О «тесном общении» митрополита

Нижеследующая статья появилась на эстонском языке на портале Eesti Päevaleht/Delfi за три часа до известия о кончине митрополита Корнилия, главы Эстонской православной церкви Московского патриархата.

В Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) тлеет скандал, зачинателем которого стал бывший сотрудник КГБ ЭССР Владимир Илляшевич, предпочитающий, чтобы теперь его называли писателем.

В общественно-политической жизни Эстонии Илляшевич проявлял особую активность в 1990-е годы, когда он считался закулисным кукловодом Русской партии Эстонии, а также некоторое время состоял советником «русской фракции» Рийгикогу. К слову сказать, вместе с мамой Яны Тоом Маргаритой Черногоровой, которая тогда тоже что-то советовала «русским» депутатам Рийгикогу.

Кроме того, Илляшевич 25 лет опекал или, как он сам выражается, «был в тесном общении» с митрополитом ЭПЦ МП Корнилием, настоящее имя которого Вячеслав Якобс. Как сейчас пишет в соцсетях Илляшевич, решение патриарха Русской православной церкви Алексия, то есть Алексея Ридигера, сделать в 1990 году «настоятеля небольшого прихода» Якобса епископом Таллиннским «изумило всех других священников, так как среди них были люди, которых считали куда более достойными епископского жезла».

Необходимо отметить, что Алексея Ридигера и Вячеслава Якобса связывали давние отношения. Так, в интервью российской газете «Известия» в 2002 году Алексий II сказал: «В 1943 году в Таллинне мне довелось помогать отцу-священнику, который окормлял русских военнопленных. Но это были фашистские концентрационные лагеря. […]  Мой отец едва ли не ежедневно стал бывать в лагерях. Псаломщиком отец, как правило, брал с собой будущего митрополита Таллиннского и всей Эстонии Корнилия, а мальчиком-прислужником — меня». В том же интервью Ридигер сообщил о своем близком знакомстве с Александром Кисилевым, который в довоенной Эстонии был священником в Нарве и Таллинне, а во время второй мировой войны стал духовником Андрея Власова, советского генерал-лейтенанта, перешедшего на сторону гитлеровцев и командовавшего Русской освободительной армией (РОА), которая вместе с немцами воевала против Красной армии. В статье, опубликованной на портале Агентства русской информации, указывалось: «Понятно, что делали Киселев и Ридигер-старший, которому помогал Алеша [и Вячеслав Якобс] в немецких концентрационных лагерях, и почему их туда пускали. […] Папа патриарха всея Руси, скорее всего, агитировал пленных предать Родину и перейти к гитлеровцам. […] Можно утверждать однозначно – если поп приезжал в лагерь, это почти всегда был вербовщик РОА или аналогичной структуры. […] Деятельность по вербовке в РОА курировал небезызвестный группеннфюрер СС Мюллер».

Судя по всему, Вячеслав Якобс до того, как стать Корнилием жил насыщенной, полной приключений жизнью. В 1957 году Якобс был арестован управлением КГБ по Вологодской области в России и по обвинению в антисоветской (религиозной) агитации приговорен к десяти годам лишения свободы. Но уже через три года Якобса условно-досрочно освободили, и он был назначен священником православной церкви в таллиннском районе Нымме. Хотя, по действовавшим тогда правилам, Якобс должен был вернуться по месту постоянного жительства в Вологодскую область под надзор тамошней милиции. По мнению публициста Михаила Петрова, изложенном им на портале Ruspol, «тень подозрения на связь с КГБ […] и есть та удавка, которую бывший офицер КГБ Илляшевич затянул на шее епископа», то есть Корнилия, в 1992 году, когда Илляшевич «окончательно оттер от тогдашней [православной] епархии всех, кто мешал его единоличному влиянию на епископа Таллиннского и всея Эстонии».

Действительно, четверть века ничто не омрачало отношений Илляшевича и Корнилия. Одно время Илляшевич даже вынашивал задумку выдвинуть главу ЭПЦ МП кандидатом в депутаты Рийгикогу. В 1998 году Илляшевич стал издателем местной православной газеты «Мир православия».

Одновременно Илляшевич продолжает активно заниматься политикой в рядах Объединенной левой партии Эстонии, выходит на «марши мира» в Таллинне под лозунгом «Долой НАТО!» и пишет статьи «против американской оккупации» Эстонии.

Но в прошлом году между Илляшевичем и Корнилием пробежала черная кошка. Корнилий остранил Илляшевича от издания газеты «Мир православия». А в ответ Илляшевич принялся, как написал в соцсетях один из его близких друзей, «за расчистку авгиевых конюшен православной церкви Эстонии». Это же в одной из своих записей в Facebook подтвердил и сам Илляшевич: «Мириться с «болотом», в котором мы пребываем в силу немощи предстоятеля [православной] Церкви в Эстонии уже очень много лет, не могу и не хочу. Тем более, что очень многие из священства разделяют мои оценки и чаяния».

И то правда, некоторые православные верующие Эстонии, прямо ни в чем не обвиняя «самого старого правящего архиерея во всей вселенной», потихоньку начинают роптать об «угрозе семейственности и кастовости» в ЭПЦ МП, а еще о том, что «негоже держаться за власть совершенно одряхлевшему человеку», который «плохо слышит и видит» и «едва слышно говорит». Корнилию скоро исполнится 95 лет. Вызывает недовольство и то обстоятельство, что «примерно двадцать внуков с правнуками» Корнилий уже «пристроил в Церкви».

А что касается Илляшевича, то тот обещает написать книгу об эстонском православии, в которой он грозится «дать описания и характеристики последнего периода новейшей истории православной Церкви в Эстонии», связанного с «период правления владыки [Корнилия]», а также внести «самые серьезные дополнения» к его «общеизвестной официальной биографии». При этом Илляшевич заверяет: «Очень многое вызовет большое удивление у очень многих лично знакомых с митрополитом Корнилием».

О том, что такого интересного и удивительного о престарелом главе Эстонской православной церкви Московского патриархата может написать бывший сотрудник советского КГБ, можно только догадываться.