Джаз-фестиваль в Сыру
Лето на остров Хийюмаа приходит вместе с джазом, в июне, в местечко Сыру. Традиционный джазовый фестиваль Sõru Jazz в нынешнем году впервые начинался со спектакля для театральных гурманов. Представление (романтический спектакль о «дачниках») проходило в естественных условиях на природе. Главную роль исполнял Гуйдо Кангур, страстный поклонник джазовой музыки, вдохновитель и организатор (вместе с супругой Пилле Лукин) джаз-фестиваля в Сыру.
На этот раз фестиваль стартовал поздним вечером в живописной рыбацкой деревеньке Калана, которая находится на самой западной оконечности Хийюмаа (да и всей Эстонии) на полуострове Кыпу. Так и хочется написать: на краю света, потому что открытое Балтийское море в Калана кажется бескрайним, чуть ли не океаном.
Sõru Jazz 2014 года был посвящен гитаре. Поэтому естественно, что насыщенную фестивальную программу открывал один из лучших эстонских гитаристов Андре Маакер, островитянин, родом с Сааремаа. Виртуозные композиции в его исполнении, представляющие собой причудливую эклектику классической гитарной музыки, фолька, фламенко, джаза и поп-мелодий, задали интимно-доверительную атмосферу первого вечера сыруского фестиваля.
Эта атмосфера стала еще более ощутимой после выступления дуэта Puro Puro (чистый-чистый – в переводе с испанского), состоящего из двух фанатиков фламенко – Андре Маакера и Индрека Круусимаа, который во время эмоционального выступления сломал ноготь, но не прекратил играть. Стоит отметить, что оба гитариста не признают электрических инструментов, поэтому играют на акустических гитарах.
Безусловным украшением первого вечера фестиваля стало выступление, можно сказать, гитарного оркестра. Основу этого коллектива составляют профессиональные гитаристы из Weekend Guitar Trio, усиленные четырьмя любителями-гитаристами, известными актерами Эстонского театра драмы. За двадцать лет существования Weekend Guitar Trio дал множество концертов как в Эстонии, так и за рубежом, выпустил семь альбомов. Ансамбль играет самую разнообразную музыку, в том числе и религиозного звучания. Но в творческом содружестве с театральными актерами предпочтение отдается легкой импровизации на темы популярных поп-мелодий, хорошо известных даже неискушенным слушателям. Вероятно, поэтому публика, что называется, завелась буквально с первых тактов, подыгрывая (репликами, свистом, частыми аплодисментами и прочими доступными средствами выражения чувств) артистам, которые в прямом смысле слова играли на сцене, причем не только на гитарах. Актеры все-таки!
На следующий день Sõru Jazzперебазировался к месту своей постоянной дислокации – в старый лодочный ангар (или же сарай, кому как больше нравится) в небольшом порту Сыру, куда причаливают паромы с Сааремаа. Это очень удобно с точки зрения логистики, поскольку люди, отдыхающие или путешествующие по островам, при желании, без проблем могут задержаться в джазовом Сыру на пару суток, обосновавшись или в палаточном «городке», или же на находящихся неподалеку туристических хуторах и базах отдыха. К слову сказать, для гостей фестиваля организовывались по утрам выезды к природным достопримечательностям Хийюмаа, которых немало на острове. Так происходило дообеденное сочетание приятного с познавательным, поскольку концерты начинались после полудня.
Я посетил почти все концерты Sõru Jazz 2014, за исключением двух. Я не слушал Айри Аллвеэ в сопровождении Underwater Blues Band и Танеля Падара в сопровождении Blues Band. Не потому, что они хуже. Просто я не хотел перегружаться музыкальными наслаждениями.
Джазовая музыка интернациональна или даже космополитична по своей сути. Именно поэтому джазисты разного этнического происхождения столь легко находят общий (музыкальный) язык.
Наглядное подтверждение тому – бэнд Олега Писаренко, выходца из Нарвы, живущего в Тарту, признанного в 2013 году музыкантом года в Эстонии. На сегодняшний день Писаренко – один из ведущих джазовых музыкантов Эстонии. Может быть, даже лучший. Минималистская музыка Писаренко рождена, конечно-же, джазовыми канонами, но вместе с тем она свободна от предрассудков и стремления что-то кому-то доказать. Писаренко создал свой особый музыкальный мир, эстетический мини-универсум или, если хотите, звуко-универсум. Музыку Писаренко трудно назвать джазом в его классическом толковании. Есть в этой гармонично текущей музыке что-то от медитации, от некой неуловимой восточной магии, очаровывающей и околдовывающей слушателей, подводящих их к неким медитативным ощущениям, подсознательным размышлениям. Именно это и произошло в Сыру, где публика с легкостью и естественностью примерно на час погрузилась в легкую нирвану, навеянную прозрачным джазом Олега Писаренко, в исполнении которого (вместе с другими членами его ансамбля – Рауном Юуурикасом, Михкелем Мяльгандом, Ахто Абнером) музыка превращается в нечто большее, чем просто музыка. Каждый из музыкантов вносит свою неповторимую лепту в общее звучание бэнда Олега Писаренко, но начальный импульс исходит от лидера.
Совершенно в ином ключе звучит музыка в исполнении Пауля Даниеля, гитариста, играющего в разных ансамблях (Elletuse, Estonian Dream Big Band, Ajavares и других). Стиль Даниеля ближе всего к фольк- или же поп-джазу. В этом и состоит прелесть Sõru Jazz, предлагающего джазовую музыку на любой вкус, изысканый и не очень.
Несомненной изюминкой фестиваля этого года стало выступление дуэта в составе корифея эстонского джаза Яака Соояэра и японца Пола Шигихара, постоянно проживающего в Германии. Манера выступления Соояэра очень экспрессивная, он самозабвенно любит экспериментировать, постоянно удивляя мелодичными находками не только публику, но и самого себя. Под стать ему и виртуозный стиль исполнение Пола Шигихара, являющегося гитаристом одного из лучших джазовых коллективов Европы – биг-бэнда западногерманского радио WDR. В Сыру гитаристы исполняли, главным образом, вариации на темы известных джазовых композиций. Чувствуется, что у интернационального дуэта Соояэр-Шигихара, возникшего всего год назад, прекрасные перспективы на международной джазовой арене.
Еще один корифей эстонского джаза Март Соо, более известный как один из членов Weekend Guitar Trio, выступал в Сыру со своим новым коллективом – Kulgejad, что можно перевести на русский язык как «странники». Март Соо играл джазовые композиции собственного сочинения, накопившиеся у него за почти тридцать лет. Примечательно, что на ударных в ансамбле Марта Соо играет колоритный американец Брайэн Мелвин из Сан-Франциско. Это опять же к слову о космополитичности джаза.
Еще более убедительным подтверждением данного тезиса является музыка ансамбля Abraham‘s Café. Что сподвигло молодых эстонских парней влюбиться в мистические арабские мелодии?! Это известно, наверное, одному Аллаху. Но арабские напевы в джазовой интерпретации действительно звучат крайне необычно, экзотично и, я бы сказал, амбициозно. Тем более, что в эти арабские музыкальные узоры эстонские музыканты органично вплетают еврейские, латиноамериканские и еще какие-то ритмы. А в целом музыка Abraham‘s Café напоминает какие-то спиритуальные мини-путешествия.
Совершенно иное впечатление производит искрометная джаз-певица София Рубина, выросшая в Тарту. В Сыру ей аккомпанировал международно признанный джаз-пианист Евгений Лебедев из Москвы. В музыке Лебедева притягивает сочленение русской лирики и джазовых традиций. А на саксофоне играл учитель певицы Виллу Вески, проживающий кстати тоже на острове – Муху. А на трубе играл Джэйсон Хантер из Бостона, подлинный американский джазмэн. Исполнительский стиль Рубиной характеризуется активным общением со слушателями, которые не стесняются подпевать певице, что в джазовых композициях отнюдь непросто. София великолепно владеет техникой вокала. Во многих ее песнях звучит пронзительная нежность, волнующая до глубины души.
Два выступления были подготовлены специально для Sõru Jazz 2014. И этот эксклюзив вызвал повышенный энтузиазм публики.
Вначале на сцену вышел легендарный Рауль Укареда, который в 1980-х годах в полуподпольных клубах-полуподвалах играл тяжелый металлический рок. Впоследствии Рауль увлекся блюзом, но его группу Compromise Blue блюстители советской нравственности долгие годы не выпускали из подполья. Одновременно Укареда играл и в некоторых разрешенных ансамблях, один из которых – Vanеmõde («Старшая сестра») в конце 80-х годов прошлого века обрел широкую популярность не только в Эстонии, но и в России. Но в конце-концов и Compromise Blue вырвался в начале 90-х на широкую международную арену. Укареда называет себя «самоучкой с очень плохим сольфеджио». Но какое нам дело до музыкального образования Рауля Укареды, если он играет такой рок в блюзовом обрамлении, от которого адреналин закипает в крови.
Ну и завершился Sõru Jazz 2014 на высокой ностальгической волне, когда впервые за многие годы на сцену вышел инструментальный ансамбль Kaseke («Березка»), который в 1983 и 1984 годах признавался лучшим ансамблем Эстонии. Музыканты исполняли ту же самую музыку, что и тридцать лет назад. Конечно, это больше рок, чем джаз. Хотя рок какой-то специфический, спонтанный, что роднит его с джазом, краеугольным камнем которого является музыкальная импровизация, порождающая свободное парение чувств и эмоций.
И еще одно наблюдение. На джазовых фестивалях в Сыру всегда много детей. И это добрый знак. По мому глубокому убеждению, из детей, которые с юного возраста слушают джаз, вырастут хорошие и умные люди.
Фотогалерею с Sõru Jazz 2014 можно посмотреть здесь:
https://samorodni.eu/kalli/kalli-samorodni/hiiumaa-fotoblogi/