Угасание российского этноса
Уже седьмой год в СМИ Украины обсуждается вопрос о способах возвращения под украинский суверенитет временно оккупированных Россией Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Суть этих обсуждений сводится к необходимости наращивания сил (в том числе и военных) украинского государства в ожидании благоприятного исторического момента, когда Россия начнет сама разваливаться. И тогда у Украины появится возможность восстановить контроль над всеми историческими и этническими украинскими землями, которые сейчас пребывают в составе Российской Федерации.
В этих дискуссиях иногда упоминается русский историк, географ и этнолог Лев Гумилев. Точнее его учение об этногенезе, изложенное в его фундаментальном труде «Этногенез и биосфера земли». С недавних пор эту книгу можно прочитать и на эстонском.
Если очень кратко, то теория этногенеза Гумилева сводится к тому, что этносы в своем развитии проходят три стадии: зарождения, расцвета и угасания (hääbumine). Понятие этнос более широкое и содержательное, чем нация, т.е. этническое происхождение, и народ, т.е. принадлежность к гражданам определенного государства. По Гумилеву, этнос – это общность людей, которым присущи схожие образ мысли, склад психики и стереотип поведения.
Для лучшего понимания приведу один конкретный пример. После начала агрессии России против Украины некоторые русские, граждане Украины, радостно приветствовали «зеленых человечиков». Вместе с тем, многие украинские русские встали на защиту своей родины, проявляя героизм и отдавая жизнь за независимость Украины. С другой стороны, и некоторые этнические украинцы хотят, чтобы Украина превратилась в провинцию России. Таким образом, люди одной национальности, формально составляющие один народ, могут принадлежать к разным этносам, в приведенном примере, — к украинскому и российскому.
Гумилев убедительно доказал, что средняя «продолжительность жизни» этноса составляет примерно одно тысячелетие с погрешностью в 100-200 лет. После этого крупные этносы (например, византийский, ангкорский, османский и другие) распадаются на более мелкие. Или же наоборот несколько небольших этносов составляют более масштабный этнос. Например, объединение прусов, саксонцев, баварцев и пр. в единый германский этнос произошло лишь в 19-м веке. Иногда новые этносы сохраняют название прежних. Например, нынешний Китай имеет к двухтысячелетней давности царству Цинь точно такое же отношение, как Италия – к Римской империи, то есть практически никакого.
Теория этногенеза помогает лучше понять современные процессы. Так, то, что происходит сейчас в Великобритании и Испании, то есть стремление к независимости, соответственно, Шотландии и Каталонии, является проявлением угасания британского и испанского этносов. Оба этих этноса зародились почти одновременно, примерно в 11-м веке, через триста лет они достигли расцвета и несколько веков господствовали в мире, а в 19-м столетии вступили в стадию угасания. А нынешнее доминирование США в мире во многом объясняется тем, что североамериканский этнос, начавшийся формироваться в 17-м веке, сейчас, в 21-м веке вступил в стадию своего расцвета.
Что касается российского этноса, то он начал формироваться в 13-м веке, когда северо-восточные территории киевско-руського этноса были присоединены в качестве автономных княжеств к монголо-татарской конфедерации под названием Золотая орда. Расцвет российского этноса пришелся на период после «освобождения от монголо-татарского ига», то есть на 16-й, 17-й и 18-й века. В 19-м веке Российская империя все больше превращалась в одно из наиболее отсталых государств Европы. Окончательный надлом российского этноса (революция и гражданская война) произошел в начале 20-го века. А коммунистическая диктатура лишь на несколько десятилетий затормозила угасание российского этноса.
В настоящее время этот процесс угасания ускорился, чему способствует и то обстоятельство, что Россия со всех сторон окружена молодыми пассионарными (по терминологии Гумилева) этносами, некоторые из которых (украинский, турецкий) вступили в прямое противоборство с Россией. А другие ждут более благоприятных условий. Например, Япония, которая до сих пор не заключила с Россией (как и с СССР) мирного договора по итогам второй мировой войны. Думается, что объективно японские интересы не ограничиваются только тремя курильскими островами и половиной острова Сахалин, входившими ранее в состав Японии. Кстати, у Гумилева есть такое понятие, как реликтовые этносы, то есть этносы, процесс этногенеза которых в силу географических условий протекает крайне медленно или же вообще останавливается. Таков, например, этнос эскимосов, проживающих за полярным кругом. Таковым на протяжении многих веков был и закрывшийся на островах японский этнос. Формирование современного японского этноса началось во второй половине 19-го века. Чуть ранее начал формироваться и современный китайский этнос, который уже приступил к ползучему освоению обширных, почти безлюдных просторов Сибири.
В свете вышеизложенного возникает естественный вопрос о перспективах эстонского этноса. Поскольку эстонский этнос находится на заключительных этапах стадии формирования и еще не вступил в стадию процветания, то пока нет никакого смысла рассуждать о том, что станет с эстонским этносом через ориентировочно тысячу лет.
Eesti Päevaleht/Delfi, 07.02.2021.