Первые уроки войны в Украине

После вторжения российской армии в Украину в самой России прекратили существование хотя бы относительно свободные и независимые СМИ. Некоторые из них приостановили свою деятельность, как утверждается, временно. А все оставшиеся медиа-ресурсы России в большей или меньшей степени фактически превращены в рупоры кремлевской пропаганды.

Те российские журналисты и общественные активисты, которые еще осмеливаются высказывать мнения, отличные от официозных постулатов Кремля, вынуждены это делать в русскоязычных масс-медиа, находящихся за пределами России, или же в украинских средствах массовой информации. Прежде всего, это касается российского военного вторжения в Украину.

В качестве примеров объективного освещения войны России против Украины можно привести портал «Медуза», базирующийся в Риге, или телеканал «Настоящее время», редакция которого находится в Праге, новостной портал Радио «Свобода», а также русскоязычные версии Deuche Welle, BBC и Voice of America. Но, естественно, что основным источником информации об агрессии России против Украины являются украинские СМИ.

Война России против Украины продолжается. Но уже можно упомянуть некоторые уроки этого подлого нападения путинской России на независимое соседнее государство с целью ликвидации украинской государственности. Эти уроки имеют огромное значение и для Эстонии, которая находится рядом с российским государством, правители которого открыто заявляют о своих планах подавления и в той или иной форме покорения соседних стран и народов.

Власти Украины уже давно запретили трансляцию в украинском эфире российских пропагандистских телеканалов, которые были и остаются одним из основных средств создания в сопредельных с Россией странах пророссийских «пятых колонн». В широком смысле этого понятия, которое включает внедрение в информационное пространство пророссийских пропагандистских нарративов, дискредитацию евро-атлантических структур, психологическую борьбу против здравомыслящих лидеров общественного мнения, дезинформацию в отношении национально-патриотических сил, пропагандистскую поддержку пророссийских партий, подрывные акции против обороноспособности государства и так далее, и тому подобное.

После запрета российских телеканалов в Украине вышеперечисленная деятельность была существенно затруднена. В результате с вторжением российских войск в Украину спецслужбам России так и не удалось активировать широкомасштабные выступления тамошней пророссийской «пятой колоны». А именно это Кремль рассматривал как наиважнейший фактор успешности российского военного вторжения в Украину и в конечном итоге покорения этой страны.

В Эстонии долго обсуждали необходимость прекращения трансляции российских телеканалов, которые являются не только и даже не столько рупорами кремлевской пропаганды, сколько инструментами подготовки и осуществления агрессивных войн России против соседних государств. И только после начала кровавой войны в Украине как власти, так и общественное мнение Эстонии наконец-то осознали насколько серьезную угрозу суверенитету Эстонской Республики представляют российские пропагандистско-подрывные телеканалы.

Еще одно чрезвычайно важное обстоятельство.

На протяжении многих лет лидеры и активисты пророссийских партий и общественно-политических объединений в Украине открыто и беспрепятственно выступали в украинских СМИ с прокремлевскими постулатами. То же самое делали и подкупленные российскими структурами местные «журналисты», «политологи», «эксперты» и тому подобная публика. Представители патриотически настроенных слоев населения Украины возмущались, как вообще можно допускать свободное распространение зачастую явно украинофобских тезисов в информационном пространстве Украины. Конечно, все эти пророссийские деятели действовали достаточно осмотрительно, стараясь не переходить условную «красную линию», за которой демократическое высказывание мнений и оценок переходит в подрывную антигосударственную деятельность, граничащую с государственной изменой в юридическом значении этого понятия.

После начала российского военного наступления пророссийские активисты, которые, по замыслу Кремля, должны были бы возглавить российскую оккупационную администрацию покоренной Украины, куда-то сгинули. Одни сразу же сбежали из Украины, другим прокуратура Украины предъявила подозрения в совершении антигосударственных преступлений и объявила в розыск. А оставшиеся в Украине пророссийские деятели сидят очень тихо и не высовываются.

Регулярно отслеживая сообщения в украинских СМИ, у меня сложилось обоснованное убеждение в том, что украинские спецслужбы давно держали под пристальным вниманием тех вожаков пророссийской «пятой колоны», из которых Кремль намеревался сформировать что-то типа марионеточного правительства оккупированной Украины. Судя по всему, после начала российского военного наступления украинские спецслужбы провели успешные операции, естественно, в рамках действующего законодательства по нейтрализации активности пророссийской «пятой колоны» в Украине.

Очень наивно полагать, что российские спецслужбы не стремятся к созданию пророссийских «пятых колонн» и в странах Балтии.

Так, в Эстонии есть две влиятельные политические партии вместе с их дочерними общественными организациями, ряд лидеров и активистов которых стремятся внедрить в общественное мнение Эстонии пророссийские пропагандистско-подрывные постулаты. Скорее всего, именно из числа этих партийных лидеров и общественных активистов, демонстрирующих явную склонность к соглашательству с потенциальными внешними патронами, Кремль намерен, в случае необходимости, набирать кадры для коллаборционистских образований в Эстонии.

Остается верить, что эстонские спецслужбы, по примеру своих украинских коллег, пристально наблюдают за тенденциями развития местной пророссийской «пятой колоны» с тем, чтобы в условиях кризиса, вызванного внешними гибридными атаками России против Эстонии, ситуация в стране оставалась стабильной и контролируемой.

Eesti Päevaleht/Delfi, 13.03.2022.