«Неделица» — 72. О политической распущенности Хельме и Тоом

Когда председатель Центристской партии Юри Ратас сколачивал свой нынешний потешный кабинет министров, тоя говорил, что это будет самое балаганное правительство в истории Эстонии. Этот прогноз полностью оправдался.

Не проходит и недели, чтобы папа Хельме вместе с сыном Хельме что-нибудь да не учудили. Естественно, при попустительстве Ратаса, который клятвенно всех заверял, что он будет крепко держать чудиков из ЭКРЭ в узде и не позволит им говорить, а тем более делать что-то непотребное. Как видно, это были пустопорожние заверения, поскольку по-прежнему Март Хельме ведет себя как слон, в Мартин Хельме, соответственно, как слоненок, в посудной лавке.

Политические забавы семейства Хельме не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд. Их чудачества вынуждают многих людей задавать элементарный вопрос: а что, разве так можно?

Разве можно оскорблять всех подряд, постоянно врать – и тебя позовут в члены правительства? Оказывается, что можно. Разве может министр внутренних дел, который по определению обязан стоять на страже законности и порядка, оставаться в правительстве после того, как он незаконными методами попытается уволить неугодного ему чиновника? Оказывается, что может. Разве можно демонстративно плевать на общественное мнение и получать от этого удовольствие? Оказывается, что можно.

Разнузданная политическая распущенность вождей ЭКРЭ постепенно обволакивает и их союзников-партнеров из Центристской партии.

Разве можно, как это делает депутат Европейского парламент Яна Тоом, как человек осуждать избиения росгвардейцами мирных демонстрантов в Москве, а как политик – нет? Разве можно, как это вместе с Тоом делают многие ее однопартийцы, одновременно театрально выказывать неприязнь к ЭКРЭ и в то же самое время делать все для того, чтобы удержать экрэистов в правительстве? Оказывается, что можно. Все можно. Нет никаких сдерживающих морально-нравственных императивов.

Теперь уже очевидно, что ЭКРЭ и Центристская партия – это два сапога пара. Они уже не могут друг без друга, поскольку только вместе они способны удержать власть, в которую они вцепились мертвой хваткой. И ради этой власти они отбросили, как ненужный хлам, даже самые элементарные политические приличия.

И тут опять встает вопрос: а что, разве так можно? Я думаю, что нельзя. И, судя по социологическим опросам, так думает и большинство адекватных и вменяемых жителей Эстонии.

Эфир «Радио 4» от 25.08.2019.

Запись в Oleg

«Неделица» — 71. Украинское счастье

Хотелось бы вспомнить выборы в Украине. Тем более, что с момента избрания президентом Украины Владимира Зеленского прошло достаточно времени для того, чтобы окончательно убедиться в том, что Зеленский имеет очень смутное представление о том, что он должен делать на посту главы украинского государства. Пока лучше всего у Зеленского получается читать по бумажке кем-то заранее написанные для него тексты. Как только Зеленский переходит на экспромт, то тут же у него начинаются проблемы с самовыражением.

В ходе предвыборной кампании в Верховную Раду Зеленский ездил по Украине и в стиле белорусского батьки Лукашенки измывался над местными чиновниками. Такое поведение, естественно, очень нравится широким массам населения. Сейчас это прекратилось, потому что, во-первых, парламентские выборы прошли, а во-вторых, Зеленский нарвался на мэра Киева Виталия Кличко, который демонстративно проигнорировал и Зеленского, и всю его «зэ-команду». Конфликт Зеленского с Кличко показывает, что ничем хорошим президентство Зеленского лично для него не закончится, и не только потому, что клоуну тяжело тягаться с боксером.

Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины по сути стали третьим туром президентской кампании. Большинство людей проголосовало за кого попало, выдвинутых зеленской партией «Слуга народа». В результате в украинский парламент попали свадебные фотограф и тамады, ресторанщики, более двух десятком безработных, артисты легкого жанра и много другой подобной публики. Это дает основание полагать, что нынешний состав Верховной Рады будет самым веселым в истории Украины.

Некоторые обозреватели предсказывают, что нынешний парламент будет и самым дешевым в истории Украины. В том смысле, что олигархам понадобится наименьшее количество денег на оплату услуг новоиспеченных депутатов. В виду имеются, прежде всего, давний покровитель Зеленского Игорь Коломойский, Ренат Ахметов, сколотивший состояние в эпоху, когда на Донбассе господствовали организованные бандитские группировки, и Виктор Пинчук, кто не знает, это зять бывшего президента Украины Леонида Кучмы. По данным некоторых украинских СМИ, именно этот олигархический триумвират отфинансировал избирательные кампании и самого Зеленского, и его «Слуги народа».

Понятно, почему многие избиратели проголосовали сначала за Зеленского, а затем – за его квази-партию. Людям до чертиков надоели коррупция, слабые темпы экономического развития, медленная интеграция Украины в общеевропейский контекст. Поэтому на выборах избиратели и показали, образно выражаясь, фигу прежней политической элите Украины. И это необходимый этап, через который Украине надо пройти. А чтобы все окончательно стало хорошо, украинским избирателям еще предстоит понять, что на выборах надо голосовать не против чего-то, а за кого-то разумного.

Недавно я разговаривал со знакомы россиянином, обсуждали в том числе и ситуацию в Украине. И он сказал: «Какие украинцы все-таки счастливые!» Я возразил: «В чем их счастье? В том, что они президентом выбрали себе клоуна?» Мой собеседник продолжил: «Олег, тебе, живущему в свободном и демократическом обществе, это трудно понять. Да, украинцы выбрали президентом клоуна, а могли выбрать музыканта – кого захотели, того и выбрали! В отличие от россиян, у украинцев есть право выбора, а значит – и будущее».

По большому счету, мой российский знакомый, конечно же, прав. У украинцев есть главное – свобода и демократия, а это залог того, что в конченом итоге все у них получится.

Эфир «Радио 4» от 18.08.2019.

Запись в Oleg

Viljandi Folk 2019

Уже двадцать семь лет подряд в конце июля в небольшом южно-эстонском городе Вильянди проходит крупнейший и старейший в Северной Европе фестиваль фолк-музыки. В этом году своим присутствием фестиваль почтила президент Эстонской Республики Керсти Кальюлайд, которая в приветственной речи, в частности, сказала: «Обычно о фолк-музыке и старинной народной музыке говорят терминами прошлого. Но Вильяндиский фестиваль сделал из фолк-музыки будущее для Эстонии». Подтверждением истинности слов главы эстонского государства стало то обстоятельство, что т.н. «молодежные абонементы», которые дешевле обычных, были раскуплены в считанные часы после начала их продажи.

В течение четырех дней 70 концертов основной программы посетило почти 25 тысяч человек. Среди них были не только жители Эстонии, но и зарубежные гости. Традиционно больше всего из Финляндии, Швеции, Германии и Великобритании. А также, из многих других стран, в том числе и весьма далеких. Так, в этом году по интернету абонементы на концерты фестиваля покупались в Сингапуре, Новой Зеландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Индонезии, Израиле и Южно-Африканской Республике.

Естественно, что просто физически невозможно посетить все концерты. Поэтому каждый выбирает то, что ему больше по душе. Лично меня в Вильяндиском фестивале более привлекают зарубежные исполнители. Ну и, конечно, яркие эстонские фолк-музыканты.

Например, непритязательный, но очень искренний женский ансамбль Naised köögis, то есть «женщины на кухне». Молодые женщины поют в стиле, я бы сказал, городского романса, рассказывая слушателям простые, веселые и грустные, порой абсурдные истории о непростой женской доле.

Или очень популярный сейчас среди эстонской молодежи вокально-инструментальный ансамбль танцевальной музыки Agnus, творческое кредо которого можно определить как поп в стиле фолк. Или наоборот.

А неожиданным открытием фестиваля этого года стал дуэт Riffarrica, рожденный в творческом содружестве ударника Кристьяна Прикса и самобытного аккордеониста Кульно Мальвы. Оба уже старожилы эстонской фолк-музыки. Но то, что они сделали сейчас, не вмещается ни в какие рамки. Это очень напористый, порой агрессивный и не терпящий возражений, по настоящему мужской «фолк с мускулами».

С добротными, хотя и несколько привычными, а потому не вызывающими восхищения с придыханием, композициями выступили Lena Jonsson Trio из Швеции и April Verch Band из Канады. Обе очаровательные исполнительницы продемонстрировали виртуозное владение скрипкой под аккомпанемент гитары и контрабаса.

К этой категории можно отнести и французское Trio Durand Millet Raillard, в составе которого явно не хватает красивой девушки.

Безусловно интересным и запоминающимся был концерт британского исполнителя Sam Lee, которого в Великобритании называют самым инновативным фолк-певцом. Он пел в спокойной, сдержанной и даже скромной манере, которая, наверное, более подходит для малого зала, а не для большой концертной площадки.

В камерном зале свою музыкально-лечебную программу представил дуэт Drukmo Gyal Dakini, происхождение которого в концертной программке Вильяндиского фестиваля было политкорректно обозначено как Китай/Тибет. Певица и целительница Drukmo Gyal исполняла целительные тибетские мантры под аккомпанемент традиционной тибетской музыки в исполнении Gonpo WangGyal. Трудно определить, насколько тибетские мантры и музыка исцелили души и тела слушателей. Но наверняка они приятно провели полтора часа в состоянии то ли полу-транса, то ли полу-медитации.

Еще один коллектив из Китая – Choor представил на суд зрителей народное творчество кочевников Внутренней Монголии. Артисты и играли преимущественно на старинных монгольских музыкальных инструментах, и пели на древнемонгольском языке. Во время их концерта даже на мгновение не возникло сомнения в том, что это и есть архаичные мелодии и напевы бескрайних степей Центральной Азии.

Еще одним экзотическим представлением для эстонской публики стало выступление Moradokmai Theatre Community из Таиланда. На хорошем профессиональном уровне тайские артисты и артистки познакомили зрителей-слушателей с основами музыкально-театрального искусства Таиланда. Хотя, на мой субъективный вкус, электрогитара и пластмассовый саксофон не очень органично сочетались с традиционными тайскими музыкой и песнопениями. Как и акробатические упражнения — с традиционными тайскими танцами.

Финский оркестр Orivesi All Stars поразил не только своей массовостью. На довольно обширной сцене с трудом разместились около ста музыкантов, как профессионалов, так и любителей, в возрасте 8-85 лет. Удивило даже не то, насколько слаженно играли музыканты. В конце концов, если кто-то и сбивался с ритма, то этого все-равно никто не слышал. Поразило то, как музыка объединяла в едином вдохновенном порыве людей разных возрастов, профессий и темпераментов.

Очень красивым получился концерт коллектива Tautumeitas из Латвии. Шесть то ли нимф, то ни фей искусно пели многоголосые народные латышские песни. Девушки очень удачно выбрали название для своего ансамбля – «дочери народа» в переводе с латышского. Слушать их хотелось бесконечно долго.

А ноги сами просились в пляс под музыку венгерского ансамбля, руководимого музыкантом и сказателем András Berecz. Он много пел, а в перерывах между песнями рассказывал всякие веселые и поучительные истории, пронизанные многовековой народной мудростью.

Наиболее красочным выдался концерт дуэта Puuluup («деревянная лупа» в переводе в эстонского). Рамо Тедер и Марко Вейссон играют на почти забытом древнем музыкальном инструменте – хийуской каннеле (арфе). Этот архаичный музыкальный инструмент когда-то незапамятно давно придумали на эстонском острове Хийумаа. На вид это очень простой инструмент. Но Рамо и Марко «выжимают» из него невозможное и даже намного больше. А кульминация на их концерте наступала тогда, когда на сцену вышли африканцы и стали петь свои африканские песни под аккомпанемент хийуской каннели. Вышло удивительное звучание, и трогательное до слез.

Африканцы были из Ганы, музыканты ансамбля King Aysoba. Aysoba – это имя руководителя и вдохновителя ансамбля, известного в мире как король колого – распространенного в Западной Африке музыкального инструмента, сделанного из высушенной тыквы. Говорят, что в Африке Aysoba называют «музыкальным жрецом», потому что в своих песнях он воспевает добро и порицает зло. Не знаю, как на самом деле, потому что слов, естественно, не понял. Но музыку ганцы играли колдовскую, шаманскую, завораживающую и возносящую куда-то очень далеко, в заоблачные дали.

А закончить этот далеко не полный обзор концертной программы фестиваля этого года хотелось бы более спокойно. В лютеранской церкви Вильянди, где проходил концерт международного трио в составе Лаймы Яансоне, играющей на латышском щипковом музыкальном инструменте кокле, литовца Саулиуса Петрейкиса, играющего на различных флейтах, и Андре Маакера, который по праву считается одним из лучших джазовых гитаристов Эстонии. Пересказывать музыку дело явно неблагодарное. Тем более, музыку трепетную и нежную, возвышающую на суетностью повседневной обыденности. И это тоже фолк, только очень необычный.

Фотогалерею Viljandi Folk 2019 можно посмотреть здесь: https://samorodni.eu/kalli/vikjandi-folr-2019/

Запись в Oleg

Монополия российской пропаганды в Эстонии. В отличие от Литвы и Латвии.

Российские, так называемые федеральные, а по существу государственные телевизионные каналы, полностью контролируемые Кремлем, на протяжении многих лет являются главными инструментами формирования умонастроений населения России. И сейчас эти телеканалы по-прежнему остаются основными источниками информации для превалирующего большинства россиян.

Однако гипнотизирующее воздействие телевидения на образ мышления жителей России постепенно утрачивает свою силу. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования «Российский медиаландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети», проведенного российским социологическим «Левада-центром». Результаты исследования опубликованы на сайте Finanz.ru.

Если десять лет назад главным источником информации для 94% россиян было телевидение, то теперь таковых — 72%. Отмечается снижение доверия россиян ко всем федеральным телеканалам. Больше всего «пострадал» «Первый канал», клоном которого в странах Балтии является «Первый балтийский канал». За последний год доверие россиян к «Первому каналу» снизилось с 72 до 47 процентов. Менее половины россиян — 48% — доверяют телеканалу «Россия 1», год назад таковых было 57%. Доверие к телеканалу НТВ снизилось с 44 до 36 процентов, а к РЕН ТВ – с 21 до 17 процентов.

Основными потребителями контента, в том числе и пропагандистского, российских федеральных телеканалов являются люди старше 65 лет, для 93% которых телевидение остается практически единственным источником информации. Среди россиян до 25 лет новостные и политико-пропагандистские передачи российских телеканалов смотрят 42%. Большинство молодых россиян в возрасте 18-24 лет черпают информацию из интернета, социальных сетей, видеоблогов, а также от друзей и родственников.

По мнению ряда обозревателей, снижение пропагандистско-манипулятивного воздействия российского телевидения, прежде всего, на молодежь стало одной из причин массовых акций протеста, прокатившихся по России этим летом. Основной протестный контингент составили юноши и девушки 18-20 лет, которые выросли при Путине, но которые не верят кремлевской пропаганде и хотят демократических, честных и свободных выборов.

Российские телеканалы являются основными инструментами распространения кремлевской пропаганды и на зарубежную телеаудиторию. Здесь имеются два варианта. Всевозможные заграничные разновидности российских федеральных телеканалов, вещающие на русском языке. А также англоязычный пропагандистский телеканал Russia Today, расширение ареала распространения которого входит в число приоритетов внешнеполитической деятельности России. Как практически это происходит можно проиллюстрировать на примере Камбоджи.

Я ежегодно посещаю эту страну. За последние два-три года я с удивлением обнаружил, что телеканал Russia Today стало возможным смотреть практически во всех отелях Камбоджи, чего раньше не было. Я поинтересовался у своих кхмерских друзей: почему российская пропаганда так широко расползлась по Камбодже? Кхмерские друзья разъяснили, что данный вопрос обсуждался в ноябре 2015 года в ходе визита в Камбоджу председателя правительства России Дмитрия Медведева.

И действительно на сайте правительства РФ я нашел перечень документов, которые были подписаны по итогам того визита. Среди них есть и соглашение о сотрудничестве между российским государственным предприятием «Международное информационное агентство „Россия сегодня“» и Министерством информации Камбоджи. Кроме прочего, этим соглашением предусматривается включение телеканала Russia Today в общедоступные пакеты операторов сетей кабельного телевидения Камбоджи. Как пояснили кхмерские друзья, на Камбодже «висит» долг России в 1,5 миллиарда долларов. Видимо, камбоджийские руководители надеются, что, удовлетворяя пожелания российской стороны, они могут рассчитывать на списание хотя бы части этого долга.

Естественно, абсолютному большинству кхмеров нет никакого дела до Russia Today. Но за год Камбоджу посещает несколько миллионов иностранных туристов. Именно на эту целевую аудиторию направлено пропагандистское воздействие телеканала Russia Today.

И еще одно наблюдение. Недавно я побывал в Литве. И там в двух отелях я имел возможность смотреть передачи русскоязычного телеканала «Настоящее время», редакция которого находится в Праге. Информационный телеканал «Настоящее время», который начал вещание два года назад, — это совместный медийный проект Радио «Свобода» и «Голоса Америки». На сайте Currenttime.tv сформулирована миссия телеканала: «Продвигать демократические ценности и институты, предоставляя аудитории новости без цензуры, ответственный обмен мнениями, открытое обсуждение проблем».

Помимо спутникового вещания, телеканал «Настоящее время», предоставляющий объективную информацию о положении в России и в других постсоветских странах, распространяется по сетям кабельного телевидения.

Согласно данным, обнародованным на российском сайте «Федеральное агентство новостей», в Литве телеканал «Настоящее время» имеется в пакетах восьми операторов кабельного телевидения, а в Латвии таковых – 16. В Эстонии же нет ни одного оператора кабельного телевидения, который предлагал бы своим клиентам телеканал «Настоящее время». В то же время русскоязычным телезрителям Эстонии доступны практически все российские федеральные пропагандистские телеканалы, прославляющие правление Путина.

И после этого мы еще удивляемся, почему эстонцы и русскоязычные жители Эстонии сосуществуют в разных информационных контекстах.

Eesti Päevaleht, 06.08.2019.

Запись в Oleg

От Пятса до ЭКРЭ

Публицист Михаил Петров на портале «Русское информационное поле» (Ruspol) привел занятные выдержки из учебника эстонского языка — Noor keelekasutaja III. 9 klassi eesti keele õpik, который в 2003 году выпустило издательство Künnimees. Грамматические правила эстонского языка авторы данного учебника — Астрид Аус и Маттин Эхала – проиллюстрировали примерами из исторического прошлого Эстонской Республики.

А именно: „Наш первый президент Константин Пятс получил из Москвы много денег“. Или без уточнения величины суммы: „Константин Пятс, наш первый президент, получил из Москвы деньги“. И далее последовал неожиданный вывод: „Константин Пятс как наш первый президент пример для всех“.


Что касается непростых отношений эстонских политиков с Москвой, то журналист Родион Денисов, ведший не так давно на Tallinna TV телепередачу „Monitor“, поминая государственного изменника Дениса Метсаваса, иронично написал в Facebook: «Начинаю серьёзно беспокоиться по поводу отца и сына Хельме. Уж очень их ура-патриотические лозунги схожи с той пургой, что нёс в соцсетях и СМИ тот самый Денис Метсавас». Напомню, что оказавшийся российским шпионом Метсавас неоднократно выступал в русскоязычных СМИ Эстонии с эстонско-патриотическими заявлениями.

Вообще российские СМИ частенько иронизируют над семейным тандемом Хельме. Так, комментируя предложение Хельме-старшего, озвученное им еще до вступления в должность министра внутренних дел, о необходимости введения перекрестной слежки трех эстонских спецслужб (КАПО, военной разведки и Департамента внешней разведки), обозреватель портала «Sputnik Эстония» Олег Леонтьев написал: «Воистину лучшего «подарка Кремлю» ещё не предлагал ни один эстонский политик. Ведь пока эстонские спецслужбы будут заняты слежкой друг за другом, следить, собственно, за Россией им будет просто некогда».

Трудно сказать, шутил ли проживающий в Эстонии российский музыкальный критик Артемий Троицкий, когда он в интервью питерскому порталу Fontanka.ru сказал: «EKRE — это отрыжка не нацистского влияния, а советского изоляционизма. Это, скорее, партия, которая наследует советский менталитет. Известно, что ни в одной эстонской политической партии нет такого огромного процента бывших коммунистов, как в EKRE. И почетным руководителем этой партии является Арнольд Рюйтель, который был последним из первых секретарей коммунистической партии Эстонии».

А вот член Центристской партии, тартуский книготорговец Игорь Розенфельд в беседе с корреспондентом российского пропагандистского сайта Baltnews вполне серьезно встал на защиту EKRE от советского и коммунистического влияния: «EKRE представляет собой эстонский консерватизм, а эстонский консерватизм такой же, как европейский. <…> Например, Национальный фронт Марин Ле Пен. Эти организации никаким советским наследием не являются. Это европейские националисты и представители правого толка. <…> Национальный радикализм существовал в Европе еще с начала XX века, то есть до Советского Союза, и Консервативная народная партия Эстонии является прямой наследницей именно тех политических сил и течений. EKRE – потомок досоветских движений, поэтому ей нравится 20-ая дивизия СС».  Невозможно без улыбки воспринимать попытки политолога и историка Розенфельда искать политико-идеологические истоки EKRE в начале двадцатого столетия, когда 20-й дивизии СС еще и в помине не было.

Также без усмешки невозможно вспоминать и видения главного редактора таллиннского муниципального издания «Столица» Александра Чаплыгина, который накануне последних выборов в Рийгикогу на портале Stolitsa писал, что в случае прихода к власти «арийцев из EKRE» «мне [то есть Чаплыгину] грозит если не расстрел, то пожизненное заключение».

После прихода EKRE в правительство ничего страшного с Чаплыгиным не произошло. Он по-прежнему живет на свободе и здравствует. А возглавляемая им «Столица» всячески оправдывает сотрудничество Центристской партии с EKRE, обосновывая разумность и необходимость этого противоестественного союза.

До смычки Центристской партии с Народной консервативной партией некоторую иронию по поводу EKRE позволял себе и ведущий телепередачи «Русский вопрос», финансируемой мэрией Таллинна и выходящей в эфир телевизионного «Первого балтийского канала» (ПБК) Александр Цукерман. Как-то Цукерман пригласил в эту передачу руководителя движения за умную и здоровую Эстонию Марию Кальюсте, чтобы та рассказала, «за что ее выкинули из EKRE». Кальюсте сказала, что ее исключили из EKRE, потому что она умеет «самостоятельно думать». На что, захихикав, Цукерман произнес: «Ну, теперь всё понятно». А еще в той передаче Кальюсте почему-то была представлена, как правнучка губернатора Москвы, который в 1812 году сжег Москву, чтобы не отдать ее Наполеону.

А вот журналиста издания «Postimees на русском» Ирина Каблукова по поводу EKRE, судя по всему, очень серьезно написала на своей страничке в Facebook: «Мы породили гадину. Я говорю «мы», потому что какие-то мысли EKRE понятны и где-то даже созвучны моим мыслям. И многим из нас. Я это точно знаю и понимаю. Когда-то я попросила коллег пристрелить меня сразу, как я закончу перевод интервью с Хельме-старшим, потому что мне импонировало кое-что (а если честно, то многое, поскольку это было до начала предвыборной кампании, и основная гадость придерживалась на сладкое) из того, что он говорил. Но я настаиваю – мы породили гадину, которая опасна в этом своем безудержном рвении рубить всю ту мерзость, о которой мы нет-нет, да подумаем. Слава Богу, в большинстве случаев не скажем, потому что успеем осознать, что это гадкие мысли, а еще лучше, если и осудим. Прежде всего, себя, потому что это мы породили гадину».

Этот пост Каблуковой появился в Facebook еще до того, как главным редактором Postimees стал Пеэтер Хельме.

Eesti Päevaleht, 09.07.2019.

Запись в Oleg

Sõru Jazz 2019

Эстонский остров Хийумаа опять встретил лето джазом. Камерный фестиваль джазовой музыки в двенадцатый раз прошел в лодочном ангаре небольшого порта Сыру.

В четырехдневную программу уместилось девятнадцать концертов. В избранном перечне хотелось бы упомянуть примерно половину из них. И не потому, что другая половина была хуже.

Интернациональный квартет в составе Яака Соояара (гитара), Алексея Круглова (саксофон), Михкеля Мялганда (контрабас) и Танеля Рубена (ударные) наверняка хорошо известен и любим российской публикой благодаря их джазовым интерпретациям классических произведений русских композиторов. Несколько лет назад российская фирма Art Beat выпустила третий альбом ансамбля The Mighty Five, состоящий из джазовых импровизаций на темы известных произведений композиторов «Могучей кучки». Альбом имел большой успех в Европе. Вероятно, именно это вдохновило музыкантов на продолжение темы русской классической музыки. В этом году в Сыру они самозабвенно импровизировали на тему бессмертной музыки Петра Чайковского.

Еще несколько звезд европейского джаза собрались в United Jazz Collective. Это латыш Денис Пашкевич (саксофон), русский Андрей Кондаков (клавишные), швед Рикард Мальмстен (контрабас) и эстонец Танель Рубен (ударные). Всегда очень любопытно смотреть и слушать, как музыканты из разных стран объединяются в единое целое в заданном мелодичном ритме. Они абсолютно не конкурируют между собой, гармонично (в прямом и переносном смысле) дополняя друг друга. Каждый из музыкантов старается представить своих коллег в наиболее выигрышном для них музыкальном контексте. А в итоге получается зачаровывающая джазовая феерия.

Очень любопытно отслеживать эволюцию пианиста Йоэля Реммеля, который вместе с Хейкки Реммелем (контрабас) и Рамуэлем Тафенау (ударные) прошли путь от сдержанного скандинавского джаза до динамичного диапазона эмоциональной музыки, включающей как острые, так и нежные чувственные композиции. Музыканты удачно разбавили свой изначальный несколько холодный североевропейский джаз веселыми ритмами более южных широт.

Созданный в 2015 году биг-бенд JT Conception представляет новое поколение эстонских джазовых музыкантов. Оркестр играет, в основном, композиции своего очевидного лидера бас-гитариста Яанно Трумпа. Чаще всего это джаз-рок. Много традиционного джаза. Иногда слышны мотивы музыки в стиле фолк-панка. И это, на мой вкус, наиболее интересный аспект творчество, безусловно, очень перспективного коллектива. Невозможно не отметить и виртуозное владение клавишными инструментами Мадиса Муули.

 

Практически всегда на Сыру Джаз выступают и совсем юные дарования, для некоторых из которых музыкальные подмостки лодочного ангара, возможно, станут стартовой площадкой в бескрайний мир джазовой музыки. В этом году зрителей порадовал своим пением вокальный ансамбль Kustikad из таллиннской гимназии Густава Адольфа, названной так в честь шведского короля, основавшего эту школу в 1631 году. Девочки и мальчики под управлением своего творческого руководителя Ли Таммерик мастерски исполняли многоголосные, порой весьма сложные произведения.

Безусловным украшением Сыру Джаза этого года стали концерты трех великолепных эстонских певиц.

Первой на сцену вышла Маарья-Лийс Илус, одна из наиболее популярных певиц эстонской эстрады. Она пела любимые народом песни, которые относятся к жанру поп-музыки, но в джазовом оформлении. Представила певица и чисто джазовые баллады. Творческий рост Маарьи-Лийс наглядно демонстрирует то обстоятельство, что до джаза надо дорасти что ли, дочувствовать и допеть.

У Кадри Вооранд, феноменально владеющей всеми нюансами своего божественно волшебного голоса, прорыв от салонно-академического пения к джазу произошел стремительно и триумфально. Сама себе аккомпанирующая на клавишных Кадри оказалась в своей стихии вместе с контрабасистом Михкелем Мялгандом. Внешне они очень разные натуры: Кадри – взрывно-эмоциональная, а Михкель – задумчиво-флегматичный. На этом контрасте и строится все их музыкально-драматическое представление.

Но более всего на Sõru Jazz 2019 меня поразило и взволновало магическое пение восходящей звезды эстонского арт-рока Анны Канеелиной, которая уже сейчас сияет ярко, порой даже ослепительно. Конечно, это не джаз как таковой. Это музыкально-мистическая исповедальность, когда певица не боится очаровывать слушателей ранимостью своих чувств. Порой пение Анны, отдающее первобытной дикостью, заставляет вздрагивать от бегущих по коже мурашек. От песен Анны веет неуловимой душевной мудростью, которая в силу молодости певицы не может быть наследием разнообразного и сложного жизненного опыта. Кажется, что Анна путосторонне поет на инстинкте своей естественной природной женственности.

Фотогалерею с Sõru Jazz 2019 можно посмотреть здесь: https://samorodni.eu/kalli/soru-jazz-2019/

Запись в Oleg

«Неделица» — 70. Как защитить Эстонию от дурака?

Я в технике не очень хорошо разбираюсь, поэтому с интересом выслушал на днях одного своего сведующего приятеля, рассказавшего мне о механизме, который используется в различных технологических системах и который технари меж собой называют «защитой от дурака». Суть этого механизма сводится к автоматической самоблокировке данной технологической системы, если она, так сказать, «почувствует», что ею управляет некомпетентный неадекват, а попросту говоря дурак.

Оговорюсь, что здесь я использую словосочетание «защита от дурака» исключительно, как технический термин.

В политической системе «защитой от дурака» является механизм сдержек и противовесов.

Например, американцы, погорячившись, выбрали президентом Дональда Трампа, который соблазнил многих избирателей своими ковбойскими замашками. Но ковбою Трампу не позволили буянить Конгресс, спецпрокурор, СМИ и прочие эффективно действующие институции американской демократии.

С другой стороны, украинцы, также погорячившись, выбрали президентом клоуна Владимира Зеленского, который, к великому изумлению и раздражению Путина, продолжает курс на евроатлантическую интеграцию Украины и на всеобъемлющее дистанцирование от России. Здесь, конечно, определенную роль играют и персональные предпочтения Зеленского. Но решающее значение имеет огромное влияние украинского гражданского общества, которое уже никому не позволит переменить внешнеполитические ориентиры Украины.

Что касается России, то там вообще отсутствует механизм «защиты от дурака», поэтому там все хотят, как лучше, а получается, как всегда.

А я вот подумал: какова в Эстонии «защита от дурака»? Так, поехал министр финансов Мартин Хельме в Люксембург на совещание министров финансов стран Евросоюза и понес там какую-то отсебятину, которую тут же был вынужден дезавуировать премьер-министр. Получается, что Юри Ратас выполняет функции механизма «защиты от дурака»? А какова тогда «защита от дурака» должности главы правительства?

У президента Эстонии нет для этого полномочий. В Рийгикогу сейчас превалирует молчаливо-послушное большинство, которое безропотно выполняет указания партбоссов партий правящей коалиции. Гражданское общество явно демонстрирует неприятие нынешнего правительства, о чем свидетельствуют как недавние выборы в Европарламент, так и социологические опросы. Но нашим нынешним правителям, похоже, абсолютно наплевать как на общественное мнение, так и на независимые средства массовой информации.

Так что, выходит, что в настоящее время в политической системе Эстонии механизм «защиты от дурака» или не работает вовсе, или же работает с серьезными сбоями.

Эфир «Радио 4» от 22.06.2019.

Запись в Oleg

«Неделица» — 69. ЭКРЭ не туда попала

Министры от Народно-консервативной партии Эстонии (ЭКРЭ)продолжают забавлять народ. Хотел написать «удивлять», но подумал, что чудачества этих персонажей уже никого не удивляют.

Краткосрочный министр внешней торговли и инфотехнологий Марти Куузик решил урвать максимум возможного у государства, подав в суд заявление с требованием выплатить ему более тридцати тысяч евро за полуторасуточное пребывание в статусе министра. Может быть, таким способом Куузик рассчитывает компенсировать грядущие неприятности, вытекающие из того обстоятельства, что прокуратура теперь уже официально предъявила Куузику подозрение в физическом насилии или же, если говорить проще, в жестоких избиениях своей теперь уже бывшей жены.

Министр внутренних дел Март Хельме отказался комментировать эту ситуацию. А вот его сын, министр финансов Мартин Хельме встал на защиту Куузика, объявив, что предъявленное Куузику подозрение – это некая «охота на ведьм». Хотя, если вина Куузика будет доказана в суде, то окажется, что он вовсе не ведьма, а примитивный домашний психопат.

Сменившая Куузика Керт Кинго, похоже, так еще и не поняла, на какой министерский пост она попала по воле своего партбосса Хельме-старшего. Она явно побаивается ездить за границу с рабочими целями, поскольку, судя по всему, выразимся мягко, очень плохо владеет иностранным языком, что для министра внешней торговли является явным признаком несоответствия занимаемой должности.

В оправдание своей профнепригодности Кинго решила сослаться на авторитет Леннарта Мери, объявив, что второй президент Эстонии якобы всегда говорил по-эстонски. Эту явную ложь экрэистского министра опровергли многие люди, знавшие и работавшие с Леннартом Мери, который свободно владел пятью иностранными языками – французским, немецким, русским, финским, английским, — поэтому всегда использовал язык удобный в данной ситуации для его собеседника. Помнится, и я как общался с ним на французском языке.

А что касается министров-экрэистов, то они производят нейтральное впечатление до тех пор, пока не начинают давать интервью и делать публичные заявления. Последним на этом поприще отличился министр сельской жизни Март Ярвик, который до попадания в члены правительства был официально зарегистрированным безработным, подрабатывавшим, по его словам, по ночам экскаваторщиком.

В интервью еженедельнику Eesti Ekspress Ярвик наговорил много всего всякого. Остается надеяться, что у него будет мало времени для того, чтобы наломать много дров в сельской жизни Эстонии.

Это относится и к другим министрам от ЭКРЭ.

Эфир «Радио 4» от 16.06.2019.

Запись в Oleg

Договоры о сотрудничестве с «Единой Россией» действуют — и еще как!

Юри Ратас неоднократно заявлял, что договор о сотрудничестве между Центристской партией и путинской квазипартией «Единая Россия» не имеет практического значения. Этот тезис председателя Центристской партии вызывает серьезные сомнения. А высказывания Ратаса о том, что данный договор уже не существует, поскольку он якобы все равно не выполняется, представляется сознательной попыткой ввести в заблуждение общественность Эстонии.

На официальном сайте «Единой России» изложена позиция заместителя секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Сергея Железняка, по словам которого, договоры «Единой России» с зарубежными партиями утрачивают силу лишь после того, как одна из сторон в письменном виде проинформирует другую о прекращении действия договора. Поскольку центристское руководство ничего подобного не сделало, то договор о сотрудничестве Центристской партии с «Единой Россией» является юридически действующим документом.

Руководители «Единой России» подписали договоры и соглашения о сотрудничестве с более, чем тридцатью зарубежными политическими партиями. Кремлю нужны эти договора для усиления российского влияния в соответствующих странах путем приведения к власти выгодных России политических сил.

Так, в 2005 году был подписан договор о сотрудничестве между «Единой Россией» и Партией регионов, находившейся в жесткой оппозиции к тогдашнему президенту Украины Виктору Ющенко, который взял курс на евроатлантическую интеграцию. Информационное агентство «Интерфакс-Украина» приводило заявление лидера Партии регионов Виктора Януковича о том, что тот договор был направлен на «укрепление стратегического партнерства между Украиной и Россией». А подписывавший договор от имени «Единой России» Константин Косачев высказался еще более четко: «Этот документ имеет важное политическое значение и выходит за рамки межпартийного сотрудничества».

Кроме того, Косачев сформулировал критерий, по которому «Единая Россия» выбирает зарубежные партии для сотрудничества: «Мы ориентируемся на контакты с партиями, которые близки нам идеологически, которые занимают конструктивную, прогрессивную позицию».

Россия активно поддерживала Партию регионов и персонально Виктора Януковича, который, став президентом, начал претворять в жизнь стратегическое партнерство с Кремлем, которое в конечном итоге завершилось вооруженной агрессией России против Украины.

Одно из последних соглашений о сотрудничестве «Единая Россия» подписала с молдовской Партией социалистов, которую ранее возглавлял теперешний президент Молдовы Игорь Додон, открыто ориентирующийся на Москву.

Подноготная этой сделки была подробно описана на молдовском портале NewsMaker: «Москва будет всерьез помогать президенту Игорю Додону в борьбе за реальную власть в Молдове». А председатель Партии социалистов Зинаида Гречаная выразила уверенность, что подписание официального соглашения между двумя партиями «окажет большую политическую поддержку социалистам».

Так и произошло. Российские телеканалы, свободно рентранслируемые в Молдове, стали активно поддерживать как Партию социалистов, так и персонально Додона. По этому поводу обозреватель портала NewsMaker написал: «Медийная поддержка России – еще одна разновидность инвестиций Кремля в Игоря Додона. До его избрания на президентский пост, и особенно после, российские государственные телеканалы освещают деятельность Додона исключительно в положительном ключе. Кроме того, Москва явно помогла Игорю Додону обзавестись необходимой медийной опорой в Молдове».

Конкретно это выразилось в том, что контролируемой членами Партии социалистов компании Exclusiv Media были переданы права на ретрансляцию в Молдове ряда российских телеканалов, после чего социалисты смогли размещать на этих телеканалах нужный им для привлечения избирателей местный политический контент.

Портал NewsMaker приводит экспертную оценку заместителя директора Института юридических и политических исследований Академии наук Молдовы Виктора Жука: «Цель российских политических и медийных инвестиций в Игоря Додона и в пропрезидентскую партию – победа социалистов на парламентских выборах. Только победа на них и получение большинства в парламенте позволит Додону получить реальные властные рычаги в стране. России это необходимо, потому что без реальной власти в руках социалистов, курируемых Москвой, невозможно говорить о возвращении Молдовы в российскую орбиту».

Политические и медийные инвестиции Кремля в нужную им партию принесли свои плоды. На парламентских выборах, прошедших в феврале этого года, большинство мест в парламенте Молдовы получила пророссийская Партия социалистов, без участия которой стало невозможным формирование коалиционного правительства страны.

По такой же схеме Москва действует и в других странах, где имеются партии, подписавшие договоры о сотрудничестве с «Единой Россией».

Правда, в Латвии произошел сбой. Руководство тамошней партии «Согласие» заявило о прекращении договора о сотрудничестве с «Единой Россией». Латвийский портал «Русский TVNET» по этому поводу написал: «Электорат «Согласия» с годами меняется, тех, кто симпатизирует путинской «Единой России» становится все меньше, поэтому, очевидно, в «Согласии» решили, что делать ставку на такой сильный прежде козырь в борьбе за голоса русскоязычных избирателей, как сотрудничество с «Единой Россией» больше не имеет смысла».

С резкой критикой решения о прекращении договора «Согласия» с «Единой Россией» выступил теперь уже бывший депутат Европейского парламента Андрей Мамыкин, ставший одним из лидеров Русского союза Латвии. Позиция Мамыкина широко тиражировалась российскими СМИ. Один из аргументов Мамыкина выглядит весьма любопытно: «Не помешал действующий договор с «Единой Россией» и правящей Центристской партии Эстонии, и ее председателю Юри Ратасу, который без проблем стал премьер-министром Эстонии».

В Москве болезненно реагируют на призывы к руководство Центристской партии прекратить сотрудничество с господствующей в России партией. Так, один из руководителей «Единой России» упоминавшийся выше Сергей Железняк в интервью корреспонденту ERR в Москве Антону Алексееву сказал: «Мы считаем, что это [прекращение договора о сотрудничестве между Центристской партией и «Единой Россией»] негативно отразится на отстаивании прав тех людей, которые голосовали за эту политическую силу».

Интересно, каким образом договор о сотрудничестве с «Единой Россией» помогает отстаивать права тех людей, которые голосуют за Центристскую партию?

Eesti Päevaleht, 11.06.2019.

Запись в Oleg

«Неделица» — 68. Политический туризм и Март Хельме

Мое внимание привлекло сообщение, что семейная пара в составе министра внутренних дел Марта Хельме и депутата Рийгикогу Моники Хельме посетили какое-то международное мероприятие в Израиле. Портал «Дельфи», на мой взгляд, совершенно справедливо определил эту поездку как политический туризм. Хельме-старший с супругой за государственный счет слетали в страну обетованную под предлогом участия в международной тусовке, смысл и значение которой они и сами вряд ли смогут внятно разъяснить.

Объективности ради стоит отметить, что политический туризм явление довольно распространенное среди эстонских парламентариев. Вспоминается эпизод, когда несколько лет назад в аэропорту Стамбула в ожидании рейса на Таллинн я наткнулся на трех членов Рийгикогу, которые участвовали в каком-то межпарламентском совещании, проходившем в Турции. Примечательно, что все трое были не одни: одна депутатша была с мужем, другая – с сыном, а еще один депутат – с сожительницей. Как я понял из разговора с депутатом, их родичи летали в Стамбул за своей счет, но жили в отеле, номера в котором оплачивались за казенный счет. И значительную часть рабочего времени, поскольку формально члены Рийгикогу летали в Турцию на работу, депутаты посвятили осмотру, вместе с родичами, естественно, культурных и исторических достопримечательностей Стамбула.

В Израеле тоже много достопримечательностей, которые наверняка не ускользнули от внимания супружеской четы Хельме. Да и вообще парламентариям от ЭКРЭ надо выжимать из своего депутатства максимум возможного, поскольку в следующий раз их могут и не переизбрать. Как это произошло, например, с их финскими собратьями по духу, которые называют себя то ли коренными, то ли настоящими финнами. Обычные же финны довольно быстро разобрались, что политические комедианты, которых принято именовать правыми популистами, умеют только разговаривать и совершенно не приспособлены к осмысленной деятельности.

Иногда мне кажется, что председатель Центристской партии Юри Ратас именно поэтому решил сделать коалицию с экрэистами. Ратас тоже любит говорить много, заумно и витиевато. А когда приходит время наполнять красивые обещания реальным содержанием, то оказывается, что деньги из государственного бюджета куда-то делись. И это при том, что экономика Эстонии сейчас явно на подъеме.

А Ратас удивляется, куда деньги пропали. На помощь премьер-министру пришли журналисты еженедельника Eesti Ekspress, которые, так сказать, нашли разбазаренные Ратасом за предыдущие два с половиной года его правления один миллиард двести миллионов евро. Я не стану пересказывать содержание этой статьи, и без которой ясно, что способности Ратаса как хозяйственника – это величина близкая к нулю.

Во всей этой ситуации наиболее интересен следующий вопрос: как долго народ Эстонии будет терпеть этот театр абсурда, где главным постановщиком выступает Юри Ратас?

Эфир «Радио 4» от 09.06.2019.

Запись в Oleg