Отзывчивый Дмитрий
Я обратился к мэру Кивиыли Дмитрию Дмитриеву с просьбой разъяснить ситуация с захоронениями узников фашистского концлагеря, точное местонахождение которых неизвестно. Ниже полностью приводится его ответ:
«Постараюсь объяснить сложившуюся ситуацию, ведь тема захоронений в районе полукоксовой горы обсуждалась уже не раз с представителями различных обществ и инстанций. На данную тему были статьи как в «Северном Побережье», так и в местной газете «Наша пятница».
На территории города Кивиыли, действительно, во время войны находились концентрационные лагеря, в которых погибло точно неопределенное количество людей разных национальностей (в эстонских архивах нет информации о точных местах захоронений и точном количестве жертв, на данную тему городом были сделаны соответствующие запросы). С.Татевосян ссылается на акт, вывешенный в интернете, где указано приблизительное количество — 6000 умерших.
Так как точные места захоронений не были известны, то в конце прошлого столетия под полукоксовой горой был установлен памятник всем жертвам, рядом с которым уже некоторое время спустя еврейской общиной был установлен еще один памятный знак. Город постоянно ухаживает как за самими памятниками, так и за прилегающей к ним территорией, за городские бюджетные средства.
Территория, прилегающая к полукоксовой горе (около 80 га) была отдана в аренду SA Kiviõli Seiklusturismikeskus, где развивается центр приключенческого туризма. В свое время на данной территории шли производственные процессы в связи со складированием полукокса, также там находилась и городская свалка. Почему-то в тот момент ситуация всех устраивала, в том числе и С.Татевосяна. На данный момент территория облагорожена и полукоксовой горе придан своеобразный вид, место привлекает множество туристов, которые хотят посетить сам центр, взобраться на гору или почтить у подножия горы, где установлены памятные знаки, память жертв военного времени.
Господин Татевосян, скорее всего, в очередной раз пытается излить свою личную злобу и удовлетворить свое эго, только опять это больше похоже на процесс мщения, чем на конструктивное предложение. В его обращениях — постоянное искажение фактов. Памятник под охрану государством взять просто невозможно уже по той причине, что не имеется конкретного места захоронения и об это неоднократно говорилось С.Татевосяну. В Кивиыли имеется братская могила в Кюттейыуде, которая взята под охрану государством и финансы на содержание которой также ежегодно выделяются из городского бюджета. Молебен у памятника во время спортивного мероприятия был больше похож на акцию протеста, поскольку здравомыслящий человек не будет проводить панихиду с православным священником на месте, где захоронены как евреи, так и мусульмане, не согласуя свои действия с другими общинами и представителями прочих конфессий. Тем более, что в общеевропейский день памяти жертв фашизма и коммунизма С.Татевосян даже не появился ни у одного из памятников в Кивиыли, хотя счел это очень нужным сделать во время проведения мотокросса, который проходит один раз в год.
Здесь мы имеем дело с достаточно конфликтным человеком, чьи часто необоснованные и, не побоюсь этого слова, провокативные методы не приводят к содержательным диалогам, а создают нужную данному лицу определенную ауру и всеобщее внимание.
Что касается истории, то ее, несомненно, надо знать и помнить, но жить, тем не менее, надо будущим!»
Остается только поблагодарить Дмитриева за обстоятельный ответ.