинского блицкрига в Украине напугал многих русскоязычных политиков и журналистов Эстонии и теперь они склоняются к более осторожной и даже более критичной по отношению к Путину позиции. «Местные русскоязычные политики Эстонии – приспособленцы, которые используют тезисы российской пропаганды для того, чтобы понравиться своим избирателям, в то же время неясно, насколько они сами в это верят», — говорит Самородний.
Большинство русскоязычных политиков и журналистов Эстонии восприняли позитивно как российское вторжение в Грузию в 2008 году, так и аннексию Крыма Россией в 2014 году. Как они отреагировали на нынешнее российское вторжение в Украину?
Первые три-четыре дня многие русскоязычные журналисты и почти все русскоязычные политики предвкушали успех этого вторжения. Теперь, когда ясно, что путинский блицкриг провалился и на горизонте замаячило поражение российской армии, то они начали дрейфовать к более антипутинской позиции. В то же время я полагаю, что если бы этот блицкриг оказался бы успешным, то их позиция сейчас была бы иной. Наиболее непредусмотрительным и небрежным оказался депутат (парламента) Рийгикогу Эстонии от Центристской партии Михаил Стальнухин, который почему-то поверил, что блицкриг России в Украине будет успешным и, по моей оценке, выступил с заявлением в поддержку российского вторжения в Украину. К настоящему времени Стальнухин понял, что он поторопился со своими выводами и после этого замолчал, вероятно в надежде, что его высказывания забудутся и он сможет выйти с уже новой, подкорректированной позицией. Стальнухин явно поторопился, а вот преобладающая часть его как эстоно-, так и русскоязычных товарищей по партии оказались более осторожными. Сейчас они все более склоняются в сторону критичной в отношении Путина позиции.
Насколько русскоязычные политики из Центристской партии находятся под воздействием российской пропаганды?
У меня сложилось впечатление, что у большей части, если не у всех, русскоязычных политиков из Центристской партии отсутствуют политико-идеологические убеждения, и для них важно получить как можно больше голосов на выборах. Исходя из этого, они выступают с заявлениями, которые приносят им больше голосов избирателей. Они приспособленцы и поскольку они знают, что основная часть их избирателей находится под сильным влиянием российской пропаганды, то в общении со своими избирателями они обращаются к основным тезисам российской пропаганды. Другой вопрос в том, насколько они сами верят в эту пропаганду. Я все же лелею надежду, что речь идет не о тотально глупых людях, которые верили бы в ерунду и бред российской пропаганды. Если в течение некоторого времени ситуация изменится и, скажем, Путин лишится власти, то я не сомневаюсь, что российские пропагандисты начнут говорить о том, каким злодеем был Путин. Это же станут повторять и наши русскоязычные политики, хотя ранее они не осмеливались даже намекать на что-то подобное. Например, депутат Европарламента от Центристской партии, русскоязычная Яна Тоом раньше давала понять, что Крым – это территория России и в состав Украины полуостров уже никогда не вернётся. Я думаю, что сейчас она будет более осторожно выступать с подобными заявлениями.
Если говорить об электорате отмеченных политиков, то в последнее время их основной проблемой стало исчезновение в Эстонии государственного телевидения России. По вашей оценке, блокирование российских государственных телеканалов и порталов даст позитивный результат и, следовательно, будет ли это способствовать снижению напряженности в обществе Эстонии? Ведь в 2014-2015 годах на блокирование российских телеканалов так и не решились.
Я убежден, что это даст хороший результат. Преимущественная часть русскоязычного населения Эстонии и меньшая часть эстоноязычного населения находятся под влиянием российской пропаганды. Эстонские русскоязычные медиаплатформы такие, как телеканал ЭTV+, Радио 4, русскоязычные порталы Delfi и ERR (о русскоязычном Postimees я в данном контексте лучше умолчу…) являются более объективными, но они не могли конкурировать с государственными медиа России и предложить им альтернативу. Возможно, что в нынешней ситуации вышеотмеченные каналы смогут привлечь внимание большего числа русскоязычных жителей Эстонии, в том числе и представителей старшего поколения, которые в выборах участвуют более активно, чем молодые люди.
Стоит ли подумать о блокировании и российских социальных медия таких, как «Одноклассники» и «Vkontakte», поскольку через них распространяется огромное количество фейковых сообщений, пропаганды и шовинистических призывов?
В Украине против российских соцсетей предприняты меры, поскольку было доказано, что спецслужбы России и кремлевские фабрики троллей очень активно используют возможности социальных сетей для обработки людей. Это важный канал воздействия на русских, живущих за пределами России. Теперь, когда в Эстонии заблокированы российские телеканалы, социальные сети стали главным инструментом воздействия на настроения и общественное мнение здешних русскоязычных. И я убежден, что спецслужбы России станут это использовать.
В последнее время в России закрыты и заблокированы все медиаплатформы, которые предлагали альтернативу российским государственным медия: телеканал «Дождь», радиостанция «Эхо Москвы», портал Meduza и т.д. Кроме этого, заблокированы Facebook и Twitter. Как это повлияет на российское общество?
Большая часть людей, критически относящихся к режиму Путина, уже покинули Россию. В нынешней ситуация, когда преступность режима Путина понемногу начинает становится понятной даже «серой массе» в России, вышеперечисленные медиаплатформы могли бы нарастить свою аудиторию. И поэтому власти России решили превентивно закрыть эти СМИ. Тем не менее, все указывают на агонию диктаторского режима Путина.
Автор: Таави Минник
Forte, 07.03.2022.