Фолк в Эстонии – от Хийюмаа до Вильянди
В Эстонии музыка в стиле фолк пользуется большой популярностью. Свидетельство тому – четыре фолк-фестиваля высокого уровня, проходящие каждое лето. Я ограничиваюсь двумя.
Один – Hiiu Folk, проходящий на острове Хийюмаа, задумывался как общий праздник для всех островитян. Хотя среди зрителей все еще преобладают приезжие из других регионов Эстонии. На международный уровень хийюмааский фестиваль пока еще не вышел. Это видно и по подбору участников. В основном это музыканты и исполнители из Эстонии.
Преобладают любимые народом ансамбли – Roburohi, Sannalise, Untsakad и другие, – под задорную музыку которых танцуется весело и раскрепощенно. Здесь хотелось бы отметить своеобразные композиции группы Ummamuudu, исполняющей песни на, к сожалению, исчезающем выруском языке, характерном для южно-эстонской местности Вырумаа. Мне еще особенно понравился вокальный ансамбль Estonian Voices, каждая композиция которых, благодаря потрясающим по красоте и моще голосам вокалистов, превращается в музыкальный шедевр. Очень приглянулся ансамбль Angus, вызвавший бурю положительных эмоций у молодежного контингента зрителей. Парни играют зажигательную музыку, в которой явно слышны какие-то тропические ритмы, то ли латиноамериканские, то ли африканские. Их вступление выглядело весьма впечатляюще на фоне дождливо-прохладной погоды.
Организаторы Hiiu Folk стараются приглашать и пару зарубежных коллективов. На большее, видимо, не хватает денег. В этом году «гвоздем программы» должен был стать ансамбль из Ганы, члены которого играют на экзотичных ударных инструментах. Однако музыканты из Африки почему-то не приехали. В результате зарубежье на Hiiu Folk было представлено шведско-финским коллективом Tulipalo во главе с очень популярным в Северной Европе фолк-музыкантом Даниэлем Викслундом. Представлено было великолепно. Это были два наиболее радостных концерта, категорически опровергавших стереотипное суждение об эмоциональной замкнутости обитателей балтийского региона.
Наиболее привлекательным на Hiiu Folk по-прежнему остается третий, воскресный день, когда концерты проходят по всему острову в лютеранских и православных церквях. Незабываемое впечатление произвело выступление Эвы Митрейкиной, исполнявшей старинные песни на эстонском, армянском, украинском, греческом и русском языка. Эва пела максимально близко к оригиналу под аккомпанемент воистину народных музыкальных инструментов, звучание которых случается слышать крайне редко. Не менее сильное впечатление произвел концерт вокального ансамбля Vox Clamantis, специализирующегося на церковных песнопениях. Слушая эти мелодии, невольно погружаешься в сферу подсознательного, в какое-то присущее буддизму медитативное состояние.
В отличие от относительно скромного хийюмааского фестиваля Viljandi Folk, проходящий в южно-эстонском городе Вильянди, за 23 года своего существования превратился в масштабное, если не сказать грандиозное музыкальное мероприятие, привлекающем огромное количество зрителей как со всей Эстонии, так и из других стран. По оценкам организаторов, концерты Viljandi Folk этого года посетили более 20 тысяч человек. Иногда такое огромное скопление народа даже несколько утомляет. А обилие концертов в насыщенной четырехдневной программе при всем желании не позволяет увидеть и услышать все выступления. Приходится выбирать.
Естественно, сказываются старые привязанности. Уже с десяток лет я хожу на концерты эстонско-украинского ансамбля Svjata Vatra, созданного осевшим в Эстонии бывшим тромбонистом легендарных украинских «Гайдамаков» Русланом Трочинским. Благодаря экспрессии и эмоциональной напористости Руслана его группа очень популярна среди эстонцев, полюбивших этот необычный коллектив не только за исполнительское мастерство музыкантов, но и за оригинальность и непохожесть на другие эстонские ансамбли.
Тем не менее, среди эстонских артистов я отдаю предпочтение молодым и новообразованным коллективам. Приглянулся дуэт в составе Кульно Мальва (аккордеон, вокал) и Тыниса Кирсипу (ударные), которые исполняют песни как традиционного, так и нового (городского) эстонского фольклора. Приятное впечатление произвело музыкальное преображение певицы Мари Калкун, ставшей популярной благодаря своим авторским песням. На нынешнем вильяндиском фестивале Мари в сопровождении интернационального ансамбля Runorun пела песни на редких языках малых финно-угорских народов.
Но лично для меня открытием этого года стал ансамбль Rüüt, который музыкальные критики уже успели причислить к течению альтернативного фолка. С одной стороны, Юхан Уппин и Тоомас Окс играют на ставших очень редкими эстонских гармошках, а актриса Майли Метссалу и джаз-музыкант Маарья Соомре красивыми и звучными голосами поют народные песни. Но с другой стороны, все это звучит очень современно, почти эстрадно, но отнюдь не попсово.
Особый блеск Viljandi Folk придают, конечно-же, зарубежные исполнители.
Так, американский виртуоз-скрипач Casey Driessen очень убедительно продемонстрировал неиссякаемые возможности скрипки. Это надо уметь, стоя в одиночестве на сцене, держать более часа в эмоциональном напряжении многочисленных слушателей.
Необычно звучали композиции в исполнении шведско-норвежского трио Erlend Viken. Необычно, потому что в своем творчестве музыканты гармонично сочетают традиционную норвежскую музыку с мелодиями, присущими кочевникам Сахары. Поэтому они и называют свой стиль «норвежским пустынным блюзом».
Россию на Viljandi Folk представлял ансамбль из Мордовии Merema, давший не сцене целое представление, в ходе которого, помимо исполнения народных мордовских песен, зрителям продемонстрировали и некоторые ритуальные танцы Мордвы.
Польская группа Warsaw Village Band придала вильяндискому фестивалю славянский колорит, который эмоционально усилил украинский ансамбль «Веселi вуйки». Если поляки покоряли слушателей аутентичным звучанием старых польских деревенских песен, то украинцы быстро, легко и виртуозно заводили людей на раскрепощенные пляски под зажигательные украинские танцевальные мелодии.
Пожалуй, самым необычным гостем Viljandi Folk этого года был коллектив Lo Còr De La Plana из Франции. Рука не поднялась написать «французский». Они из Марселя, поют на окситанском языке, который является родным для примерно полутора миллионов человек, проживающих на юге Франции. Их страстные полифонические мужские песни чем-то напоминают роскошные грузинские песнопения. И все это действо происходит под аккомпанемент бендира (африканского барабана), тамбурина и прочих ударных инструментов.
Фолк-фестиваль в Вильянди оставляет очень приятное впечатление, которое не может испортить становящаяся, на мой взгляд, чрезмерной его коммерциализация. Я никого не осуждаю, понимая, что проведение столь масштабного мероприятия требует значительных финансовых затрат. Хочется верить, что коммерция не подавит дух свободы и богемное очарование, бывшие на протяжении многих лет отличительным признаком Viljandi Folk.
Фотогалереи с Hiiu Folk и Viljandi Folk можно посмотреть здесь:
https://samorodni.eu/kalli/kalli-samorodni/hiiumaa-fotoblogi/i