Cписок агентов влияния Кремля — трамплин в эстонскую политику?
Статья в Eesti Ekspress о деятельности в Эстонии Управления по развитию межрегиональных и культурных связей при Администрации президента РФ вызвала довольно широкий резонанс.
Почти официальной реакцией российской стороны можно считать статью, опубликованную на сайте Baltnews, являющегося структурным подразделением российского пропагандистского пиар-агентства «Россия сегодня». В этой статье утверждается, что публикация в популярном эстонском еженедельнике является результатом операции неких спецслужб: «На фоне перемен в руководстве главного стратегического союзника Эстонии – США – спецслужбы решили напомнить о своей преданности прежнему курсу, слив данные о неугодных лицах в еженедельник Eesti Ekspress. А тот, в свою очередь, для прикрытия сослался на связанный с российской внепарламентской оппозицией и, предположительно, западными спецслужбами ресурс dossier.center». Никаких обоснований в пользу данного предположения не приводится.
В том же духе отреагировали, главным образом в соцсетях, и некоторые лица, фигурирующие в обнародованном списке потенциальных агентов влияния России.
Так, советник депутата Европейского парламента Яны Тоом Николай Речкин, публично выступающий под псевдонимом «Караев», сообщил, что он просто «попал под (контр)разведывательную лошадь». Что имеется в виду под художественным образом лошади Караев-Речкин не уточнил.
А обозреватель отдела спецпроектов газеты «Комсомольская правда» Галина Сапожникова, которая, как указывалось, и составила данный список, написала в Facebook, что если бы она «действительно что-то писала, то в подобном списке однозначно присутствовали бы иные фигуры». Какие именно фигуры Сапожникова не написала.
Стоит отметить, что у самой Тоом довольно запутанные отношения с Сапожниковой. Журналист Павел Иванов в одной из своих статей в русском Postimees писал: «Вспоминаю один примечательный случай уличения «коллег» во лжи и злонамеренной провокации. Когда Яна Тоом была столичным политиком, она написала открытое письмо Галине Сапожниковой, тоже как бы «своей» журналистке газеты «Комсомольская правда», с требованием прекратить писать вранье о Эстонии».
В то время Тоом работала главным редактором таллиннского муниципального издания «Столица», где она и опубликовала свое обращение к Сапожниковой, в котором, в частности, констатировала: «Профессия журналиста предполагает соблюдение ряда этических норм. А профессия, при которой правда перемешивается с ложью с целью сформировать к объекту определенное отношение, не только опирается на другие нормы, но и носит другое название». В ответ Сапожникова заподозрила Тоом в сотрудничестве с КАПО.
Казалось, что отношения между двумя женщинами испорчены окончательно и навсегда. Но в действительности все оказалось не так просто.
Сапожникова продолжила свою деятельность по формированию к объекту, то есть к Эстонии, определенного, то есть крайне негативного, отношения. Один из последних примеров – выступление Сапожниковой на портале Sputnik, в котором она обвинила Эстонию в «расшатывании» ситуации в России. Выражается это в том, что эстонцы якобы навязывают малым народам России, прежде всего удмуртам, «идеи об их трагическом положении и дискриминации». В интерпретации Сапожниковой, центром подрывной деятельности Эстонии против России стала удмуртская деревня Алнаши, куда слишком часто приезжают эстонские делегации. В результате Сапожникова приходит к умозаключению, что голос эстонцев звучит в некоем хоре: «Здесь что-то выкрикнул Киев. Там сделал заявление Брюссель. Тут что-то вякнул про трагическую ситуацию с малыми народами Страсбург. Получается такая полифоническая история, за палочки которой дергает некий кукловод». Кто этот кукловод и где он сидит в Эстонии, Сапожникова не уточняет.
А что касается Тоом, то после избрания депутатом сначала Рийгикогу, а затем Европейского парламента она замирилась с Сапожниковой. Об этом, в частности, свидетельствует участие Тоом в мероприятиях, проводимых в Эстонии т.н. «медиа-клубом» «Импрессум», которым руководит Сапожникова. Заинтересованность Сапожниковой в привлечении Тоом к деятельности «Импрессума» очевидна, поскольку участие в его мероприятиях члена Европарламента автоматически придает больше солидности этому «медиа-клубу». Для Сапожниковой это очень важно, поскольку не только эстонские, но и русскоязычные СМИ Эстонии утратили интерес к этому «Импрессуму», мероприятия которого превратились в посиделки в узком кругу фактически одних и тех же персон, которые перемалывают фактически одни и те же постулаты российской пропаганды.
При этом не совсем понятна мотивация действий Тоом, которая ранее пафосно заявляла, что ей не нравится, когда ее используют или ею манипулируют. Вместе с тем, она явно стремится к поддержанию добрых отношений с Сапожниковой. В качестве иллюстрации этого стремления можно привести статью на сайте «Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека», в которой отмечалось, как Тоом лично звонила Сапожниковой для того, чтобы выразить возмущение недопущением в Эстонию одного из спикеров «Импрессума» из России. При этом цитировались слова Тоом о том, что «эстонские власти явно стали злоупотреблять своим правом объявлять известных россиян персонами нон грата».
А возвращаясь к почти официальной реакции российской стороны на статью в Eesti Ekspress о потенциальных агентах кремлевского влияния, то российский пропагандистский сайт Baltnews сделал неожиданный вывод о том, что «публикация подобных списков служит указанием на достойных представителей русскоязычной общины Эстонии» и «вероятно, даст им шанс реализоваться в политике».
Eesti Päevaleht, 11.12.2020.