«Неделица» — 49
Знаменательным событием предвыборной кампании стали плакаты, вывешенные партией «Эстония 200» на одной из трамвайных остановок в Таллинне. Двухсотоэстонцы, видимо, хотели устроить наглядно-показательную инсталляцию, которая продемонстрировала бы параллельное существование в Эстонии двух этно-языковых сообществ. Прямо скажем, «пэрформэнс» не получился. Прямая аналогия с апартеидом вызвала обоснованное раздражение у многих, причем с обеих сторон, как с эстонской, так и с русскоязычной.
За все пришлось отдуваться директору Нарвского колледжа Тартуского университета Кристине Каллас, которая, видимо, решила, что ее работа в Нарве и проблематика русско-эстонских отношений могут стать удобным плацдармом для прыжка в большую политику, то есть в Рийгикогу.
Я сомневаюсь, что Кристина Каллас вместе с другими руководителями «Эстония 200» сами придумали эти злосчастные плакаты. Дело в том, что обычно партии заключают договоры с рекламными фирмами, которые и организуют им, то есть партиям, предвыборные кампании, то есть придумывают лозунги и предвыборные обещания, рисуют плакаты, снимают видеоролики… Короче, изготовляют всю агитационно-пропагандистскую продукцию.
Сами партийцы со всем соглашаются в надежде, что профессиональные манипуляторы потребительским спросом лучше знают, что и как предложить потребителям партийной пропаганды, то есть избирателям. Я знаю одного пиарщика, который в разные годы делал предвыборные кампании для практически всех партий, в том числе и сочинял для них привлекательные для людей слоганы. Как-то он сказал, что будет весьма счастлив, если хотя бы десять процентов придуманных им предвыборных обещаний политики претворили в жизнь.
Так что, предвыборные кампании – это во многом состязание рекламных фирм, обслуживающих те или иные партии. Хотя, я не исключаю, что одна и та же фирма может одновременно работать на конкурирующие партии. А что касается скандальных плакатов «Эстония 200», то здесь, по-моему, возможны два варианта. Или у двухсотоэстонцев не хватает денег на квалифицированных пиарщиков, и они сами придумали, так сказать, апартеидные плакаты. Или же руководители «Эстония 200» наняли рекламщиков, чья профпригодность вызывает серьезные сомнения.
Но во всем есть свои плюсы. Оказалось, что эстонца и русскоязычные не столь катастрофически разобщены, как этого кое-кому хотелось бы. И у тех, и у других явное и очевидное политиканство все же вызывает одинаково сильное раздражение.
Эфир «Радио 4» от 13.01.2019.