Смута 2

На фотографии, иллюстрирующей предыдущую заметку, я не сразу узнал Олега Морозова, который очень изменился и выглядит совсем не так, как четверть века назад (на фото). В те бурные годы Морозов с огоньком боролся против эстонской независимости, будучи одним из наиболее колоритных активистов Интердвижения.

В конце 90-х годов Морозов, взявший российское гражданство, прославился скандальным нежеланием оформлять вид на жительство в Эстонии. Тогда своими пикетами и голодовками Морозов достал всех, в том числе и сотрудников посольства России, которые посоветовали ему не валять дурака и оформить себе вид на жительство в порядке, установленном законом Эстонской Республики.  В конце концов Морозов так и сделал.

Почти десять лет Морозов ничем особенным себя не проявлял. Активизировался он накануне «бронзовых событий» 2007 года. В конце того же года Морозов создал «Союз северо-западников нового поколения», который был зарегистрирован весной 2008 года, как недоходное объединение с историческим уклоном. Помимо Морозова, в состав правления вошли один давний морозовский соратник по Интердвижению и школьник, имевший серьезные проблемы с успеваемостью.

Осенью 2008 года многие жители таллиннского района Ласнамяэ обнаружили в своих почтовых ящиках листовки с призывом к созданию русской территориальной автономии, которая, согласно приложенной карте, охватывала бы почти половину территории Эстонии. Председатель Таллиннского горсобрания центрист Тоомас Витсут направил соответствующий запрос в Полицию безопасности. Из КАПО пришел ответ, что листовки распространял «Союз северо-западников нового поколения».

Было не совсем ясно, зачем Морозов пошел на столь явно провокационную акцию. Примечательно, что тогда же, осенью 2008 года, один из радикальных активистов «Ночного дозора» Максим Рева с несколькими помощниками на ласнамяэском рынке подсовывал людям подписные листки в поддержку русско-территориальной автономиии в Эстонии. Возможно, что и Морозов, и Рева действовали по чьему-то указанию с целью протестировать степень политического радикализма среди русскоязычного населения.

Вновь Морозов активизировался пару лет назад, на этот раз под лозунгом борьбы за сохранение русскоязычного образования. Позиция Морозова примитивно проста: никаких соглашений с эстонцами, сделаем так, как сами хотим! А для этого Морозов вновь предлагает создавать русскую автономию, но теперь уже ссылаясь на «Косовский анклав в Сербии». Согласно предлагаемому Морозовым плану, первым этапом к национально-территориальной автономии является некий «русский земский совет».

К Морозову примкнули некоторые (Мстислав Русаков, Алиса Блинцова) члены правления организации «Русская школа Эстонии». Общими усилиями они «организовали» самозванную «представительную ассамблею русской общины», которая и приняла заявление, явно направленное на нагнетание межэтнической напряженности в Эстонии. В принципе, исходя из предвыборных расчетов, к тому же стремится и руководство Центристской партии, отрядившее на заседание «представительной ассамблеи» своего посланца – Михаила Кылварта, являющегося в силу своего служебного положения (вице-мэр Таллинна) одним из наиболее весомых членов «Русской школы Эстонии».

Кылварт – безропотно послушный исполнитель указаний руководителей Центристской партии, без санкции которых он бы не стал якшаться со столь видным ветераном Интердвижения, как Морозов. Возможно, Кылварт получил такую санкцию лично от центристского вождя Эдгара Сависаара.

К чему в конечном итоге приведет (тактическое на данном этапе) сотрудничество центристов с бывшими активистами Интердвижения и их нынешними последователями спрогнозировать трудно.

 

 

 

 

 

 

Центристско-интеровский альянс: Олег Морозов и Михаил Кылварт.