Евродепутат Тоом мечтает дожить до ста лет

Депутат Европарламента Йана (бывшая Яна и Яана) Тоом (бывшая Черногорова и Литвинова) выговорилась в передаче «Диалог» на Эстонском телевидении. Поразительно, что русскоязычные СМИ Эстонии, старательно освещающие чуть ли не каждый жест и вздох Тоом, на этот раз, словно по команде, обошли ее выступление почти тотальным молчанием. Лишь на портале «Postimees.ru» появилась очень куцая заметка по этому поводу. Подобная позиция абсолютно понятна, потому что евродепутатша говорила то, что, по мнению закулисных кукловодов, русским избирателям Тоом знать не положено.

Но, прежде всего, нельзя не отметить, мягко выражаясь, профнепригодность анонимного редактора «русского» «Postimees», который приписал Тоом следующее высказывание: «Нарву невозможно использовать в интересах стран «третьего мира». Напомню, что к т.н. «третьему миру» ранее причисляли слаборазвитые страны Азии, Африки и Латинской Америки. На самом деле Тоом сказала, что «Нарву нельзя использовать в интересах третьего государства». Имелась в виду Россия.

В обосновании этого тезиса Тоом привела два очень странных аргумента. Во-первых, она сказала, что «ни один живущий в Эстонии человек, пусть он даже получает пенсию из Российской Федерации, не мечтает однажды проснуться в стране, которая входит в состав России». Спрашивается, откуда Тоом знает, о чем мечтает каждый житель Эстонии? Она ясновидящая что ли? Второе обоснование выдалось столь же мудреным. Тоом изрекла то, что обычно называют благоглупостью: «Во-вторых, смотря на это под углом опасности социального взрыва, то в регионе, где средний возраст значительно превышает средний показатель по Эстонии, точно нельзя говорить о подобных угрозах». Получается, по логике Тоом, что «подобные угрозы» появятся при понижении среднего возраста жителей северо-востока Эстонии?

Говоря об опасениях по поводу конфликта с Россией, Тоом опять же произнесла что-то совершенно невразумительное: «Не верю, что Россия может быстро «закатать» Эстонию. Исследование, которое я сделала, показало, что 73 процента людей (в Эстонии) не верят, что такое случится. … В Нарве нет сепаратистских настроений, но ситуация выходит из-под контроля со всеми этими сокращениями (работников). … Я полагаю, что наши люди куда более конструктивные, чем наше правительство».

Перейдя к беженцам, наводнившим Европу, Тоом отметила, что «это дело полностью вышло из-под контроля и что нельзя исключать, что и через Россию (беженцы) попытаются проникнуть в Европейский союз». То есть, косвенно Тоом обвинила власти России в неспособности осуществлять эффективный контроль на своих границах. В то же время евродепутатша отвергла мнение, что Кремль использует кризис с беженцами для подрыва Евросоюза.

Далее, рассуждая о беженцах, Тоом впервые публично признала факт сотрудничества Центристской партии, одним из руководителей которой она является, с Консервативной народной партией Эстонии, которую один эстонский писатель совершенно правильно назвал «местными микрофашистами». Именно активисты этой партии время от времени проводят в Таллинне факельные шествия, которыми как центристы, так и российские СМИ запугивают русскоязычных обывателей Эстонии.

Вряд ли стоит утомлять читателей всеми цитатами Тоом во время этой телепередачи, поскольку в целом ее диалог с ведущим носил довольно бестолковый характер. Но на два нюанса стоит обратить внимание.

Высказывая свое отношение к ситуации вокруг Крымского полуострова, Тоом сказала, что при аннексии Крыма были «военные расчеты и это не связано с чем-то иным». То есть, фактически Тоом признала, что все заявления руководителей России, в том числе и Владимира Путина, о сакральной значимости Крыма для русской ментальности, а также о защите т.н. «русского мира», – это всего лишь болтовня, рассчитанная на дурачков. Ну и наконец самое интересное. Тоом сказала, что с Крымом «Россия не поступила правильно». Ничего подобного в выступлениях, направленных на русскоязычную аудиторию, Тоом никогда не говорила и вряд ли скажет.

Ну и в конце немного абсурда. Предрекая продолжение своей политической карьеры Тоом объявила: «Я стану полноправным руководителем партии, может быть, только через 50 лет». Ну, скажите, на милость, какой человек мечтает возглавить Центристскую партию по достижении столетнего возраста?