«Георгиевская ленточка» как идеологическая мифологема
История «георгиевской ленты» началась в 1769 году, когда российская императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия, которым награждались исключительно офицеры русской армии. Эту награду полагалось носить на ленте, раскрашенной в три черные и три желтые полосы. Позже лента такой раскраски стала называться «георгиевской».
В царской России черный и желтый цвета считались императорскими, соответствовавшими черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба. Позже желтые ленты приобрели оранжевый оттенок. Появилась новая, боевая интерпретация цветовой раскраски «георгиевской ленты»: черный цвет стал символизировать дым и копоть, а оранжево-желтый – пламя. Считалось, что именно дым и пламя наиболее характерны для полей сражений.
С 1787 года солдат русской армии стали награждать медалями на «георгиевской ленте». А в 1790 году был учрежден наградной наперсный крест на «георгиевской ленте», которым награждались особо отличившиеся в ходе боевых действий полковые священники.
В 1805 году были введены так называемые «георгиевские трубы», которые изготовлялись из серебра, и на их корпус наносилось изображение Георгиевского креста. Кроме того, эти трубы перевязывались особым способом лентами черно-оранжевых цветов. «Георгиевскими трубами» награждались пехотные и кавалерийские воинские части русской армии, проявившие массовый героизм в конкретном сражении. С 1806 года отличившиеся в боях воинские части начали награждать и т.н. «георгиевскими знаменами», в навершии которых располагался белый орденский крест, а под навершием повязывалась «георгиевская лента».
В 1807 году император Александр I учредил специальную награду в виде креста с изображением Святого Георгия Победоносца для рядовых солдат и унтер-офицеров. Носить этот крест предписывалось на ленте, цвета которой соответствовали цветам ордена Святого Георгия, то есть «георгиевской ленте». Впоследствии эта награда получила название солдатский Георгиевский крест. Очень скоро этот крест – «солдатский Георгий» или «солдатский Егорий», как его называли в простонародье – стал самой популярной и почитаемой наградой в народе. Вместе с Георгиевским крестом всенародную популярность обрела и «георгиевская лента». Тогда же – в 1807 году – была учреждена и медаль «За храбрость», которую также носили на черно-оранжевой ленте. Эта медаль, как и Георгиевский крест стали самыми массовыми солдатскими наградами. В 1913 году медаль «За храбрость» была приравнена к Георгиевскому кресту.
С 1855 года офицеры, получившие наградное золотое холодное оружие «За храбрость», должны были прикреплять к нему темляки (декоративные кисти на эфесе или рукояти) из «георгиевской ленты».
За время существования черно-оранжевой ленты Святого Георгия – с 1769 и до 1917 года – эта «георгиевская лента» стала атрибутом многих воинских наград Российской империи. Расцветка «георгиевской ленты» активно использовалась в элементах военной формы, на воинских знаменах и штандартах. В царской России день учреждения ордена Святого Георгия – 26 ноября – считался праздничным Днем георгиевских кавалеров. В этот день, который праздновался ежегодно, по всей России чествовали кавалеров георгиевских отличий, то есть всех людей, получивших те или иные награды, в оформлении которых присутствовала черно-оранжевая расцветка «георгиевской ленты». Черно-оранжевые цвета были в Российской империи символом военной доблести и славы.
Эту символики попытались возродить в СССР во время Великой отечественной войны, когда 8 ноября 1943 года был учрежден «солдатский» орден Славы, желто-черная расцветка ленты которого напоминали о Георгиевском кресте. Позже в советскую наградную систему было введено понятие «гвардейской ленты» опять же желто-черной раскраски. Эта «гвардейская лента» была использована в 1945 году на колодке медали «За победу над Германией», которую получили все участники Великой отечественной войны. Ни орден Славы, ни «гвардейская лента» не обрели особой популярности ни в народе, ни среди военных.
«Георгиевская лента» не имеет никакого отношения ни к наградам СССР, ни к солдатам и офицерам советской армии. Наоборот, «георгиевская лента» имеет непосредственное отношение к Комитету освобождения народов России (организации русских эмигрантов, сотрудничавших во время войны с гитлеровской Германией), а также к солдатам и офицерам Русской освободительной армии («армии Власова»), воевавшей вместе с немецко-фашистскими войсками против советской армии. Черно-оранжевая «георгиевская» расцветка широко использовалась в военной атрибутике «армии Власова».
Многие награды Комитета освобождения народов России предписывалось носить на «георгиевской ленте».
После войны, в советское время никто никогда не вспоминал о «георгиевской ленте». Крайне редко вспоминали о похожей на нее советской «гвардейской ленте». И только после распада СССР, 2 марта 1992 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О государственных наградах Российской Федерации» было принято решение о восстановлении российского военного ордена Святого Георгия и знака отличия «Георгиевский крест». Однако широкого распространения практика вручения данных наград в современной российской армии не получила.
С 2005 года власти России запустили акцию «георгиевская ленточка» с целью «увековечивания памяти о Великой отечественной войне». Официальный стандарт путинской «георгиевской ленточки» по цветовой гамме и расположению черно-желтых полос основывается именно на варианте дореволюционной, царской «георгиевской ленты», широко использовавшейся в «армии Власова». Нынешняя путинская «георгиевская ленточка» не является видоизменным вариантом советской «гвардейской ленты».
К победе 1945 года «георгиевская лента» не имеет никакого отношения. Более того, данный символ использовался врагами СССР в период Великой отечественной войны. Нынешняя «георгиевская ленточка» является одним из атрибутов государственной идеологии современной России, средством формирования идеологических мифологем с целью присвоения исторических заслуг прошлых поколений. Нынешние российские власти пытаются переписать победу над фашизмом «под себя», сформировать у населения России, как и у русскоязычного населения сопредельных стран, ощущение, что победу в Великой отечественной войне одержал не СССР, а путинская Россия. С помощью вариации на георгиевскую тему кремлевские пропагандисты рассчитывают придать путинскому режиму больше весомости. Ежегодно проводимая акция «георгиевская ленточка» является масштабной пиар-кампанией Кремля, все более превращающейся в политический фарс, который не может затмить очевидного – ни к СССР, ни к нынешней России георгиевская лента не имеет абсолютно никакого отношения.
Мало кто знает, что кавалерами Георгиевского креста стали 84 эстонца. Первым был капитан Юлиус Удер, участвовавший в русско-японской войне и умерший в 1911 году.
Лишь десять эстонских георгиевских кавалеров прожили относительно спокойную жизнь, скончавшись в преклонном возрасте. В 1931 году в Норвегии умер полковник Пеэтер Раудсепп, который во время гражданской войны в России служил сначала в белогвардейской армии Колчака, а затем – в Красной армии и (после возвращения в Эстонию) – в эстонской, пока не ушел в отставку в 1928 году. Подпоручик Яан Яайк, которого в 1924 году окружной военный трибунал за совершенное преступление лишил офицерского звания, умер на своем хуторе в Тартумаа в 1936 году. Полковник Эрнст Лимберг, умерший в 1938 году, похоронен на Военном кладбище в Таллинне. Полковник Яан Нурк умер в 1939 году в Раквере. Полковник Фридрих Сикк, служивший во время гражданской войны в Красной армии, затем, с 1921-го года, – в вооруженных силах Эстонской Республики, а с 1940-го года – снова в Красной (советской) армии, умер после 1945 года в Таллинне. Капитан Роман Ростфельдт скончался в 1947 году в Пайде. Подпоручик Эдуард Мельтс умер в 1952 году в Эльва. Подполковник Эдуард Рюйтель сидел при большевиках в тюрьме, бежал, через Китай добрался до Эстонии, где занимался военным преподаванием, пока его в 1940 году не забрали в Красную армию, умер в 1969 году. Последним георгиевским кавалером, умершим в ЭССР в 1985 году в Тарту, был капитан Пауль-Вольдемар Тенно, служивший в белогвардейском Северном корпусе и в северо-западной армии генерала Юденича.
Судьба большинства эстонских георгиевских кавалеров сложилась трагически.
Семнадцать из них (прапорщики Георг-Эдгар Кристал, Эдуард Пере, Вольдемар Саарест, Александер Тыльд, Яак Тырванд, подпоручики Вольдемар Эннуксон, Карл Фрикхофф, Эдгар Кокк, Феликс Кяэрик, поручики Виллем Эрнесакс, Пеэтр Пийрако, Йохан Пулк, Эвальд Росин, подполковник Артур Рейссар, полковники Георг Кеэрманн, Аугуст-Фридрих Мастберг, Альфред Рейман) пали смертью храбрых на полях сражений Первой мировой войны.
Еще трое (поручики Георг Зиммерманн, Йоханнес-Эдуард Прей, капитан Антон Ирв) погибли в Освободительной войне. Четыре полковника (Аугуст Парсман, Густав Пийльберг, Эдуард Линтроп, Яак Розенбаум) сражались и погибли в рядах белогвардейских армий. Четверо (поручик Артур Блаубрюк, капитаны Йоханнес Херм и Аугуст-Александр Кильк, подполковник Александер Сильберг) скончались в начале 1920-х годов, сказались последствия тяжелых ранений, полученных во время войны.
О судьбе девятнадцати человек ничего неизвестно. После окончания Первой мировой затерялись следы подполковников Николая Кыйгериста и Константина Мартсона, капитанов Альберта-Самуэля Херника, Карла Таммана, Хейнриха Кукка и (дважды георгиевского кавалера) Михаила Меделя, подпоручика Эдуарда Лоотсмана. Также ничего неизвестно о прапорщике Аркадие Тенге и Освальде Куузике, получивших тяжелые ранение в боях первой мировой. Прапорщик Сергей Аси-Айс был мобилизован в Красную армию. Полковник Пеэтер Корроль был арестован в 1917 году распропагандированной большевиками взбунтовавшейся солдатней. Генерал-майор Йохан Лепик первую мировую войну закончил командиром дивизии русской армии, затем служил в Красной армии, а в 1920-е годы принял гражданство Латвийской Республики. Дважды георгиевский кавалер полковник Николай Рудсон сражался в рядах белогвардейских армий, вместе с остатками армии Врангеля эвакуировался из Крыма в Константинополь, где обратился в консульство Эстонии с ходатайством о получении эстонского гражданства, но на родину так и не вернулся. Похожая судьба и военного авиатора капитана Александера Лутса, который воевал в белогвардейской Донской армии, а в начале 1920 годов безрезультатно пытался выехать из Грузии в Эстонию. Капитан Александер Тамм в 1919-1920 годах служил в польской армии, воевавшей с большевистской Россией, затем вернулся в Эстонию и в 1929 году оставил военную службу. Капитан Вольдемар Пихельбаум воевал в составе северо-западной армии Юденича, а в 1920 году был зачислен в резерв эстонской армии. Морской офицер Эмиль-Николай Рейнояан во время Первой мировой войны служил на Балтийском флоте, в гражданскую – на Волжско-каспийской флотилии Красной армии, а после возвращения в Эстонию до 1934 года – в ВМФ Эстонии. Капитан Александер Росалк после участия в Освободительной войне, в 1923 году поступил на службу в погранохрану Эстонии. Также неизвестна дальнейшая судьба и дважды георгиевского кавалера капитана Максимилиана Раммуля, вернувшегося в Эстонию в 1923 году.
Девять георгиевских кавалеров были вынуждены покинуть Эстонию после советской оккупации. На их долю выпала судьба скитальцев, закончивших свои дни на чужбине. Дважды георгиевского кавалера подполковника Рихарда Франка большевики сажали в тюрьму во время гражданской войны, поэтому он не стал дожидаться нового ареста и уехал за границу после установления в Эстонии советской власти. Подполковник Вальтер-Альфонс Бергман умер в Канаде, майор Матиас-Аксель Грензуп и полковник Владимир Яаниц – в Германии, полковник Эдуард Канеп, капитан Мартин Лейбург и поручик Хуго-Йоханнес Мёльдре – в Швеции, подполковник Карл-Эдуард Прейсберг – в США, в эмиграции закончил свои дни и полковник Александер Линденвальд.
Два георгиевских кавалера – подполковники Карл Тийтсо и Йоханнес-Хейнрих Мяэ – погибли во Второй мировой войне, сражаясь в рядах немецкой армии.
Остальные георгиевские кавалеры Эстонии были ликвидированы советской властью. Полковник Эрих Бахман в 1941 году был депортирован в Россию, где через год умер. Генерал-майора Херберта-Лоренца Бреде, арестованного в 1941 году, расстреляли в Норильске в 1942 году. Генерал-майор Федор Георг в 1940 году был арестован и осужден на десять лет тюрьмы за контрреволюционную деятельность, которая выражалась в службе в северо-западной армии генерала Юденича. В том же 1940 году был арестован и осужден на десять лет тюрьмы полковник Александер Парв, воевавший в белогвардейской армии Врангеля, умер в 1949 году в тюрьме города Верхне-Уральск Челябинской области. Генерал-майор Густав Йонсон умер в тюрьме Челябинска в 1942 году. Полковник Пеэтер Канн, ставший после выхода в отставку заместителем председателя Государственного суда Эстонской Республики, был расстрелян в 1943 году в лагере под Соликамском. Полковника в отставке Эдуарда-Альфреда Куббо арестовали летом 1940 году и через год расстреляли в Таллинне. Генерал-майора Ханса Курвица расстреляли в 1943 году в одном из сталинских лагерей. Аналогичная участь настигла и полковника Хейнриха-Михаэля Паавияана. Арестованный в 1940 году лейтенант Эмиль Смиронин, умер в заключении в 1942 году в Горьковской области. Арестованный в 1940 году полковник Карл Талло умер в 1942 году в «Севураллагере» Свердловской области. Арестованный в 1940 году бывший начальник генштаба эстонской армии генерал-майор Юхан Тырванд умер в 1942 году в лагере под Вяткой. Капитан в отставке Хейнрих Вахтрамяэ, работавший председателем окружного суда в Таллинне, был арестован и расстрелян в 1941 году в тюрьме Соликамска Пермской области. Арестованный в 1941 году подполковник в отставке Эдуард-Рихард Вилльманн был осужден на десять лет тюрьмы и через год умер в Сибири.
Наиболее известный георгиевский кавалер Эстонии Йохан Лайдонер воевал на кавказском фронте Первой мировой войны. Во время Освободительной войны, в декабре 1918 года, он был назначен главнокомандующим эстонскими вооруженными силами. В 1919 году Лайдонеру было присвоено звание генерал-майора, а в 1920 году – генерал-лейтенанта. В 1921-29 годах Лайдонер избирался депутатом Рийгикогу Эстонской Республики. Затем вновь был назначен главнокомандующим эстонской армией, занимал этот пост вплоть до включения Эстонии в состав СССР. Арестованный чекистами генерал Лайдонер умер 13 марта 1953 года в России, в тюрьме города Владимира.
Много георгиевских кавалеров было среди латышей и литовцев. Жизнь большинства из них трагически прервалась в первые годы советской оккупации Латвии и Литвы. Финнам – кавалерам Георгиевского креста повезло больше, потому что Финляндия сумела отстоять свою независимость в «зимней войне» с СССР в 1939-40 годах. Примечательно, что финской армией тогда командовал еще один георгиевский кавалер, фельдмаршал Карл Густав Маннергейм, который из своих многочисленных воинских наград более всего ценил именно Георгиевский крест.