Как Ханон Барабанер социализм любил
Я не сразу заметил (за всем не уследишь) реплику ректора частного Института экономики и управления (ЭКОМЕН), существующего пока еще в Таллинне, Ханона Барабанера в мой адрес на портале «Столица».
Там Барабанер отвечал на вопросы читателей, один из которых попросил его прокомментировать мое мнение о скандальной ситуации вокруг ЭКОМЕНа: «Барабанер сразу же попытался подвести под заурядное происшествие политическую подоплеку. В Эстонии ликвидировалось много частных вузов как с русским, эстонским, так и с английским языком обучения. Но ведь попавшимся на финансовых махинациях руководителям канувшего в лету университета Concordia не пришло в голову истерично вопить об удушении в Эстонии англоязычного образования. Барабанер обеспокоен не спасением института, которому при столь малом количестве студентов просто не выжить в условиях жесткой конкуренции с другими, более крепкими вузами. Барабанер лихорадочно борется за спасение своей репутации. И итог этой борьбы, действительно, должен подвести суд, если, конечно, дело дойдет до судебного разбирательства. Но Барабанер уже заранее позаботился об индульгенции для себя, взяв на вооружение привычную для него политическую демагогию».
Барабанер ушел от ответа, сославшись на якобы заказной характер моего «выступления». Как говорят в подобных случаях: чья бы мычала, а Барабанер лучше бы помалкивал по поводу заказных выступлений. У него давний опыт подписания заказных подметных писем.
Одно из таких писем было опубликовано 6 сентября 1973 года во второй по значимости газете Советского Союза «Известия». То письмо подписали академики (не все) Академии наук ЭССР, члены-корреспонденты (опять же не все) Академии наук ЭССР, директора (тоже не все) некоторых академических институтов. И среди этих подписантов был один единственный секретарь партбюро Института термофизики и электрофизики Ханон Барабанер, числившийся на тот момент заурядным научным сотрудником указанного института. Есть основание полагать, что Барабанер даже боролся за право поставить свою подпись под тем постыдным письмом.
То письмо было состряпано в рамках организованной советско-партийными органами разнузданной кампании травли академика Андрея Сахарова, который в эпоху глубокой стагнации социализма не побоялся публично говорить об идиотизмах советской системы.
Текст, подписанный Барабанером, заслуживает полного цитирования:
«Академик А.Д.Сахаров дал международной реакции повод развернуть против Советского государства враждебную кампанию.
Мы, ученые республики, где социализм был построен позже, чем в большинстве других советских республик, еще помним, какие преграды в буржуазном государстве мешали развитию человеческого гения. На наших глазах расцвели экономика, культура и наука Советской Эстонии. Мы знаем, что многонациональное социалистическое государство ограждает нас от ужасов новой войны. Тем более мы огорчены выступлением, в котором содержится клевета на социализм.
Мы возмущены и сожалеем, что академик А.Д.Сахаров встал на путь, который наносит ущерб нашему государству, делу социализма, кровным интересам всего человечества — делу мира. Мы ожидаем, что академик А.Д.Сахаров пересмотрит свою позицию».
Свою позицию пересмотрел не Андрей Дмитриевич Сахаров, а Барабанер, который в новых условиях, после краха коммунистической системы, вдруг стал заядлым поклонником буржуазной демократии и капиталистической экономики. Конечно, ни о какой принципиальной позиции в данном случае не может быть и речи. Но хотя бы элементарная стыдливость должна быть у деятелей, стремящихся исполнять некие общественно-политические функции?
Подробнее об общественно-политической деятельности Барабанера можно прочитать в моей книге «Бремя полуверок«.