Эстония как «раскольник» православия

Ожидаемое решение Константинопольского православного патриархата о предоставлении автокефалии (то есть, самостоятельности) Украинской православной церкви (УПЦ) вызвало резкое противодействие со стороны руководителей Русской православной церкви (РПЦ), которые считают украинских православных верующих своими «поддаными». Как сообщил портал «Русский мир», синод РПЦ решил разорвать все отношения с Константинополем.

Жесткие действия РПЦ безоговорочно поддержала Эстонская православная церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП). По сообщению русского «Дельфи», синод ЭПЦ МП осудил «действия Константинополя на Украине». Более того, по данным RusERR, руководители ЭПЦ МП «могут прекратить сотрудничество» с Эстонской православной церковью Константинопольского патриархата (ЭПЦ КП), хотя «в последние годы православные церкви Московского и Константинопольского патриархатов в Эстонии, уладившиеся свой конфликт в 1990-е годы, находились в относительно хороших отношениях».

По сообщению украинского информагентства «УНН», стремление украинских православных к автокефалии поддерживают большинство самостоятельных православных церквей – в Болгарии, Грузии и других странах. Против высказались немногие, например, синод Антиохийской православной церкви, находящийся в зависимости от тоталитарного режима Сирии.

На украинском портале Etcetera.Media была опубликована статья, в которой анализируется «борьба между Москвой и Константинополем за автокефалию эстонской церкви»: «В результате этой нелегкой борьбы Эстония получила собственную церковь, а Россия потеряла один из инструментов влияния на бывшую советскую республику». Действительно, Эстония получила самостоятельную православную церковь в каноническом подчинении Константинопольскому патриархату. А вот что касается второго тезиса – про «инструмент влияния» Москвы, — то тут не все так однозначно.

Судя по всему, иерархи Украинской православной церкви намерена тщательно изучить механизм восстановления автокефалии ЭПЦ КП, которая была ликвидирована после оккупации Эстонии советскими войсками. А вот автокефалия православной церкви в Украине, тогдашнего Киевского патриархата, в нарушении церковно-канонических норм была ликвидирована еще в 1686 году после насильственного присоединения украинских земель к Московии.

На нескольких российских порталах появились публикации, содержание которых сводится к следующему постулату: «Эстония – лабораторная площадка Запада по расколу православной церкви». В качестве главного эксперта по этому вопросу выступает бывший оперативный сотрудник КГБ СССР Владимир Ильяшевич, который сейчас иногда представляется как «историограф Эстонской православной церкви».

Так, в интервью российскому пропагандистскому порталу Baitnews Ильяшевич, представленный на этот раз как «политолог», разоблачает «эстонский сценарий раскола православной церкви»: «Церковный раскол на Украине давно планировался, за этим стоят, безусловно, Соединенные Штаты. Заказ на раскол идет от правящих политических сил Запада. <…> Повторяется «эстонский сценарий». Эстония стала лабораторной площадкой, на которой западные страны реализовывали свои «проекты». <…> Почему я провел параллели между Эстонией и Украиной? Потому что из ЭР на протяжении многих лет в Киев ездили представители здешней константинопольской структуры – Эстонской апостольской православной церкви, из которой в свое время организовал вторжение на территорию Московского Патриархата в Эстонии президент Леннарт Мери. Именно эта структура консультировала правящие круги Украины, делясь своим «раскольническим опытом».

Аналогичный постулат развит в огромной статье, опубликованной на калининградском портале RuBaltic.Ru. Автор этой статьи указан как Алексей Ильяшевич. Скорее всего, это все же Владимир, поскольку трудно представить, что в Эстонии есть два Ильяшевича, специализирующихся на православной тематике. Так вот, Алексей Ильяшевич написал: «После присоединения республики к СССР в 1940 году Эстонская апостольская православная церковь поспешила вернуться в лоно Московского патриархата (правда, ее автономия была упразднена). <…> В середине 1990-х годов на территории Эстонии появились две православные церкви, которые не признавали друг друга. <…> До недавнего времени маленькая прибалтийская страна рассматривалась как «горячая точка» православного мира. Отчасти конфликт удалось преодолеть, Москва и Константинополь в итоге поладили, но Эстония так и осталась конфессионально расколотой. <…> Только в 2002 году поле избрания нового президента Арнольда Рюйтеля ЭПЦ МП получила легальный статус. <…> Удалось ли объединить православную общину Эстонии? Нет. Здесь по-прежнему действуют две церкви, и отношения между ними остаются, мягко говоря, натянутыми. <…> Патриархам [Константинопольскому и Московскому] удалось поладить и согласиться с существованием на территории Эстонии двух православных церквей разных юрисдикций. Но речь шла о крохотной прибалтийской республике. Сегодня [в Украине] масштаб проблемы совсем другой».

Необходимо подчеркнуть, что многие украинские православные иерархи, находящиеся сейчас в подчинении Московскому патриархату, также поддерживают предоставление автокефалии Украинской православной церкви. Например, в интервью украинскому изданию «Гордон» митрополит УПЦ Московского патриархата Александр (Драбинко) сказал: «Решение Константинополя об автокефалии УПЦ – окончательное и бесповоротное. РПЦ уже ничего не сможет сделать».

Eesti Päevaleht, 24.10.2018.