Тайны дипломатии Пол Пота
Тайны дипломатии Пол Пота
Таллинн 2009
Заключение
Еще в 1979 году встал вопрос о привлечении лидеров «красных кхмеров» к судебной ответственности за преступления против человечности, совершенные в Демократической Кампучии в 1975-78 годах.
В августе 1979 года Народно-революционный трибунал Пномпеня заочно приговорил к смертной казни генерального секретаря ЦК Компартии Кампучии, премьер-министра Демократической Кампучии Пол Пота и вице-премьера, министра иностранных дел Демократической Кампучии Йенг Сари. Их выбрали как наиболее известных деятелей среди «красных кхмеров». В тени остались персоны, которые несли, может быть, даже бoльшую ответственность за массовые репрессии. Например, заместитель генерального секретаря ЦК ПКК Нуон Чеа и член постоянного бюро ЦК ПКК Та Мок.
Мало кто всерьез воспринял приговор пномпеньского трибунала, поскольку это было пропагандистское мероприятие, призванное оправдать военное вторжение Вьетнама в Кампучию. Именно с этого времени по миру пошла гулять умопомрачительная цифра в три миллиона человек, якобы уничтоженных «красными кхмерами». Никого не смущало, что речь шла о почти половине населения Кампучии. Хотя элементарный здравый смысл подсказывал, что приведенные вьетнамцами данные о количестве жертв режима «красных кхмеров» явно завышены.
Позже солидные ученые попробовали подсчитать, сколько же точно людей убили «красные кхмеры». Это оказалось сложной задачей. Документы «красных кхмеров» подтверждали гибель «всего» нескольких десятков тысяч человек. Такие «показатели» никого не удовлетворяли, потому что подсознательно все уже были подготовлены к тому, что жертв «красных кхмеров» должно быть значительно больше.
Для подсчета жертв решили использовать арифметические приемы, исходя из данных переписей населения, тенденций рождаемости и смертности. Предполагалось посчитать, какова была бы численность населения Камбоджи в 1979 году, исходя из объективных демографических процессов. Сравнить полученные цифры с реальной численностью жителей страны, а разницу записать в жертвы «красных кхмеров». Но дело в том, что единственная перепись населения Камбоджи проводилась в 1960 году. В дальнейшем численность населения страны определялась по предполагаемым показателям рождаемости и смертности. Но использование даже таких, далеких от объективности исходных данных, давало неудовлетворительные результаты. Жертв «красных кхмеров» было маловато.
Тогда придумали хитроватую формулировку — «люди, погибшие в результате правления режима геноцида». При этом подразумевалось, что жертвами «красных кхмеров» являются все люди, умершие от голода, отсутствия квалифицированной медицинской помощи и тяжелого физического труда. Натяжка подобного подхода видна невооруженным взглядом. С таким же успехом в жертвы, например, «сиануковского режима» можно было бы записать всех кхмеров, умерших в 1960-е годы от недоедания, отсутствия больниц в отдаленных регионах и напряженной работы на рисовых полях.
В настоящее время применительно к количеству жертв «режима геноцида Пол Пота — Йенг Сари» чаще всего фигурирует приблизительная цифра в полтора миллиона человек.
Уникальность движения «красных кхмеров» состоит в том, что они попытались создать модель государственного устройства, абсолютно альтернативную всем формам «цивилизованной государственности». В Демократической Кампучии «красные кхмеры» на практике максимально приблизились к тем идеалам коммунистического общества, описания которого можно найти в произведениях многих мыслителей, начиная с «утопических социалистов». Философская подоплека движения «красных кхмеров» заслуживает отдельного рассмотрения. Ясно, что они отвергли западную цивилизационную модель в обеих ее разновидностях — капиталистической и социалистической. «Красные кхмеры» были уверены, что западная цивилизация не делает человека счастливым. Они полагали, что тот же «дикарь», живущий в джунглях в гармонии с окружающим миром, может быть куда более счастливым, чем люди, сознание и психика которых растерзаны пороками «цивилизованного общества».
Движение «красных кхмеров» возникло не в вакууме. Оно является порождением противоречий современного мира, которые никуда не исчезли, а, может быть, даже еще более обострились. А это значит, что идеи, вдохновлявшие «красных кхмеров», будут порождать новые формы антицивилизационных движений. Например, исламистов или антиглобалистов.
Не менее интересен и внешнеполитический аспект движения «красных кхмеров», которые стремились выстроить свою собственную стратегию международной деятельности. Они нашли достаточно много единомышленников не только в странах «третьего мира», но и в Европе и Северной Америке. Если бы «красным кхмерам» удалось стабилизировать свой режим, то Демократическая Кампучия превратилась бы в центр притяжения для радикально-коммунистических организаций всего мира.
Придя к власти, «красные кхмеры» оказались в очень неблагоприятной геополитической ситуации. Вьетнамское давление создавало перманентное напряжение во взаимоотношениях между Демократической Кампучией и Вьетнамом, который не отказался бы от намерения подчинить своему влиянию «красных кхмеров». Да и у тех тоже взыграли великодержавные амбиции, подкрепленные манией коммунистического мессианства. Объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов «красных кхмеров» не позволила им сделать из Демократической Кампучии самодостаточный субъект в системе междуна-родных отношений.
Все точки над «i» в запутанной истории «красных кхмеров» мог бы расставить беспристрастный международный трибунал над лидерами «красных кхмеров», обвиненных в преступлениях против человечности.
В начале 1980-х годов эту идею на официальном уровне впервые озвучил министр иностранных дел Австралии Билл Хейден. Но предложение о международном суде над «красными кхмерами» заблокировали США, поскольку Вашингтон нуждался в «красных кхмерах» для претворения в жизнь своих внешнеполитических замыслов в Индокитае.
План ООН мирного урегулирования кампучийской проблемы фактически выдал «красным кхмерам» индульгенцию за совершенные преступления, поскольку предусматривал «запрещение применения обратной силы уголовного права». Миротворческая операция ООН сделала «красных кхмеров» полноправными, легальными и законными участниками политического процесса в Камбодже.
В 1997 году правительство Камбоджи обратилось в ООН с просьбой оказать содействие в подготовке и проведении международного трибунала над «красными кхмерами». Через год ООН создала международную группу экспертов по изучению данного вопроса. Только после того, как последние партизанские отряды «красных кхмеров» сложили оружие, а их лидеры сдались камбоджийским властям, 18 февраля 1999 года ООН рекомендовала провести международный трибунал над руководителями «красных кхмеров» по образцу Гаагского суда.
Желающие приобрести книгу «Тайны дипломатии Пол Пота» могут воспользоваться формой обратной связи.