Трудности Тоом с Мамыкиным
В интернет-журнале «Балтийский курс/The Baltic Course», редакция которого находится в Риге, появилась статья депутата Европейского парламента от Латвии Андрея Мамыкина. В этой публикации отражены некоторые любопытные нюансы недавнего обсуждения в Комитете по петициям Европейского парламента петиции по негражданам Латвии и Эстонии, инициаторами которой выступили, помимо Мамыкина, также евродепутаты Яна Тоом и Татьяна Жданок.
Петиционеров представлял «честный», по определению российского пропагандистского портала «Спутник», писатель Каур Кендер, которого Мамыкин охарактеризовал как «большого защитника прав неграждан Латвии и Эстонии». Особо Мамыкин подчеркнул, что Кендер – «этнический эстонец».
Это словосочетание из своеобразного кодового языка российских пропагандистов, для которых очень важно, чтобы глашатаями нужных им посланий выступали именно «этнические», то есть «настоящие» эстонцы, а не полукровки или русскоязычные люди с эстонскими фамилиями. Большую убедительность постулатам российской пропаганды придают именно «этнические» эстонцы. В этом смысле для российской индустрии пропаганды такие люди, как Кендер даже более полезны, чем те же Яна Тоом или Михаил Кылварт. Так, определяя свою этничность Тоом в передаче российского телеканала «Россия» сказала, что она одновременно и русская, и эстонка или что-то подобное. А Кылварт как-то высказался в том духе, что у него папа – эстонец, мама – кореянка, а родной язык – русский.
А еще Мамыкин в своей статье обозвал «предателем» «эстонского социал-демократа» Ивари Падара потому что тот проголосовал против петиции. Мамыкин написал: «Все остальные социал-демократы, мои испанцы, французы, немцы, голосовали за сохранение петиции!» На каком основании Мамыкин считает всех остальных социал-демократов в Европарламенте «своими» осталось неясным.
А вот «правых депутатов ЕП», которые «в панике хватали в коридоре своих коллег и вели на голосование по закрытию петиции», Мамыкин почему-то сравнил с «крысами на тонущем корабле». Логично предположить, что под «тонущим кораблем» Мамыкин подразумевает Европейский парламент.
О «бегавших по залу эстонских и латвийских коллегах», которые «совершенно потеряли совесть» и организовали «агрессивное противостояние», в своем видеоблоге «Брюссельский дневник» рассказала и Яна Тоом. При этом были показаны кадры с Урмасом Паэтом, поведение которого Тоом назвала «водевилем». А под еще одной «бегающей» Тоом, вероятно, имела в виду коллегу Паэта по партии: «А Кае Каллас, оказывается, плохо от того, как я представляю Эстонию в Европарламенте. Но представляю я не Эстонию — для этого есть посольство, — а своих избирателей, многим из которых проблемы неграждан очень близки». Странно, что за годы своего сидения в Брюсселе Тоом так и не поняла, что в Европарламенте нет посольства Эстонии.
Вообще складывается впечатление, что Тоом зачастую не контролирует свои высказывания. Так, в комментарии для ERR она сказала: «Да, сто тысяч человек получили гражданство [Эстонии] по натурализации». Хотя, по данным Департамента статистики, за годы независимости в порядке натурализации гражданство Эстонии получили более 160 тысяч человек. Не хочется верить, что депутат Европарламента способен сознательно искажать истину в угоду своекорыстным политическим интересам. Хотя, подобные погрешности (назовем это очень вежливо) в публичных выступлениях Тоом были и раньше.
В конце своей статьи в «Балтийском курсе» Мамыкин сообщил о «новом сюрпризе», который он подготовил на пару с Тоом. Речь идет о новой петиции, в которой говорится о проблемах неграждан из Латвии и Эстонии, связанных со свободным перемещением по Европейскому союзу, правом на работу и ведением бизнеса в ЕС. Но с подтверждениями этих проблем у Мамыкина с Тоом, похоже имеются проблемы. Во всяком случае, ранее на своей страничке в Facebook, обращаясь к сторонникам и поклонникам, Тоом писала: «Помимо противостояния коллег есть и формальная зацепка — у нас не было петиций о непризнании серых паспортов и проблемах с трудоустройством в странах-членах ЕС. Поэтому просьба — если среди вас есть те, кто имеет опыт такого рода неприятностей, обращайтесь в мое бюро, мы поможем составить петицию».
Это не первый подобный случай. Некоторое время назад в местных передачах телевизионного «Первого балтийского канала» Тоом рекламировала «бесплатные юридические консультации» в Таллинне и на северо-востоке Эстонии. Эти «консультации», по заказу Бюро Яны Тоом, проводились работниками таллиннского Центра информации по правам человека, который в последние годы получает российское финансирование. Фактически это была попытка под прикрытием Бюро Яны Тоом составить регистр случаев нарушений прав русскоязычных жителей Эстонии. В одном из выпусков передачи «Доброе утро, Таллинн», обращаясь непосредственно к телезрителям, Тоом сама раскрыла истинную подоплеку этих «консультаций»: «Нам, конечно, интереснее то, что можно повернуть в правозащитную сторону, что мы представим в Брюссель, так что имейте в виду, если у вас есть какие-то такие «кейсы» вдруг за душой, то приходите, будем очень рады».
Чувствуется, что у Тоом имеются существенные трудности со сбором доказательств нарушений прав как неграждан, так и в целом русскоязычных жителей Эстонии. Тем не менее, это не мешает ей устраивать с латвийскими единомышленниками политический шум по поводу ущемлений политических и социальных прав лиц без гражданства в Латвии и Эстонии.
Eesti Päevaleht, 15.05.2018.