Дела церковные 3
Словно в продолжение киношной темы российский телеканал ОРТ, более известный в Эстонии как ПБК, показал на День России красочный, добротно сделанный фильм под названием «Орда».
Сюжет картины прост. Некая ордынская царица-мама внезапно слепнет и восточные колдуны и знахари никак не могут вернуть ей зрение. Тогда любящий сын, «царь царей» Орды посылает в Москву гонцов, чтобы они привезли тамошнего «колдуна», московского митрополита Алексия, который должен исцелить ордынскую правительницу. В противном случае ее сынок обещает испепелить дотла Московское княжество.
Не сразу, с мучениями, но усилия Алексия приносят свои плоды. Ордынская царица прозревает. В знак благодарности хан Орды освобождает Алексия, то есть в его лице православную церковь, от уплаты податей.
Здесь необходимо краткое историческое отступление. Дело в том, что православное духовенство было единственным сословием, которое во время трехсотлетнего монголо-татарского ига на Руси не платило в Орду никакой дани. Все платили, а священнослужители – нет. Ясно, что это была взаимовыгодная сделка между православными иерархами Руси и языческими правителями Орды.
Я не нашел никаких данных, указывающих на то, что сценарист и режиссер «Орды» Андрей Прошин снял этот фильм с целью оправдания сотрудничества православного духовенства с монголо-татарскими поработителями Руси.
Но интонация «Орды» перекликается с другим фильмом – «Поп», снятого по заказу руководства Русской православной церкви (РПЦ) режиссером Владимиром Хотиненко, который также является членом Патриаршего совета по культуре РПЦ.
В «Попе» Хотиненко пытается обелить сотрудничество православных попов с фашистами во время войны. Эти священники были объединены в так называемую Псковскую миссию православной церкви, которая тесно сотрудничала с немецко-фашистскими оккупантами в Прибалтике и на оккупированной гитлеровцами территории России.
Одним из активных деятелей Псковской православной миссии был отец предыдущего патриарха РПЦ Алексия II Михаил Ридигер, который за свои действия не понес после войны никакого наказания. А его сын сделал в советское время блестящую церковную карьеру.
Здесь необходимо оговориться, что не все православные священники Эстонии во время войны сотрудничали с фашистскими оккупантами. Многие отказались, за что и поплатились, были замучены в гестаповских застенках.
Исторические эпизоды, отраженные в фильмах «Орда» и «Поп», наглядно свидетельствуют, что православные иерархи были готовы сотрудничать с любыми властями, в том числе и оккупационными.
Кадры из «Орды» и «Попа».