«Неделица» — 2
Победа на президентских выборах во Франции демократа Эммануэля Макрона над право-радикалкой Мирин Ле Пен дает мне повод вспомнить эпизод личного общения с представителями Национального фронта Франции.
Произошло это в начале 1990-х годов, когда Национальный фронт был еще маргинальной пронацистской политической группировкой, а демонстрация симпатий к Национальному фронту была сродни публичному признанию в заболевании сифилисом. Будучи тогда в Париже, в одном из парков французской столицы я случайно наткнулся на сборище экзальтированных людей, которые чуть ли не со слезами на глазах внимали речи маленького человечика, который истерично призывал очистить Францию от иммигрантов и прочих неполноценных французов.
Я догадался, что это основатель Национального фронта Жан-Мари Ле Пен, но все же решил уточнить, так ли это. Я подошел к двухметровому верзиле, у которого на куртке было написано «охрана», и, показав на оратора, спросил: «Кто это?» Я хорошо говорю по-французски, но по выговору во мне легко узнать иностранца, а черноволосая шевелюра позволяла заподозрить во мне араба. Об этом я подумал, когда бритоголовый охранник Национального фронта пронзил меня полным лютой ненависти взглядом, от которого у меня мурашки пробежали по коже. Я решил больше не искушать судьбу и поспешно ретировался.
Прошли годы, и непутевая дочка основателя Национального фронта стала претенденткой на пост президента Франции. Но, к счастью, большинство французов, для которых такие ценности, как демократия, свобода, равенство и братство имеют жизненно важное значение, отвергли националистку, взывающую к наиболее низменным инстинктам человеческой натуры.
Логично, что одним из наиболее преданных поклонников Марин Ле Пен является правитель России Владимир Путин. Кремль поддерживает пронацистский Национальный фронт и морально, и материально. И все это происходит на фоне помпезных мероприятий, формально приуроченных к очередной годовщине победы советского народа над фашизмом.
Похожие мероприятия по мифологизации великой отечественной войны проводились и во времена СССР. Но, надо признать, советская пропаганда все-таки учила ненавидеть войну, а путинская пропаганда приучает людей любить войну. И это, естественно вызывает беспокойство.
А симпатии путинского режима к пронацистским организациям в разных странах Европы уже не вызывают удивления.
(«Радио 4», «Неделица», эфир от 14 мая.)