«Неделица» — 34
Люди старшего возраста наверняка помнят такое явление, как номенклатура. А для молодых людей сообщу, что это была многочисленная прослойка деятелей, добившихся пожизненного пребывания на руководящих должностях в органах советской власти и в партийно-коммунистических организациях разных уровней. При этом успешность номенклатурной карьеры абсолютно не зависела ни от морально-нравственных, ни от деловых качеств номенклатурщика, не говоря уж о его образованности и компетентности.
И вот сейчас в Эстонии появилась пусть и видоизмененная, но все же партийная номенклатура, принципы формирования и функционирования которой очень схожи с советско-коммунистическими. Пути попадания в обе номенклатуры идентичны. Для этого нужно присосаться к партийному боссу и терпеливо ждать, когда тот соизволит назначить преданного денщика или депутатом, или каким-то начальником.
А когда позиции босса начнут ослабевать, то нужно затаиться и поддерживать всех кандидатов в партийные лидеры, а больше всего того, который в конечном итоге и выбьется в новые партбоссы. Есть и более рискованный вариант – вовремя предать старого босса, лихо переметнувшись на сторону его конкурентов.
Но между советской и постсоветской номенклатурами имеются и существенные различия. Например, если советский номенклатурщик попадался на аморалке или на расхищении социалистической собственности, то это могла загубить его карьеру. Сейчас же суды всех инстанций могут признать номенклатурщика мошенником, но товарищи по партии будут утверждать, что он – святой, незаменимый для партии член.
Еще одно существенное различие состоит в том, что раньше была одна-единственная, коммунистическая партия, бежать из которой было некуда. Сейчас партий много, поэтому можно бегать из одной партии в другую с, естественно, материальной выгодой для себя. Более того, побегав на стороне, можно опять прибежать в свою исходную партию да еще с двойной материальной выгодой. Парадокс, скажите. Нет, закономерность.
Еще одно различие двух номенклатур заключается в том, что, если в советское время залогом успеха была двойная мораль: одна – на показ, а другая – для внутреннего пользования, то для нынешних партноменклатурщиков характерно отсутствие вообще какой-либо морали и нравственности, что является необходимым условием успешной партийной карьеры.
Все вышеизложенные тезисы можно проиллюстрировать конкретными фамилиями, которые я не называю по одной простой причине: все эти забавные партийные персонажи приходят и уходят, а партийная номенклатура, возрождаясь и перерождаясь, остается. По крайне мере, до тех пор, пока избиратели позволяют партноменклатурщикам вести бесстыдно-паразитический образ из их – избирателей – счет.
Эфир «Радио 4», 12.08.2018.