Дела церковные 4
Один мой знакомый, считающий себя верующим человеком, откликаясь на «дела церковные», прислал мне сообщение, в котором, в частности, написал: «Знаешь притчу? Писателя оставляют в аду, а разбойника избавляют от мук, аргументируя тем, что разбойник умер в миру и его зло прекратилось, а яд злобной писанины с годами крепчает». И так далее, в том же духе.
Отмечу, что «переход на личности» свидетельствует не только об отсутствии контраргументов, но и о неумении (или же нежелании) вести цивилизованную дискуссию.
А в самом подходе, столь образно выраженном моим оппонентом, нет ничего принципиально нового. Я уже упоминал о том, что первородные христиане не принимали в свои общины образованных людей (учителей) и деятелей искусств.
А дорвавшись до власти, после того, как римские императоры сделали христианство господствующей, государственной религией, христиане начали целенаправленно, планомерно, повсеместно и остервенело уничтожать научно-культурное наследие античности. Нередко совершая при этом убийства. Так, в египетской Александрии христианские фанатики зверски убили женщину-философа Ипатию, которая также внесла большой вклад в развитие астрономии и математики.
Уничтожение бесценных произведений искусства античности обычно приписывают варварам, вторгшимся в западную часть Римской империи. Отчасти это верно. Но в то же время, например, Аларих, предводитель вестготов, которые в 408 году впервые разграбили Рим, был христианином. И во время мародерства в Риме вестготы не трогали ни христиан, ни их храмы.
Но все же основной вклад в изничтожение научных, культурных и художественных достижений Древней Греции и Рима внесли плебейские толпы христиан, ведомые своими епископами, ослепленными жаждой власти. В результате Европа почти на тысячу лет погрузилась в мрачное средневековье, когда у европейцев практически не было ни науки, ни искусств, ни культуры.
Однако стремление людей к прекрасному и жажда познания неистребимы. В конце концов Мартин Лютер начал реформацию христианской церкви. И параллельно наступила эпоха возрождения наук и искусств.
Христианские фанатики растерзали Ипатию только за то, что она была умна и красива.