Фолк-фестиваль в Вильянди

В небольшом эстонском городке Вильянди, что на юге Эстонии, уже в 22-й раз прошел весьма солидный международный фестиваль фолк-музыки – Viljandi Folk. Общая численность музыкантов – более трехсот, — приехавших из разных концов мира, впечатляет. Как и количество концертов – более семидесяти, — абсолютное большинство которых проходило на концертных площадках, оборудованных среди развалин некогда величественного рыцарского замка, выстроенного в 12-м веке на крутом берегу изумительно красивого озера.

К (неофициальным) участникам фестиваля, безусловно, следует отнести и самодеятельных артистов, выступавших на т.н. «Зеленой сцене» в одном из живописных парков Вильянди. На эту сцену мог взойти любой желающий, умеющий играть на каком-либо музыкальном инструмента и/или петь. За четыре дня фестиваля на «Зеленой сцене» было зафиксировано более шестидесяти выступлений, а общее количество выступивших там исчисляется несколькими сотнями. Выступления уличных музыкантов на подступах к концертным площадкам, естественно, никто не считал.

Концерты Viljandi Folk посетило порядка 18 тысяч человек. Больше всего слушателей собралось на выступление рок-группы Zetod, играющей современные обработки песен народности сету, проживающей в юго-восточной части Эстонии и на территории Печерского района Псковской области в России. На этот раз меня среди поклонников Zetod не было. И не потому, что мне не нравятся эти разухабистые парни, выступающие в самобытном одеянии сету, напоминающем русские рубахи.

Просто я предпочел выступление финского баяниста Антти Пааланена. И на то была личная причина, поскольку в детстве я закончил музыкальную школу по классу баяна. Никаких музыкальных высот я не достиг, но любовь к этому чудесному инструменту сохранил на всю жизнь. Если написать, что Пааланен играл виртуозно, то это будет весьма скромная оценка. Он играл очень мощно, экспрессивно и, я бы сказал, даже агрессивно. При том, что сами мелодии мне показались минималистскими, простыми, которые можно услышать на любой сельской вечеринке. Но в исполнении Пааланена они превращались в произведения музыкального искусства.

Итальянский ансамбль Canzionere Grecanico Salentino давал на Viljandi Folk два концерта. И я посетил оба, настолько необычной и притягательной оказалась их музыка, совсем не похожая на стандартную итальянскую попсу. Что поразило прежде всего, так это крайне эмоциональная игра на барабанах и «бубнах» всевозможных конструкций и тембров, среди которых наверняка был и знаменитый итальянский тамбурелло. А также танцы, незаметно подводящие к трансу, в исполнении очень красивой женщины. А в целом выступление Canzionere Grecanico Salentino – это словно вулканическое извержение жизненной энергии, полной страсти, мистики и завораживающих ритмов, пульсирующих в такт сердцебиению. Чувствовалось в музыке итальянского ансамбля что-то колдовское. И это чувствование меня не обмануло. Чуть позже я узнал, что артисты Canzionere Grecanico Salentinoродом с крайней оконечности «итальянского сапога», из таинственной области Саленто. Только там процветает самобытный музыкально-танцевальный стиль pizzica, который в свою очередь восходит к древнему ритуалу – pizzica tarantata – лечения от укусов ядовитых пауков тарантулов. Со временем этот ритуал – тарантизм – стал уникальным культурным феноменом области Саленто. Местные жители полагают, что яд тарантула вызывает у жертвы укуса повышенное эмоциональное возбуждение и беспокойство (tarantati), от которых можно избавиться лишь с помощью барабанной музыки и умопомрачительного вихря танца.

Среди ансамблей и исполнителей, которых я видел и слышал, хотелось бы отметить следующие.

Трио чернокожего американца Седрика Ватсона (Cedric Watson), поющего креольские песни под аккомпанемент скрипок и какой-то, наверное, креольской «гармошки». Песенный стиль Ватсона кажется неотшлифованным, а потому эксклюзивным и задушевным.

Инструментально-вокальное трио из Франции Ciac Boum. Эти французы играют почти исключительно танцевальную крестьянскую музыку, не оставляющую места равнодушию и скуке. Говорят, что благодаря именно Ciac Boum во Франции возродилась добрая давняя традиция народных гуляний и танцев на центральных площадях маленьких городков.

Ансамбль Etran Finаtawa из Нигера, состоящий из посланцев племен, до сих пор кочующих со своими верблюдами, овцами, козами и ослами по Южной Сахаре. Музыканты из Нигера выступали днем, когда над Вильянди зависла испепеляющая, почти сахарская жара. Так что их неспешная музыка и протяжные напевы на экзотических языках — тамашеки и фула — звучали и воспринимались очень естественно. Ансамбль Etran Finаtawa считается основоположником нового музыкального стиля, который называют номад-блюз или же пустынным блюзом. Единственно, что меня слегка смутило, так это наличие в ансамбле электрической гитары, поскольку я никак не могу себе представить кочевника, кочующего по Сахаре с электрогитарой под мышкой.

Испанский дуэт Feten Feten играет традиционную музыку западного Средиземноморья. Их репертуар состоит из вальсов, тарантелл и многих других танцевальных мелодий, характерных для Пиренейского полуострова. Два молодых испанца показали полноценное музыкальное представление, навеявшее раскрепощенную атмосферу кабаре.

Певица из Ирландии с трудно произносимой фамилией – Muireann Nic Amhlaoibh — пела на ирландском языке, считающимся чуть ли не мертвым. С публикой певица общалась, конечно, по-английски, сообщив, в частности, что она живет в маленькой, как это ни странно, ирландоязычной деревеньке. Несмотря на проживание в деревенской глуши Muireann Nic Amhlaoibh – международная знаменитость, поскольку много гастролирует по миру и часто появляется в радио- и телевизионных передачах разных стран Европы. Концерт певицы оставил неизгладимой впечатление. Когда еще выпадет случай услышать живой ирландский язык в великолепном вокальном исполнении!

Шведский ансамбль Nordic играет отнюдь не нордическую музыку, чему способствует и необычный для Северной Европы подбор инструментов – чело, клавишная скрипка и мандолина. В результате у шведов получается в высшей степени интеллигентная и шармантная музыка сродни джазу, поскольку четко не укладывается ни в одно из распространенных музыкальных направлений.

Umeuropa Caravan – это целый оркестр, состоящий из почти полусотни молодых музыкантов из разных стран. Этот «караван», звучащий мощно и слаженно, ездит по Европе, выступая как на больших сценах, так и на малых площадках. Впечатляющее зрелище, производящее очень сильное впечатление.

На Viljandi Folk приезжают разные ансамбли, одни могут нравиться чуть больше, другие – чуть меньше, но на вильяндиских фестивалях практически не бывает откровенно слабых коллективов. К сожалению, один из таких проявился в этом году – Fekete Seretlek, состоящий из молодых людей – недавних выпускников Пражской театральной академии — из Чехии, Словакии и Словении. Очень много претенциозности и клоунады, но очень мало красивой музыки и хорошего пения. Судя по всему, этот Fekete Seretlek долго не протянет.

Из эстонских исполнителей запомнился ансамбль с почему-то латышским названием Nikns Suns («злая собака»), играющий фолк-музыку в роковой интерпретации, причем в ее наиболее тяжелом, металлическом варианте. А также ансамбль Untsakad, что можно перевести на русский как «задаваки» или «фанфароны». Удивительно, что этот коллектив, будучи одним из наиболее горячо любимых народом, формально не является профессиональным, поскольку состоит из трех директоров музыкальных школ, бухгалтера, мастера по изготовлению лодок и ди-джея. Поют рыбацкие, морские, батрацкие, военные и всякие разные народные или ставшие народными песни. Очень отзывчивы к пожеланиям слушателей. Так, на мою просьбу спеть что-нибудь в поддержку Украины моментально ответили вариациями на темы украинских песен, исполненных на эстонском языке.

Украинская тема очень вдохновенно прозвучала в выступлении эстонского ансамбля Svjata Vatra, что и неудивительно, поскольку лидером группы является осевший десять лет назад в Эстонии Руслан Трочинский, бывший тромбонист легендарной украинской фолк-группы «Гайдамаки». Svjata Vatra – это удивительный сплав украинского огненно-взрывного темперамента и внешней эстонской невозмутимости, под которой скрывается такая кладезь эмоций, что мало не покажется. Политики на Viljandi Folk нет и не может быть по определению. В отличие от политиков. Так, например, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес каждый год появляется на вильяндиском фестивале. Но происходящее в Украине – это не политика, а война, которая никого не может оставить равнодушным. Вечерний концерт Svjata Vatra стал яркой манифестацией в поддержку единства Украины.

Фотогалерею с Viljandi Folk 2014 можно посмотреть здесь: https://samorodni.eu/oleg/kalli-samorodni/hiiumaa-fotoblogi/