По правилам
Великие мастера живописи эпохи европейского Возрождения вошли в историю мировой культуры, потому что они потрясающе умели разрушать каноны и правила изобразительного искусства. Но до этого они мастерски усвоили эти самые правила. И без этого усвоения не было бы их столь элегантного попрания.
Данная закономерность проявляется во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Если ты стремишься быть ярким, например, политиком, то в один прекрасный момент ты должен демонстративно наплевать на устоявшиеся нормы и сделать все по-своему, как считаешь нужным. Но до этого ты обязан досконально изучить все тонкости «этикета и протокола» политической тусовки, стать виртуозом политической интриги.
Эти мысли посетили меня после просмотра телепередачи с участием двух русскоязычных, относительно молодых политиков, ставших недавно мэрами маленьких городков – Палдиски и Муствеэ. По большому счету это и не города даже, а так – поселки городского типа. Но все-равно почетно.
Глядя на дебаты Станислава Черепанова и Макса Каура, было заметно, что оба усвоили правила политической риторики: говорить расплывчато, обо всем понемногу и ни о чем конкретно, сопровождая все это соответствующим выражением лица. Да и предыдущая политическая активность обоих свидетельствует о гибкости позвоночника и хамелеоновской приспособляемости к изменяющимся условиям. А без этих качеств очень трудно, почти невозможно сделать партийно-аппаратную карьеру. В партийно-закулисных междусобойчиках и Черепанов, и Каур поднаторели.
Политическая характеристика бывшего «русско-балтийского» и просто «русского», а ныне «социал-демократического» политика Черепанова дана мною в книге «Бремя полуверок», поэтому нет смысла повторятся.
Про Каура я ничего не писал, поэтому остановлюсь на нем чуть подробнее. Когда я с ним познакомился в 1997 году, то он, будучи Максимом Ермаковым, исполнял функции порученца при Яанусе Райдале, председателе Партии будущего Эстонии. Была такая партия.
А про самого Яануса (интересного во многих отношениях человека) одно время поговаривали, как о самом перспективном эстонском политике 21-го века. Но затем карьера Райдала на общегосударственном уровне сломалась, не в последнюю очередь из-за того, что его стали подозревать в гомосексуальных наклонностях. А эстонское общество еще не готово видеть среди государственных лидеров представителей нетрадиционных сексуальных ориентаций.
Вместе с Яанусом на несколько лет пропал из виду и его преданный помощник Максим. Но затем он объявился в рядах Центристской партии в новом обличии Макса Каура, поменяв папину фамилию на мамину. Что касается имени, то Каур утверждает, что он всегда был Максом. Ну да, в школе Максимов обычно кличут Максами.
Каур быстро дорос до советника центристского вождя Эдгара Сависаара. Какие советы Каур давал Сависаару одному Богу известно, да и то, вероятно, в общих чертах. Осведомленные люди из центристской тусовки говорят, что Каур был при Сависааре «на побегушках», потому что «и такие люди нужны». Пишу об этом не для того, чтобы кого-то уязвить, а для более четкого проявления сути вопроса.
Излишне подчеркивать, что ни Черепанов, ни Каур не в состоянии пренебречь правилами, благодаря которым они стали градоначальниками, соответственно, Палдиски и Муствеэ. А о деятелях – будь-то артисты или политики, – не умеющих и не смеющих нарушать правила, забывают на следующий день после того, как они сходят со сцены.
Макс Каур – в штатском.