«Неделица» — 88. О слухах про коронавирус
Немного о слухах, а также о людях – сумасшедших и не очень – их распространяющих.
После введения в Эстонии чрезвычайных карантинных мер по социальным сетям стали расползаться зловещие слухи о каких-то страшных вещах, которые якобы начнутся твориться в стране. Выступая на Эстонском телевидении, министр иностранных дел Урмас Рейнсалу попытался развеять подозрения по поводу злонамеренности распространения сеющих нервозность слухов. Сославшись на министра внутренних дел Марта Хельме, господин Рейнсалу сказал, что члены какой-то невинной группы в фэйсбуке просто теоретически обсуждали, какие меры могли бы быть введены при карантине.
Может быть, Рейнсалу вместе с Хельме не хотели возбуждать и без того достаточно напряженную общественность, а может они просто что-то упустили. Наверное, действительно кто-то что-то теоретически и обсуждал в фэйсбуке, но злонамеренные слухи с целью посеять в стране панику распространяли другие персонажи и распространяли совсем не теоретически, а очень даже практически.
Я склоняюсь к мнению о том, что распространением провокационных слухов сознательно и целенаправленно могла заниматься агентура российских спецслужб в Эстонии. Как показывает практика агрессивных внешнеполитических действий России последних лет, при гибридных атаках на соседние государства российские спецслужбы активно прибегают к распространению самых разных, в том числе и извращенных слухов с целью подорвать боевой дух служащих силовых структур, противостоящих агрессивным атакам со стороны России, а также с целью посеять панику среди населения соответствующей страны для того, чтобы подавить моральный дух общества к сопротивлению.
Не исключено, что, воспользовавшись введением карантина, кто-то из российских командиров мог дать команду своим подопечным в Эстонии на выброс в эстонский сегмент социальных сетей провокационно-панических слухов для того, чтобы протестировать, как эстонское общество реагирует на подобные провокации. Такие своеобразные учение, максимально приближенные к реальным условиям.
Я еще больше укрепился в этом мнении после того, как один мой приятель рассказал о странном звонке на его мобильный телефон, когда какая-то возбужденная и настырная, как выразился приятель, сумасшедшая почти истерично начала говорить о том, что коронавирус – это предвестник чуть ли не конца света. Я сразу подумал, что для сумасшедшей звонившая вела себя слишком осмысленно. Это же надо было где-то раздобыть базу данных телефонных номеров и затем, скорее всего, методично обзванивать людей, сообщая им о грядущем конце света, тратя на это уйму времени и энергии.
Я думаю, что делалось это отнюдь не из альтруистических побуждений. Судя по всему, цель была та же – нервно возбудить людей, посеять в их душах страх и ввести в состояние депрессии.
На мой взгляд, несмотря на усилия отдельных любителей «черных сценариев», население Эстонии адекватно реагирует как на саму эпидемию коронавируса, так и на меры по ее обузданию. А это является залогом того, что мы счастливо переживем и эту напасть.
Эфир «Радио 4» от 22.03.2020.