Шут укропный

Предвыборная пропаганда Центристской партии базируется на постулате о том, что в Таллинне под руководством Эдгара Сависаара все замечательно и если бы кормчий центристов стал премьер-министром, то таллиннская благодать покрыла бы всю Эстонию.

Не буду вспоминать бездарное правление Сависаара на посту председателя Совета министров ЭССР на рубеже 80-90-х годов. Не стану упоминать школярские выходки Сависаара во время его кратковременного пребывания министром внутренних дел в середине 1990-х годов. Напомню относительно недавние деяния Сависаара в должности министра экономики и коммуникаций в составе правительства Андруса Ансипа.

Приведу один пример, отражающий в целом стиль деятельности Сависаара-министра. В 2006 году помпезно, по-фанфаронски, с песнями и плясками на острове Сааремаа был открыт глубоководный порт для приема круизных судов. Выступая на церемонии открытия министр экономики Сависаар напыщенно назвал Сааремааский порт «стройкой века». Стоит отметить, что та сависааровская «стройка века» весьма дорого обошлась налогоплательщикам. Изначальная смета строительства в 70 миллионов крон в конечном итоге увеличилась до 129 миллионов крон. Возможно, потому что Сааремааский порт возводила строительная фирма Merko Ehitus, с которой у руководства Центристской партии давние отношения взаимовыгодного сотрудничества. Недавно один из ответственных работников мэрии Таллинна, руководимой Сависааром, сел в тюрьму за получение взятки от все той же Merko Ehitus.

А в 2006 году Сависаар громогласно объявил, что Сааремааский порт даст работу, как минимум, 250 работникам, поскольку ежегодно будет принимать 30-40 огромных круизных лайнеров под завязку набитых богатыми туристами из стран Западной Европы. То, что это была пустопорожняя болтовня стало ясно довольно скоро.

В Сааремааском порту за год останавливается 3-4 круизных корабля, то есть в десять (!!) раз меньше, чем обещал Сависаар. За восемь лет (2006-2013) таковых кораблей набралось всего-навсего 25 штук. В Сааремааском порту нет ни одного постоянного работника, даже сторожа.

Сааремааский порт не стал, как уверял Сависаар, «новым мотором развития для островов». Огромные деньги налогоплательщиков под руководством министра Сависаара были выброшены коту под хвост. И этот случай убедительно свидетельствует о том, что Сависаар способен только балаболить, не неся никакой ответственности за свои слова.

Максимум, на что способен политик Сависаар – это дурацкие предвыборные трюки с целью привлечения симпатий наивных избирателей. Типа «торговли» на одном из таллиннских рынков картошкой, огурцами, морковкой, зеленью и тыквой, якобы собственноручно выращенными центристским вождем на своем хуторе.

 

 

 

 

 

 

 

В роли шута укропного Сависаар находится на своем месте – провинциального комика.

Запись в Без рубрики

«И взят был из песка…»

Жители и гости острова Хийюмаа более месяца могли наслаждаться произведениями искусства почти всех лучших художников по стеклу Эстонии. Организатор выставки Калли Сейн сама проживает на Хийюмаа, где и создает шедевры, «взятые из песка».

Выставка была развернута в примечательном и несколько уединенном месте – пасторате Рейги. Пасторат – это бывшая т.н. церковная мыза или, проще говоря, дом, в котором когда-то жили пасторы, служившие в находящейся неподалеку лютеранской церкви в деревне Рейги. Построенное в 18-м веке в стиле барокко здание пастората Рейги является местной архитектурной достопримечательностью и это несмотря на свое достаточно плачевное состояние.

Стоит отметить, что широкую известность это место получило благодаря рассказу «Пастор из Рейги» финской писательницы Айно Каллас, которая, будучи супругой видного эстонского дипломата, в 20-30-е годы прошлого века любила проводить летние месяцы на Хийюмаа, где черпала вдохновение для своего литературного творчества. Сюжет «Пастора из Рейги» основан на реальных событиях, произошедших в 17-м веке. Это история трагической любви жены пастора Катарины и дьякона Йонаса, любви, закончившейся с ударом топора палача.

В перспективе пасторат Рейги, вероятно, станет одним из центров культуры и искусств на Хийюмаа. Во всяком случае в отреставрированном виде это здание как нельзя лучше подходило бы для проведения выставок произведений высокого или, если хотите, элитарного искусства.

Фотогалерею с выставки художников по стеклу в пасторате Рейги можно посмотреть здесь.

Запись в Без рубрики

Сависаар с шестом

Источник: Eesti Ekspress

Неофициальный сокращенный и дополненный перевод с эстонского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В теле- и радиоэфир Эстонии будет запущена рекламная кампания танца на шесте под названием «Таллинн танцует вокруг Эдгара». За эту рекламу мэрия Таллинна заплатит более 50 тысяч евро.

По словам представителей таллиннской горуправы, речь идет о пропаганде танца на шесте как активного времяпрепровождения. Представитель департамента спорта Таллинна сказал, что деньги из горбюджета будут потрачены на то, чтобы призвать танцевать на шестах и тех, кто до сих пор не осмеливался этого делать.

По информации пресс-службы таллиннской мэрии, рекламным лицом кампании выбрали Эдгара Сависаара, потому что «режиссеры всегда ищут лица, которые продаются». Недавно [в предверии местных выборов] мэр Таллинна [явно страдающий от избыточного веса] удачно выступил в роли супер-звезды в рекламных роликах «Таллинн движется», пропагандировавших ходьбу с палками, [за которую таллиннская мэрия заплатила 50 тысяч евро].

Сам мэр Таллинна обосновал свое участие в рекламных кампаниях тем, что он занимается указанной деятельностью каждую субботу.

Запись в Без рубрики

Другой человек

В Кярдла, «столице» острове Хийюмаа, в старом здании бывшего портового склада, построенного еще в середине 19-го века, состоялся спектакль. Честно говоря, я не сразу сообразил, на какое грандиозное (не побоюсь столь высокопарного слова) представление я попал.

В спектакле по пьесе Петра Гладилина «Другой человек» играли звезды мирового театрального искусства.

Оксана Мысина – известная российская актриса театра и кино, театральный режиссер, радиоведущая, рок-певица. Честно напишу, что сейчас я очень далек от российской театральной жизни. Я не видел ни одного спектакля и ни одного фильма с участием Мысиной, не слушал программу, которая Мысина ведет на радио «Орфей», не слышал музыку рок-группы «ОКСи-РОКс», в которой Мысина выступает в двух ипостасях – певицы и скрипачки, ни разу не был в театральной студии в доме Булгакова, которой руководит Мысина. Но я верю многочисленным статьям в интернет-изданиях, из которых следует, что на сегодняшний день по всем параметрам Оксана Мысина – одна из лучших актрис России.

Ее партнер по кярдласкому спектаклю — Виталий Кравченко, тоже, судя по всему, замечательный актер, который, дебютировав в 1990 году в фильме «Дезертир» Одеской кинострудии, затем перебрался за океан, обосновался в Канаде, и с 1993 года регулярно снимается в американских кинофильмах и сериалах. Лучшие фильмы с участием Кравченко – «Хроники Риддика», «Воображариум доктора Парнаса», «Поцелуй со смертью», «Страх полетов», «Опасный человек», — как впрочем и нелучшие, я тоже не видел.

Третий участник спектакля – американский актер Кевин Гир также снялся в большом количестве фильмов в США, Канаде, Великобритании.

Эти три человека в течение часа великолепно, потрясающе разыграли спектакль на английском языке, на подготовку (репетиции) которого у них ушло всего три дня. Играли увлеченно, самозабвенно, вдохновенно в каком-то, извините, полусарае, с подручным реквизитом, перед тремя десятками зрителей. Я думаю, что с таким же накалом и самоотдачей они сыграли бы и для одного зрителя. Играли не ради денег (вход был бесплатный) и не ради славы (в зале находилась одна единственная журналистка из местной уездной газеты), а для собственного удовольствия.

Поставил спектакль выдающийся советский и российский актер, театральный режиссер, драматург и сценарист Сергей Коковкин. С творчеством этого человека у меня было личное соприкосновение.

Первую половину 1980-х годов я провел в Москве, будучи студентом МГИМО. В те годы я довольно часто ходил в театры, обычно с приятелями – вдвоем или втроем. «Стреляли», как правило, удачно лишние билетики перед началом спектаклей.

Таким способом я попал на спектакль «Пять углов», шедший в начале 80-х в театре им. Моссовета. По прошествии тридцати лет перипетии (сюжетные линии, игра актеров) того спектакля подзабылись и помнятся смутно. Но зато довольно отчетливо помнится то возвышенно-порхающее настроение, которое сопровождало меня, когда я на метро возвращался после спектакля в свою студенческую общагу на окраине Москвы.

И вот теперь я встретил автора пьесы «Пять углов» Сергея Коковкина на Хиюймаа и увидел потрясающую игру актеров в поставленном им спектакле. Мистика какая-то!

Впрочем, ничего мистического: на Хийюмаа уже в третий раз проходил эстонско-российско-американский театральный семинар «The Stage Island 2013».

Фотогалерею о «Другом человеке» можно посмотреть здесь.

Запись в Без рубрики

День кохвиков

Должно быть, ревнители чистоты русского языка возмутятся тем, что я вынес в название как бы жаргонное словечко. Наверное, по-научному его следовало бы назвать эстонизмом. Или что-то в этом духе. Подобные слова довольно часто встречаются в разговорной речи русскоязычных жителей Эстонии: «сайка», «полицейник», «максовать», «кюльмовато» и т.п.

 

Мне кажется, что именно это слово – кохвик (т.е. кафе) наиболее точно соответствует тому, что каждый год происходит в начале августа в городе Кярдла, «столице» острова Хийюмаа.

Люди, никогда не бывавшие в этот день в Кярдла удивляются, что в этом мероприятии такого притягательного?! Что особенного в том, что в один конкретный день количество «точек общепита» в де-факто курортном городке увеличивается сразу в несколько раз?

 

Дело в том, что все кафе можно разделить на три категории.

Во-первых, стационарные кафе, работающие в Кярдла круглогодично, которые в этот необычный день стараются попотчевать посетителей чем-то необыденно вкусненьким.

Во-вторых, походно-выездные палатки известных кафе и ресторанов (можно сказать брэндов) с материка: из Таллинна, Пярну, Тарту, Хаапсалу и некоторых других городов Эстонии.

В-третьих, самое привлекательное, что собственно и следует, по-моему, называть кохвиками. Это что-то похожее на пикники, которые хозяева частных домов, преобладающих в Кярдла, устраивают в своих дворах для всех желающих. Устраивают, конечно, не все, а только те, кто хочет и кому это нравится.

Это своеобразные клубы на свежем воздухе, где можно не только отведать пирожков и пирожных домашнего изготовления, но и пообщаться с людьми, полюбоваться морем, послушать песни в исполнении бродячих музыкантов (благо в этот день их в Кярдла много), потанцевать, поучаствовать в викторинах и прочих затеях. Для детей, естественно, предусмотрены особые развлечения.

Некоторые кохвики «закрываются» далеко за полночь, превращаясь в импровизированные «найт-клабы», в которых люди не только слушают музыку и танцуют, но и сами поют. Это единственная в году относительно шумная ночь в провинциально тихом Кярдла.

Фотогалерею о Дне кохвиков можно посмотреть здесь.

Запись в Без рубрики

Про ледниковое равнодушье

Проблема размещения ссылок на статьи с моего сайта в комментариях на портале «Дельфи» приняла хронический характер (см. здесь, здесь, здесь, здесь).

Знающие люди сообщили, что аналогичная практика «отлучения инакомыслящих от комментирования» широко распространена и на портале «Русской общины Эстонии», который возглавляет один из заметных активистов местного соотечественнического движения Александр Корнилов.

Надо отдать должное Корнилову, который в отличие от редакторов «Дельфи», честно объявил, что будет «банить ставящих ссылки на антироссийские порталы, сайты и страницы». При этом в худших традициях совагитпрома Корнилов ссылается на «появляющиеся в почте редакции просьбы [трудящихся] лишить права комментирования» того или иного комментатора.

Такой подход вообщем-то простителен бывшему милиционеру Корнилову, которому еще в советское время «предложили» уйти из органов из-за какой-то темной истории с иконами, конфискованными у контрабандистов (подробности здесь).

Но, я думаю, что самодурство Корнилова, возомнившего себя карликовым медиа-магнатом, простительно. Руководимый им сайт, по крайней мере, частично финансируется из российских источников, поэтому Корнилов и «банит» все ссылки, кажущиеся ему антироссийскими.

А вот чем руководствуется редакция русскоязычного «Дельфи»? Неужели решение «банить» указания на материалы с моего сайта обусловлено стремлением не допустить появления ссылок на статьи, в которых критикуется Центристская партия и ее вождь Эдгар Сависаар? Приближаются местные выборы и центристам во что бы то ни стало надо удержаться у власти в Таллинне. Ради достижения этой цели они уже сейчас приступили к гаденьким предвыборным махинациям по оболваниванию в первую очередь русскоязычных избирателей эстонской столицы.

В поисках ответов на поставленные вопросы в дебрях интернета я наткнулся на образцы стихотворного творчества главного редактора русскоязычного «Дельфи» Юлии Родиной. И там обнаружил строки, что называется, в тему. Заранее прошу прощения у любителей изящной словесности, но ничего лучшего по теме (да и вообще) в литературном наследии Родиной найти не удалось.

    

 

Я могу прокусить ледников равнодушье, взглянув на тебя!

Силуэт твой является в снах мне, как Демон!

Прошепчу и спугну: «Никогда не твоя!»

Никогда не вернешься к еще нерассказанным темам.

 

Интересно, почему хозяева «Дельфи» назначают главредами русскоязычной части портала девушек, способных льды зубами разгрызать?

И как постскриптум, специально для любителей изящной словесности стихотворные строки («в тему») совершенно иного качества.

Промозгла вся, продрогла до кости,

По венам ледниковое удушье.

Как вытерпеть, стерпеть, снести

Коварное, слепое равнодушье…

Запись в Без рубрики

Башня-рояль в Ласва

Несколько лет назад премия Эстонского фонда культуры и Эстонского союза архитекторов была присуждена группе архитекторов и дизайнеров, которые, по заказу управы волости Ласва, что в Вырумаа на юго-востоке Эстонии, превратили старую водонапорную башню в инфопункт и художественную галерею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказавшись в тех краях, я не упустил возможность посмотреть на это чудо архитектурно-дизайнерского искусства.

Заинтересовавшая меня башня находится в поселке Ласва. Когда-то это водонапорное сооружение подавало воду в колхозный свинарник. А сейчас это местная достопримечательность, туристический объект, популярный среди жителей и гостей Вырумаа.

Башня превращена в маленькую, но своеобразную художественную галерею. В дополнение к чисто практическому назначению башни, поскольку в расположенном там инфонункте можно получить подробную информацию о туристических возможностях и культурной жизни Вырумаа.

 

 

 

 

 

 

 

В двенадцатиметровой башне Ласва смонтирована уникальная в своем роде лестница. Ступени сделаны в виде клавиш рояля. Рядом натянуты струны и установлены «молоточки». Поднимаясь по лестнице, человек как бы играет на рояле ногами, наступая на ступени. Музыкальное звучание зависит от количества человек, поднимающихся и/или спускающихся по лестнице. Очень приятное развлечение не только для детей, но и для взрослых. Выходит, что каждый посетитель башни оставляет там свой музыкальный след.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даже не специалисту понятно, что реконструкция башни в Ласва – это образец высокого профессионализма с использованием оригинальных дизайнерских решений внутреннего оснащения башни, на крыше которой расположена небольшая смотровая терраса. Архитекторы и дизайнеры великолепно использовали акустические особенности башни. А удачная комбинация цветов, в которые выкрашены стены, создает оптическую иллюзию масштабной объемности внутреннего пространства.

В башне есть небольшая спальня, душ и кухонька. Эти минимальные бытовые удобства предусмотрены для странствующих художников, которые, привлеченные красотами юга Эстонии, могут жить и творить в Ласваской башне.

Запись в Без рубрики

Ставка на смуту 5

Еще в мае этого года я опубликовал статью «Ставка на смуту», в которой описал возможный сценарий действий Центристской партии в Таллинне накануне осенних муниципальных выборов: «Если все остальные партии и избирательные союзы объединятся против политического изгоя Сависаара (а так оно и будет), то многолетнему владычеству Центристской партии в столице Эстонии грозит конец. На практике это приведет к тому, что таллиннский мэр Сависаар превратится в «голодранца де-факто». А вся его подобострастная челядь лишится доходных мест в столичных стуктурах. Так что, Сависаару с его «придворной кликой» есть что терять. Во имя предотвращения столь «черного сценария» Сависаар и его приспешники готовы на многое, в том числе и на провоцирование (накануне муниципальных выборов) смуты в Таллинне».

Эта тема нашла живой отклик у читателей (см. здесь, здесь, здесь), один из которых напомнил, что  на одной из пресс-конференций работников таллиннской горуправы вице-мэр и член правления Центристской партии Калле Кландорф сказал, что перед предстоящими местными выборами в Таллинне может усилиться напряженность между эстонцами и русскими, которая «может эскалироваться в новую бронзовую ночь».

И вот новое косвенное подтверждение того, что руководство Центристской партии в своей предвыборной тактике на предстоящих местных выборах не исключает вариант массовых акций протеста, проще говоря, смуты со стороны  русскоязычных жителей Таллинна.

Один из активистов Центристкой партии, депутат Рийгикогу Хелмар Ленк, являющийся по совместительству одним из ведущих юмористической, по сути и по форме, передачи «Медиа центр-пункт», выходящей в эфир на муниципальном Таллиннском телевидении, предрек, что «на наши улицы может выйти пара тысяч русских, которые потребуют демократии и устроят переворот».

Необходимо отметить, что Таллиннское телевидение, которое теоретически должны бы информировать телезрителей о городских делах эстонской столицы, является рупором разнузданной пропаганды Центристской партии. Общественно-политические передачи на Таллиннском ТВ выстраиваются по худшим образцам совагитпрома. А само это, так сказать, телевидение все отчетливее становится не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором предвыборной кампании Центристской партии, прежде всего, в Таллинне.

 

 

 

 

 

Что у Эдгара Сависаара на уме, то у Хелмара Ленка (в центре) на языке.

Запись в Без рубрики

Почём сависааровский бройлер?

Моя статья о русскоязычных бройлерах Сависаара (см. здесь) вызвала повышенный интерес у читателей. В продолжение заданной темы я написал короткую заметку (см. здесь) о свежеиспеченном сависааровском бройлере – фигуристке Елене Глебовой.

После этого некоторые знакомые слегка пожурили меня, мол, чего это я цепляюсь к девушке, которой скоро заканчивать спортивную карьеру и которой надо думать о благоустройстве своей дальнейшей жизни. И что плохого в том, если «добрый» дядюшка Эдгар пристроит Лену куда-нибудь по политической линии.

По большому счету мне абсолютно все равно, как девушки и юноши устраивают свое бытие после спорта. Главное, чтобы они не делали это за чужой счет. А с Глебовой пока что получается как раз наоборот.

Через пару месяцев после ее вступления в возглавляемую Сависааром Центристскую партию стало известно, что из резервного фонда мэрии Таллинна Глебовой на подготовку к зимней олимпиаде 2014 года в Сочи выделено десять тысяч евро. Только очень наивные люди не увидят прямую взаимосвязь между этими двумя событиями. Элементарная сделка по схеме «ты – мне, я – тебе».

Любитель молоденьких девушек мэр Таллинна Эдгар Сависаар мог бы проспонсорировать фигуристку из собственного кармана. Но ведь он делает это за чужой счет, за счет таллиннских налогоплательщиков, у которых никто и не подумал поинтересоваться, согласны ли они оплачивать заграничные тренировки Глебовой, которая, прямо скажем, звезд с неба не хватала и уже никогда не схватит.

Запись в Без рубрики

Фольк в Вильянди

Фестиваль музыки в стиле фольк в уютном городке Вильянди, раскинувшемся на берегу живописного озера в центральной Эстонии, давно уже приобрел международное измерение. И не только потому, что среди спонсоров фестиваля немало зарубежных фирм, организаций и учреждений. Великолепные фольк-музыканты со всего мира почитают за честь получить приглашение приехать в конце июля в Вильянди. Не говоря уж о местных артистах из Эстонии.

В этом году зарубежных музыкантов было особенно много. И хотя в течение четырех дней (и трех ночей) лучшие из лучших давали, как правило, по два концерта (на разных площадках), но все равно увидеть и услышать всех, кого хотелось так и не получилось.

Например, остался за кадром потрясающий ансамбль духовых инструментов Fanfare Shukar из Румынии, состоящий из десяти мужчин-родственников. Когда-то они начинали с того, что играли на народных гуляниях в румынско-цыганских деревнях. А теперь Fanfare Shukar выступает в самых престижных концертных залах мира.

К сожалению, из-за огромного наплыва желающих не удалось попасть во двор Вильяндиского музея, где под покровом ночи выступал дуэт Tungan из Швеции. Два молодых человека, используя электронные и акустические музыкальные приспособления, специализируются на танцевальной музыке шведского андерграунда. Оказывается есть и такая!

Соседи Эстонии были представлены инструментальным ансамблем Runorun из Финляндии, исполнительницей удмуртских и бесермянских песен Марией Корепановой из России и Лаймой Яансоне из Латвии, играющей имповизационную музыку на цитре.

Сильное впечатление произвел инструментальный ансамбль Triskel из Ирландии. Как известно, ирландцы утратили свой язык, постепенно перейдя на английский. Но свою оригинальную, исконно ирландскую музыку бережно сохраняют и даже лелеют.

Китайский музыкант Ванг Ли считается одним из лучших исполнителей на коусяне. Именно так у китайцев называется музыкальный инструмент, имеющийся практически у всех народов мира и называющийся поэтому по-разному. Например, у якутов – хомус, у норвежцев – мунхарпа, у украинцев – дримба, у казахов – шанкобыз и так далее. По-русски этот воистину космополитичный музыкальный инструмент называется варган. Говорят, что Ванг Ли, достигший невиданной виртуозности игры на коусяне благодаря специфической китайской технике дыхания, способен вводить слушателей в транс. Не знаю, как насчет транса, но на концерте Ванг Ли в какой-то момент появилось ощущение, что сознание начинает приобретать какое-то медитационное осязание.

По-моему, что-то похожее происходило со слушателями и на концерте трио Joji Hirota из Японии. Удивительно, как вообще возможно в течение полутора часов держать в постоянном напражении аудиторию, стуча в барабаны!? Но у японцев это получалось легко, естественно и красиво.

Классическая оттоманская, ритуальная музыка, лишенная ярко выраженной эмоциональной окраски, ансамбля Nevbahar из Турции, что называется, на любителя. Конечно, любопытно посмотреть на вертящихся дервишей-суфидов, но… Это был единственный концерт, который мы с женой покинули до его окончания. Хотя, возможно, на концертной площадке, под жгучими лучами полуденного солнца, просто было очень жарко.

Приятное впечатление произвела бэнд-группа Buda Folk из Венгрии, не имеющая к буддизму никакого отношения. Молодые парни и одна девушка азартно пели под танцевальные мелодии Трансильвании. Хотя, в какой-то момент показалось, что венгерским музыкантам не хватает вдохновения, которое они пытались компенсировать демонстративной эмоциональностью.

Если говорить об «изюминках» вильяндиского фолька этого года, то таковых, на мой вкус, было три.

Ансамбль Veja из Хорватии, не типичный представитель т.н. балканской музыки. Хорватские музыканты по своему, как-то уж очень по особенному передали очарование Балкан.

Ансамбль Pamyua из США, точнее с Аляски, состоящий из представителей малочисленной (около тридцати тысяч человек) народности юпики. Артисты пели и танцевали практически без музыкального сопровождения, если не считать таковым ритмичные удары в бубны.

Ансамбль Manganiar из Индии. От индийских музыкантов-мусульман, исполняющих индуиские и буддийские мелодии, исходил мощный энергетический импульс, завораживавший слушателей.

Фотогалерею с вильяндиского фолька можно посмотреть здесь.

Запись в Без рубрики