О «русскмо телеканале»

В газете Postimees, на эстонском языке была опубликована моя статья следующего содержания:

«Последняя передача «Граждане республики» (на ЭТВ), в которой обсуждали перспективы т.н. «русского телеканала» оставила довольно гнетущее впечатление. Особенно высказывания писателя Андрея Хвостова, которые были слишком трагические и даже иногда истеричные.

Прежде всего я был очень удивлен, видя, как Хвостов защищает (депутата Европарламента от Центристской партии) Яну Тоом, которая, по его мнению, беспокоится о судьбе эстонского народа и поэтому сказала российскому журналисту, что вскоре эстонский язык попадет в число мертвых языков. Каждый это понимает по-своему, но для людей, не принадлежащих к фан-клубу Тоом, совершенно ясно, что она сформулировала причину, почему неэстонские дети не должны напрягаться в изучении эстонского языка.

Мне кажется, что Хвостов лучше ориентируется в жизни эстонского, чем русскоязычного сообщества. Однажды он опубликовал в еженедельнике Eesti Ekspessis интервью с Тоом под заглавием: «Яна Тоом – ум, честь и совесть русских Эстонии». Трудно себе представить большее оскорбление для эстонских русских.

И почему Хвостов так уверен, что неэстонцы начнут смотреть местный «русский телеканал» только в том случае, если там с утра до вечера и с вечера до утра станут очернять Эстонскую Рспублику? Напомню, что на выборх в Европарламент за Тоом проголосовало менее 10% неэстонцев из числа граждан Эстонии. Убежден, что большинство русскоязычных жителей Эстонии – абсолютно адекватные люди.

Русские Эстонии смотрят российские пропагандистские телеканалы, потому что у них нет альтернативы. Объективная реальность такова, что люди хотят каждый вечер сидеть перед телевизором и желают, чтобы в этом телеке говорили на их родном языке. На российских телеканалах эстонские русские смотряь прежде всего развлекательные передачи и уж затем, по инерции – пропагандистские передачи.

Нет ни малейшего сомнения в том, что «русский телеканал» найдет своих зрителей. Как много их будет? В значительной степени это зависит от того, станут ли этим каналом заниматся люди, искренне убежденные в его необходимости. Если руководители «русского телеканала» начнут в первую очередь думать о том, как разделить между друзьями деньги, выделенные на развитие этого телеканала, то естественно из этого ничего не выйдет.

Ситуация очень серьезная. Российские государственные телеканалы превратились в оружие не столько информационной, сколько психологической войны. Тотальное вранье и циничное манипулирование общественным сознанием не имеет ничего общего с подлинной тележурналистикой. Телевидение может оказывать большое влияние на умонастроения людей. Тоталитарные режимы, в том числе путинский режим, используют это в своих подлых целях. И с этим мы ничего не можем поделать. Но мы можем предложить русскоязычным людям Эстонии альтернативу – нормальный «русский телеканал», действующий строго в рамках кодекса журналистской этики.

И если кто-то полагает, что это проблема только местных русских, то он ошибается. Это наша общая проблема, если мы действительно заинтересованы в стабильном развитии эстонского государства».

Я предполагал, что эта публикация появится и на русскоязычной версии портала Postimees, но этого почему-то не произошло.