Дела церковные

После краха советской системы среди определенных деятелей стало модным позиционировать себя в качестве верующего человека. Обычные люди по тем или иным причинам всегда в той или иной степени тянулись к вере. Но в начале 1990-х годов в церковь зачастили и, казалось бы, непримиримые борцы с чуждыми идеологическими влияниями.

Лобызания (в прямом и переносном смыслах) гэбистов с церковниками воспринимались как абсолютно естественные, поскольку, используя меткое выражение сатирика Михаила Задорнова, «они из одной конторы».

Моментальное «обращение в веру» бывших коммунистических лидеров и комсомольских вожаков, еще совсем недавно завзято боровшихся с «религиозным мракобесием», поначалу несколько озадачивало, поскольку я наивно полагал, что людей вообще без стыда и совести не бывает.

Затем к церкви потянулись бандиты, казнокрады, жулики и проходимцы всевозможного рода, которые нацепили на шеи золотые крестики в качестве «алиби хорошего человека».

В какой-то момент мне стало интересно, каким образом заурядная религиозная секта, которую выдающиеся мыслители античности называли не иначе, как «извращенным суеверием», превратилась в одну из господствующих в мире религий под названием христианство? Ответ на этот вопрос в «Библии» найти невозможно, поскольку данный сборник многократно исправлялся и дополнялся в угоду текущему конъюнктурному моменту.

Благо имеется много книг по истории раннего христианства, написанных добросовестными, честными и объективными исследователями. В этих книгах можно найти много интересного. Например, цитаты из христианских первоисточников, регламентировавших деятельность сообществ первородных христиан.

Одним из таких первоисточников является так называемая «Апостольская традиция», составленная в начале III века, которая, правда, в оригинале называлась «Конституцией египетской церкви». Дело в том, что в начале нашей эры наиболее многочисленные и влиятельные христианские общины обосновались в Северной Африке, в том числе и в Египте. Отсюда и несколько странное для современного человека одно из древних наименований христианства – «египетская церковь».

Наиболее любопытное место в «Апостольской традиции» – это перечень людей, род занятий которых исключал их приобщение к христианству. То есть, они не могли вступать в христианские общины.

Лишение права быть христианином некоторых лиц выглядело вполне логичным, поскольку своими действиями они нарушали определенные заповеди. Например, воины и гладиаторы – «не убий», мошенники – «не укради», а проститутки и содержатели публичных домов – «не прелюбодействуй». Обоснованным выглядело и недопущение в ряды христиан представителей конкурирующих культов – жрецов и храмовых стражей, а также магов, предсказателей, толкователей снов и изготовителей амулетов. Но с трудом поддается логическому осмыслению запрет на принятие в члены христианских общин учителей (!!!), художников, скульпторов, актеров, как и всех тех, кто участвовал в публичных игрищах.

Примечательно, что «Апостольская традиция» разрешала прием в христианские общины рабов только с разрешения хозяина, если тот уже был верующим христианином. Рабы, чьи хозяева оставались язычниками, не могли стать христианами. Одно это обстоятельство опровергает миф о том, что христианство зародилось как религия униженных и угнетенных.

Автором «Апостольской традиции» является римский христианский епископ Ипполит. Не путать с римским папой, поскольку в те века такой должности не существовало. К слову сказать, римского папу в наши дни называют еще и «понтификом», что в переводе с греческого языка означает «верховный жрец» языческих культов. Так вот, Ипполит был одним из многих христианских епископов и далеко не самым влиятельным. В те времена наиболее выдающиеся епископы сидели в Карфагене.

Ипполит начал свою церковную карьеру с обличения Римской империи как «воплощения дьявола», что он весьма красочно описал в трактате «Об антихристе». После этого, естественно, последовали репрессии римских властей против христиан. Но вскоре эти репрессии прекратились, после того, как Ипполит начал сотрудничать со всемогущими властителями Рима.

Кстати, рассказы о зверских гонениях на первых христиан тоже во многом мифологизированы. Гонения были, но не всегда и не повсеместно. Римские наместники гоняли христиан только там и тогда, когда те начинали подстрекать к бунту против власти. Если христиане вели себя тихо и спокойно, законопослушно, то их никто не трогал.

А на каком-то этапе римские императоры вообще договорились о взаимовыгодном сотрудничестве с христианскими епископами. Епископы объявили, что всякая власть – от бога, поэтому любая буза против власти категорически недопустима. Взамен за оказанную услугу римские, а позднее византийские императоры осыпали христианских иерархов почестями и богатством.

Подобный характер отношений между христианской церковью и властью сохранялся на протяжении многих столетий во всех католических, православных, протестантских и т.п. странах. И лишь с утверждением демократии в ряде стран церковь там была отделена от государства. А в СССР коммунисты просто полностью подчинили церковников тотальному государственному контролю.

И в настоящее время отношения между церковью и властью остаются многогранными, а степень церковного влияния во многом определяется конкретной ситуацией в той или иной стране. Но существует железная закономерность: чем более авторитарен государственный режим, тем более значимыми общественно-политическими функциями наделяются церковные структуры.

Примеры взаимовыгодного сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и Алексей Ридигер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Президент России Владимир Путин и Владимир Гундяев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мэр Таллинна Эдгар Сависаар и Вячеслав Якобс.