Пол Пот как бестселлер 9
Продолжается обсуждение моей книги «Пол Пот. Камбоджа – империя на костях?». Любопытные заметки после ее прочтения опубликовал в «Живом журнале» пользователь под ником «all_decoded», проживающий в Брянской области России.
«Когда-то в 1978 году югославские журналисты брали интервью у одной одиозной личности и первый вопрос сформулировали так: «Кто вы, товарищ Пол Пот?» В последней строчке своей книжки «Пол Пот: Камбоджа империя на костях», Москва, Алгоритм, 2013, автор – Олег Самородний – честно пишет: «Четкого и ясного ответа на этот вопрос нет до сих пор».
Конечно, интересно читать книжки о таких закрытых миру режимах, как диктатуры Кимов в Северной Корее или «красных кхмеров» в Кампучии. Но Олег Самородний, увлекшись рассказом о нюансах международных отношений середины 70-х годов прошлого века (хотя сам по себе этот рассказ, конечно, интересный и поучительный), по-моему, сознательно отодвинул на второй план главный вопрос, ответ на который определяет содержание, суть режима «красных кхмеров». Вопрос репрессий против собственного населения. Размаха этих репрессий.
Он пишет только: «Позже солидные ученые попробовали подсчитать, сколько же точно людей убили «красные кхмеры». Это оказалось сложной задачей. В настоящее время применительно к количеству жертв режима Пол Пота-Йенг Сари чаще всего фигурирует приблизительная цифра в полтора миллиона человек, погибших от репрессий, голода, непосильного труда и болезней». Автор оставляет за читателями право самостоятельно определить много это или мало.
Сам же рисует нам образ респектабельных камбоджийских парней, получивших образование в лучших европейских университетах, воспринявших левые идеи, как руководство к действию и попытавшихся «создать модель общественного устройства, альтернативную всем известным формам государственности». В общем, симпатию автора к своему герою ему не удалось подавить. Несмотря на то, что «герой» участвовал в одной из самых масштабных репрессивных кампаний в истории планеты Земля.
Однако, еще раз окунуться в атмосферу начала-середины 70-х прошлого века интересно. Интересно вспомнить нюансы американской политики в Индокитае. Когда с подачи Киссинджера бездумно и безнадежно поддерживали режим Лон Нола в Камбодже, вымостив этим дорогу к приходу к власти «красным кхмерам». Когда потом – после вьетнамской оккупации – несмотря на всю очевидность человеконенавистнического режима Пол Пота – поддерживали его для создания противовеса усилению Вьетнама (а значит СССР) в Индокитае.
Тут один подполковник (имеется в виду Владимир Путин) высказался недавно о Киссинджере, который якобы сказал, что все хорошие люди начинали в разведке. Несколько замечаний. Во-первых, Киссинджер начинал в армейской разведке, а не в той, которую имел в виду Путин. Во-вторых, он его очень уважает, и он «очень умный», конечно, но к таким стратегическим провалам американской дипломатии как «операция Кондор» и безнадежная поддержка Лон Нола со всеми вытекающими последствиями прямое отношение имел именно Киссинджер. И, скорее всего, именно поэтому он и не был востребован позже.
А еще в книжке интересна линию по политике «красных кхмеров» по «отвоеванию утерянных земель». Вот пара фрагментов, а вы уже сами проводите аналогии, если они есть: «Необходимо отметить, что политика «красных кхмеров» по отвоеванию утерянных земель была как бы негласной, поскольку на нее никогда не указывалось ни в одном официальном документе…». «МИД ДК выпустил секретный доклад под названием «История границы между Кампучией и Вьетнамом», в котором указывалось: «Кампучийско-вьетнамская граница установлена с многочисленными нарушениями справедливости за счет Кампучии, поэтому армия Демократической Кампучии должна решительно защищать все нынешние и бывшие кампучийские земли». «Ухудшение кампучийско-лаосских отношений выразилось в том, что в частных беседах с послом Лаоса в ДК официальные представители «красных кхмеров» начали высказывать притязания на ту часть территории Лаоса, где находили камни с выбитыми на них надписями на кхом (древнекхмерском языке). А эти камни являются археологическим наследием Ангкорской империи, охватывавшей практически всю территорию современного Лаоса».