Sõru Jazz 2015

Джазовый фестиваль Sõru Jazz проходит на острове Хийюмаа в небольшом порту Сыру и в (бывшей) рыбацкой деревне Калана, являющейся крайней западной оконечностью Эстонии. Фестиваль – камерный, публика – избранная, то есть не случайная. В основном, это (около-)богемные дачники, которых еще называют «летними хийюмаасцами». Это люди, купившие хутора или построившие дома на довольно удаленном острове в надежде укрыться там, хотя бы на три летних месяца, от суетности и безалаберности материковой жизни.

Искристый Sõru Jazz как бы задает тональность на все лето. Лето, которое может быть, как солнечно-ласковым, так и дождливо-ветреным, но всегда очаровывающим, словно джазовая музыка.

Американский джазмен, барабанщик Брайен Мэлвин часто выступает на Sõru Jazz. Он не скрывает своей влюбленности в Хийюмаа, в остров, завораживающий своей неброской, естественной красотой. В этом году Брайен предстал в двух ипостасях. Сначала в составе созданной им же из эстонских музыкантов джаз-группы Modern Times, играющей стандартный американский джаз. Тоже очень интересно. Но лично мне больше понравился другой ансамбль – Drum Prana, в котором Мэлвин играет на экзотичных ударных инструментах и синтезаторе, Танель Рубен и Дмитрий Дмитренко – на электронных и неэлектронных «барабанах», а диджэй P.Julm производит всевозможные звуковые эффекты. В результате сочетания ритмики и электронно-акустических новшеств рождается очень своеобразный этно-фольк с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими мотивами. Рождаются непредсказуемые спиритуальные мелодии. Безусловно, выступление Drum Prana стало одной из двух главных «изюминок» на Sõru Jazz 2015.

Другой «изюминкой» был квартет в составе российского саксофониста Алексея Круглова, гитариста Яака Соояэра, контрабасиста Михкеля Мяльганда и ударника Танеля Рубена. А яркую привлекательность их выступлению придавало то обстоятельство, что они играли классические произведения известных русских композиторов – Мусорского, Римского-Корсакова, Бородина. Играли максимально близко к оригиналу. Яак неоднократно уверял слушателей, что они не добавили от себя ни одной ноты в музыку композиторов «могучей кучки». Ноты может быть и не добавили, но импровизации было достаточно. Достаточно для того, чтобы придать знакомым мелодиям джазовое своеобразие и помочь по-новому прочувствовать музыкальную классику.

В этом году не обошлось без ложечки соли, которая, однако, не испортила бочку меда. Пишу об этом только потому, что я впервые видел, как с концерта Sõru Jazz массово уходили слушатели. Случилось это чрезвычайное происшествие на выступлении коллектива с характерным наименованием – Maria Faust Jazz Catastrophe. Тон в этой группе задает уроженка острова Сааремаа, саксофонистка Мария, Фауст – это, наверное, творческий псевдоним. Она собрала четырех датчан с поляком, которые все вместе начали производить какофонию, которую сама Мария называет «приятной катастрофой». Я не исключаю, что кому-то действительно может нравится это сочленение звуков. Но внутренний голос все же нашептывает мне, что большинство людей, решивших высидеть до конца «джаз катастрофу», сделали это, скорее всего, из вежливости.

Очень понравился Tree Stones Quartet, состоящий из двух литовцев – Кестутис Вайгинис (саксофон), Дмитрий Голованов (клавишные) – и двух эстонцев – Пеэду Кассь (контрабас), Каспар Каллусте (ударные). Парни играют такой мужской джаз, базирующийся на виртуозности владения музыкальными инструментами и интенсивности эмоций, среди которых нет места сентиментальности.

Зато очень много ностальгической сентиментальности было в концерте, который дали популярнейший саксофонист Эстонии Райво Тафенау и не менее любимая народом певица Лийзи Койксон. На гитаре играл Пауль Даниель, на контрабасе – Марти Тярн и на ударных – опять же Каспар Каллусте. Это был концерт, посвященный творчеству выдающегося эстонского джазового композитора Вальтера Ойякяэра. Правда, при жизни музыка Ойякяэра официально именовалась танцевальной, поскольку при советской власти джаз не поощрялся. И хотя моя молодость прошла под иные мелодии, но я с огромным удовольствием слушал песенные композиции в великолепном вокальном исполнении Лийзи Койксон, излучавшей наивное очарование юности.

Повышенный ажиотаж публики вызвало выступление легендарного эстонского блюз-бэнда Compromise Blue. Там играет много музыкантов, почти целый оркестр, но тон задает солист Эмиль Рутику. Он наглядный пример того, как шарм и харизма певца с лихвой компенсируют, может быть, не самые выдающиеся голосовые данные.

Вот у кого с этим нет абсолютно никаких проблем, так это у вокалистов лучшей (это не преувеличение) вокальной группы Эстонии Estonian Voices. Это Кадри Вооранд, Мария Вяли, Мирьям Деде, Микк Деде, Арно Тамм, Ааре Кюлама. Они поют и играют (чистыми родниковыми голосами) как народные песни, так и аранжировки известных музыкальных хитов. Умело скомбинированные композиции оставляют певцам-музыкантам много места для неожиданных и эффектных импровизаций.

Были и другие выступления на хорошем профессиональном уровне.

Будучи постоянным жителем и патриотом острова Хийюмаа я не могу не отметить выступление Swing Rock Band, состоящей из учащихся основной школы в поселке Эммасте. Под руководством своего учителя музыки Тоомаса Паапа девочки и мальчики старательно играли свинговые и роковые мелодии. И это убедительное свидетельство того, что джаз на Хийюмаа любят не только «летние дачники».

Фотогалерею с Sõru Jazz 2015 можно посмотреть здесь: https://samorodni.eu/kalli/kalli-samorodni/hiiumaa-fotoblogi/