О связях между Эстонией и Украиной

В Киеве прошла международная научно-практическая конференция «Украина – Эстония: история, культура, экономика», организованная кафедрой краеведения и туризма Киевского национального университета имени Т.Г.Шевченко совместно с посольством Эстонской Республики в Украине, Институтом исследований украинской диаспоры, товариществом «Україна–Світ», Конгрессом украинцев Эстонии, Эстонским землячеством в Украине.

Я выступил на конференции с докладом «Первые годы Эстонии в Европейском союзе». Ниже приводятся тезисы моего выступления.

14 сентября 2003 года 66,8% граждан Эстонии, участвовавших в референдуме, проголосовали за присоединение к Европейскому союзу. По существу, иной альтернативы не было, поскольку только членство в Евросоюзе обеспечивало Эстонии повышение уровня материального благосостояния населения, укрепление демократических институтов и активное включение в международное сотрудничество.

Экономических стимулов было три: свободный доступ на единый европейский рынок, снятие всяческих преград на пути европейских инвестиций в Эстонию и доступ к деньгам из структурных фондов ЕС. На идеологическом уровне превалировало стремления вернутся в свое естественное историческое пространство, то есть в Европу. На бытовом уровне привлекательность членства в ЕС сводилась, главным образом, к возможности беспрепятственного передвижения по странам Евросоюза.

За все годы членства в ЕС госбюджет Эстонии примерно на 15% формируется за счет денег, поступающих из различных фондов Евросоюза. Бюджет Эстонии последних лет не превышает 8 млрд евро. Объем безвозмездной финансовой поддержки из различных структурных фондов ЕС составил: в 2000-2006 гг. – 1,3 млрд. евро; в 2007-2013 гг. – 4,8 млрд.евро; на период 2014-2020 годов для Эстонии предусмотрена сумма 5,8 млрд.евро. Всего за период 2000-2020 годов – 11,9 млрд.евро. Из это суммы нужно вычесть примерно три миллиарда евро, которые за тот же период Эстония должна заплатить ЕС в качестве членских взносов. Чистая (денежная) выгода от членства Эстонии в ЕС составляет почти 9 млрд. евро. В пересчете на душу населения Эстония является крупнейшим получателем финансовой поддержки из различных фондов Европейского союза.

Почти все масштабные государственные инвестиционные проекты осуществляются благодаря евросоюзным деньгам. Эстонская доля в этих проектах составляет обычно треть от общего объема инвестиций. Это, прежде всего, развитие транспортной инфраструктуры, замена систем водоснабжения, модернизация региональных больниц и т.д. Программа по повышению качества сельской жизни также осуществляется при финансовой поддержке ЕС. Проекты, инициированные органами местного самоуправления, осуществляются большей частью на евросоюзные деньги. Предприниматели — как крупные, так и мелкие фирмы – имеют возможность покрывать до 70-80% стоимости своих инвестиционных проектов за счет евросоюзных денег.

Сейчас почти 65% всей произведенной в Эстонии продукции продается на общем рынке Евросоюза. Финансовая поддержка, получаемая предпринимателями Эстонии из Евросоюза, повышает конкурентоспособность эстонских товаров на международном рынке. За годы членства Эстонии в ЕС эстонский экспорт как в Евросоюз, так и в третьи страны увеличился примерно в два раза. Улучшились условия торговли Эстонии с третьими странами. Например, сразу после вступления Эстонии в ЕС правительство России было вынуждено отметить двойные таможенные пошлины, введенные на торговлю с Эстонией в 1990-е годы.

Переход на евро был абсолютно логичным шагом. Введение евро устранило риски, присущие малой валюте, снизило расходы по финансовым сделкам как предприятий, так и частных лиц (снижение расходов при обмене валют, установление более низкого процента по банковским кредитам и т.п.). Повысилась привлекательность Эстонии для зарубежных инвесторов, увеличились темпы экономического роста.

Что касается роста материального благосостояния населения, то в момент вступления Эстонии в ЕС в мае 2004 года экономисты Эстонии прогнозировали рост средней зарплаты с тогдашних 466 евро до 748 евро в 2010 году. Это был наиболее оптимистичный прогноз. В 2010 году средняя зарплата составила 792 евро, а сейчас увеличилась до 976 евро.

Членство в ЕС гарантирует Эстонии т.н. мягкую безопасность, что проявилось, например, после беспорядков в апреле 2007 года, вызванных переносом монумента «Бронзовый солдат» из центра Таллинна на Воинское кладбище. После этого в Москве перед посольством Эстонии бесчинствовали группы молодежи из движения «Наши». Эти выходки «нашистов» прекратились после того, как Ангела Меркель, канцлер Германии, которая в тот момент председательствовала в ЕС, решительно осудила действия против дипломатического представительства государства-члена Евросоюза.

Негатив присущ проблематика свободного перемещения людей по Евросоюзу. Хотя, например, студенческий обмен ни у кого не вызывает беспокойства. К настоящему времени более шести тысяч молодых людей из Эстонии обучались или обучаются в вузах других стран ЕС. Миграция рабочей силы вызывает много политических спекуляций. Так, пропагандистский постулат оппозиционной Центристской партии гласит, что отток рабочей силы из Эстонии является результатом «антинародной» политики правящих партий. Российская пропаганда усиленно раскручивает тезис о «бегстве людей» из Эстонии, «порабощенной» Евросоюзом.

Из-за большей зарплаты сейчас за пределами Эстонии работает почти 30 тысяч жителей страны, что составляет примерно 5% всего трудоспособного населения. В 2000 году численность работавших за рубежом эстоноземельцев составляла всего 2 646 человек. И тенденция сокращения трудоспособного населения Эстонии, по причине выезда за рубеж рабочей силы, сохраняется, что не может не волновать как экономистов, демографов, так и общественность страны. Хотя оптимисты указывают на то, что абсолютное большинство (примерно 20 тысяч человек) работающих за границей как бы не отрывается от родины, оседая в соседних с Эстонией странах, прежде всего, в Финляндии, а также в Норвегии, Швеции и России.

Оптимизм внушает еще и то обстоятельство, что многие люди вкладывают в Эстонии (строят дома, покупают квартиры) деньги, заработанные за рубежом, то есть когда-то они собираются вернуться на родину. Так, из 4 тысяч человек, въехавших в Эстонию в 2012 году, абсолютное большинство составили люди, уезжавшие на длительное время за рубеж на заработки. Несомненно когда-то наступит стабилизация и люди перестанут столь массово уезжать на работу за границу. Но когда это произойдет определить очень трудно. С другой стороны, специалисты предсказывают, что в процессе дальнейшей европейской интеграции станет совершенно обыденным явление, когда люди рождаются в одной стране ЕС, учатся – в другой, работают – в третьей, а пенсию проводит – в четвертой.

После вступления в Евросоюз его поддержка со стороны населения Эстонии постоянно возрастала, достигнув своего максимума в мае 2007 года, накануне экономического кризиса, когда 85% эстоноземельцев положительно оценивали членство Эстонии в ЕС. Сейчас этот показатель несколько снизился, но по-прежнему остается одним из наиболее высоких (между 70% и 80%) в Европейском союзе. Что касается евро, то в 2012 году общеевропейскую валюту позитивно оценивали 71% жителей Эстонии.

Говоря о будущем ЕС, политики и большинство рядовых обывателей придерживаются мнения, что ЕС, безусловно, должен сохраниться, оставаясь при этом «объединением национальных государств». Хотя всем понятно, что дальнейшее развитие ЕС предполагает его федерализацию.