Эстонская реклама и мастер-класс российской спецпропаганды

Недавно на русскоязычном сайте Postimees появилась статью о том, как «многие нарвитяне лишились российских телеканалов». Дело в том, что российские телеканалы перешли с аналогового вещания на цифровое. А это значит, что жители Нарвы, которые раньше принимали российские телеканалы с помощью обычной антенны, направленной на ближайшую к Нарве телевышку в Кингисеппе, теперь лишились такой возможности. Любопытно, что многие квартирные товарищества в Нарве устанавливали на «своих» многоквартирных домах общедомовые антенны, которые позволяли жильцам этих домов бесплатно смотреть практически неограниченное количество российских телеканалов.

По сути, эта статья на русском Postimees представляет собой инструкцию о том, какие именно приставки к телевизору, где и по каким ценам можно купить, чтобы и дальше принимать российские телеканалы из-за реки. Автор статьи проделал большой объем работы, обойдя, видимо, все магазины, торгующие бытовой электроникой не только в Нарве, но и в соседнем Ивангороде, чтобы донести читателям информацию о том, что нужные телевизионные приставки на российской стороне можно купить быстрее и стоят они дешевле.

Почему редакция русского Postimees так озабочена тем, чтобы жители Нарвы и дальше могли беспроблемно смотреть как можно больше российских телеканалов? Может быть, это связано с решением руководства Postimees Grupp собирать рекламу для российских телеканалов?

Эстонские СМИ, в том числе и Postimees, много писали о том, что входящий в медиа-холдинг Baltic Media Alliance телевизионный «Первый балтийский канал» (ПБК) является основным рупором распространения в Эстонии кремлевской пропаганды. Среди русскоязычных журналистов ходят разговоры о сокращении денежных поступлений от продажи рекламного времени на российских телеканалах. Видимо, руководство Baltic Media Alliance рассчитывает, что Postimees Grupp будет вызывать больше доверия у эстонских рекламодателей.

Политический контент на российских телеканалах такой же, как и на ПБК. Все федеральные российские телеканалы ретранслируют кремлевскую пропаганду. На эту тему написано сотни, а то и тысячи статей. Я процитирую одну из них, опубликованную в русскоязычном журнале «Партнер», выходящем в Германии, где проблема кремлевской пропаганды приобретает такую же остроту, как и для Эстонии.

Автор статьи, бывший советский журналист-международник Евгений Кочанов написал: «Уровень дискуссии в пропагандистских передачах российского телевидения отражает уровень морального падения российской журналистики. <…> Журналистика умерла в России. Настоящая журналистика – главной целью которой является поиск истины».

Далее Кочанов, который изучал «спецпропаганду» на военной кафедре МГУ, пишет, что телевизионная российская журналистика действует по методам этой самой «спецпропаганды», целью которой является «разложения войск и населения противника, принуждения его к сдаче позиций, городов, всей страны». Упоминая методы «спецпропаганды» («гнилая селёдка», «перевернутая пирамида», «большая ложь», «40 на 60», «абсолютная очевидность»), автор статьи добавляет: «После революции в области информационных технологий, появились методы спецпропаганды, бьющие еще более эффективно, еще более убийственно».

Результатом «спецпропагандистской» деятельности российских телеканалов является «резкое увеличение предельно оболваненных личностей». У этого явления есть и научный термин — «когнитивный диссонанс»: «Он относится к психологии личности, когда человек не может совместить свои воззрения, представления, убеждения, мысли с окружающей реальностью. Это относится к тем, кто взахлеб смотрит российское телевидение». Автор статьи пишет: «Я вижу на российском телевидении, а это сегодня единственное «средство информации» для подавляющего большинства населения России, да и для многих иммигрантов здесь, в Германии, – многократно в течение дня транслируемую ненависть к Украине, к Западу и к США, в особенности».

Излишне добавлять, что российские телеканалы культивируют такую же ненависть в сознании не только русскоязычных жителей Германии, но и Эстонии, Латвии, Литвы и многих других стран.

Практически все российские федеральные телеканалы де-юре или де-факто являются собственностью российских государственных структур, которые полностью контролируют их контент. Это относится и к телеканалам, рекламу для которых в Эстонии намерен собирать Postimees Grupp.

Согласно данным, опубликованным на портале «ТелеВести.Ру», контрольный пакет акций (51%) «Первого канала» принадлежит российскому государству, а остальные 49% — частным лицам, связанным с правящим в России режимом. ПБК – это клон российского «Первого канала» в странах Балтии. Телеканал «Россия», в том числе и его зарубежная разновидность «РТР-Планета» входит в медиа-корпорацию Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, которая на 100% принадлежит российскому государству. Все 100% акций телеканала НТВ, в том числе и его зарубежной разновидности «НТВ-Мир», принадлежат государственному газовому монополисту «Газпром», то есть опять же фактически российскому государству. Формально телеканал РЕН ТВ, в том числе и его местная разновидность Ren TV Baltic, принадлежит частным акционерам. Но контрольным пакетом акций телеканала (68%) владеет фирма «Национальная медиа группа», акционерами которой являются исключительно близкие друзья верховного правителя России Владимира Путина.

Телеканалы, находящиеся под контролем Кремля, получают финансовые дотации из государственного бюджета России. По сообщению INTERFAX.RU, в 2020 году планируется еще на треть увеличить государственные денежные вливания в эти телеканалы. Российские федеральные телеканалы работают в убыток. Так, например, по данным российского портала РБК, в настоящее время задолженность «Первого канала» кредиторам превышает 20 миллиардов рублей.

Есть все основания утверждать, что сбор рекламы для российских телеканалов в Эстонии, как и в других странах Балтии, по существу является скрытой формой финансирования российской индустрии пропаганды.

Eesti Päevaleht, 04.11.2019.

На эстонском читать здесь.